Как помочь возникновению таких лидеров?



 

В феврале 1990 г., когда президент ЮАР де Клерк объявил о снятии запрета на политическую деятельность негритянского населения страны и об освобождении политических заключенных, я работал там в рамках программы по воспитанию белых и чернокожих лидеров, способных строить обучающиеся организации и сообщества. В ожидании близкого освобождения Нельсона Манделы, которое случилось через неделю, мы читали речь филиппинского политика Корасон Акино. Она говорила, что, когда ее муж, Бениньо Акино, вышел из тюрьмы, «...каждый, знавший его, отметил в нем глубокие изменения. Великолепный "политический зверь" — изворотливый, быстрый, красноречивый и отважный, который отдавал свои природные таланты на службу республике в надежде на славу и почести, он превратился в человека, для которого любовь к стране стала только другой стороной его любви к Богу. Я считаю, что это самый истинный и лучший вид патриотизма. Только в таком случае патриотизм перестает быть прибежищем негодяев и обращается в служение истинного христианина... Такие мужчины и женщины, естественно, не делаются по заказу — чтобы они вошли в оппозицию или возглавили ее. Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создают себя сами. Если вы разделяете мое растущее убеждение, что только через них придут желанные нам изменения, тогда вам придется разделить и следующий мой вывод: изменения произойдут, и победа будет одержана. Но победу, означающую нечто большее, чем смену правящих лиц, мы одержим только тогда, когда появится достаточное число именно таких людей».

В этой речи больше всего поражает высказывание, что «таких людей вообще нельзя создать, ибо они создают себя сами». Большинство выдающихся лидеров, с которыми мне случилось работать, не были ни высокими, ни стройными, ни особенно привлекательными. Зачастую они довольно посредственные ораторы, не выделяются в толпе, а их красноречие не способно воспламенить слушателей. Их, как правило, отличает ясность и убедительность идей, глубина убежденности и постоянная готовность учиться. У них нет «готового ответа на все», но они умеют внушить окружающим уверенность, что вместе «мы можем научиться всему, что нам нужно для достижения желаемого». Способность таких людей быть прирожденными лидерами является побочным результатом всей их жизни, подчиненной развитию умения формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляли над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение.

 

Если личная харизма не опирается на такие усилия, это всего лишь стиль, лишенный содержания. И тогда каждый, кто поддался обаянию пустого стиля, теряет последнюю способность мыслить самостоятельно и принимать разумные решения. Такой лидер опасен как для общества, так и для организации. Вот почему для потенциальных лидеров так важны пять дисциплин, о которых мы говорили в частях II и III этой книги. Они образуют рамку для фокусирования усилий по развитию способностей быть лидером. Системное мышление, личное совершенствование, нтеллектуальные модели, создание коллективного видения и коллективное обучение — все это может быть названо как обучающими дисциплинами, так и дисциплинами лидерства. Преуспевшие в этих областях станут естественными лидерами обучающихся организаций. В нашей программе развития лидерских качеств мы акцентируем «индивидуальные дисциплины» — системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. Но нельзя недооценивать глубоко личную природу лидерства, которое не сводится к набору умений или знаний. Люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Можно сформулировать иначе. Кто является природным лидером обучающейся организации? Тот, кто способен учиться.

 

Время выбирать .

 

Парадоксально то, что лидерство в обучающейся организации — это функция одновременно личная и коллективная. Хотя ответственность за принимаемые решения распределена между многими, но участие в принятии решений есть дело личного выбора. Выбирать — это не то же самое, что хотеть. Попробуйте сами. Скажите: «Я хочу». А потом скажите: «Я решил». В чем разница? Для большинства людей «я хочу» — это пассивная позиция, а «я решил» — активная. Для большинства желать — все равно, что не иметь. Выбор — это позиция самодостаточности: мы намерены получить то, что желаем. Оглядываясь на прошлое, выясняешь, что некоторые решения сыграли главную роль в последующей жизни. Именно так будут работать и наши последующие решения. К такого рода решениям относится готовность стать частью обучающейся организации. И не важно, сколько в ней человек — трое или три тысячи. Только благодаря выбору человек становится служителем высших целей и замыслов. Только сознательное решение может привести человека в ряды тех, кто осваивает обучающие дисциплины. Помощь и пример окружающих имеют большое значение, но решение должен принять сам человек. Обучающиеся организации создаются только людьми, отдающими все силы на службу выбранным задачам. Все дело в решимости и самоотверженности. В этой книге я не стремился убедить людей, что им следует посвятить свою жизнь созданию обучающихся организаций. Я просто пытался объяснить, чем может быть такая организация и как ее можно создать, чтобы остальные увидели, какие возможности открыты перед ними. Решение, как это всегда и бывает, остается за вами.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!