Листинг 11.5. Замещение метода базового класса в производном классе



1: //Листинг 11.5. Замещение метода базового класса в производном классе

2:

3: #include <iostream.h>

4: enum BREED { GOLDEN, CAIRN, DANDIE, SHETLAND, DOBERMAN, LAB };

5:

6: class Mammal

7: {

8: public:

9: // Конструкторы

10: Mammal() { cout << "Mammal constructor...\n"; }

11: ~Mammal() { cout << "Mammal destructor...\n"; }

12:

13: //Другие методы

14: void Speak()const { cout << "Mammal sound!\n"; }

15: void Sleep()const { cout << "shhh. I'm sleeping.\n"; }

16:

17:

18: protected:

19: int itsAge;

20: int itsWeight;

21: };

22:

23: class Dog : public Mammal

24: {

25: public:

26:

27: // Конструкторы

28: Dog(){ cout << "Dog constructor...\n"; }

29: ~Dog(){ cout << "Dog destructor...\n"; }

30:

31: // Другие методы

32: void WagTail() const { cout << "Tail wagging...\n"; }

33: void BegForFood() const { cout << "Begging for food...\n"; }

34: void Speak() const { cout << "Woof!\n"; }

35:

36: private:

37: BREED itsBreed;

38: };

39:

40: int main()

41: {

42: Mammal bigAnimal;

43: Dog fido;

44: bigAnimal.Speak();

45: fido.Speak();

46: return 0;

47: }

 

Результат:

Mammal constructor...

Mammal constructor...

Dog constructor...

Mammal sound!

Woof!

Dog destructor...

Mammal destructor...

Mammal destructor...

 

Анализ: В строке 34 в классе Dog происходит замещение метода базового класса

Speak(), в результате чего в случае вызова этой функции объектом класса Dog на экран выводится Woof!. В строке 42 создается объект bigAnimal класса Mammal, в результате чего вызывается конструктор класса Mammal и на экране появляется первая строка. В строке 43 создается объект Fido класса Dog, что сопровождается последовательным вызовом сначала конструктора класса Mammal, а затем конструктора класса Dog. Соответственно на экран выводится еще две строки.

В строке 44 объект класса Mammal вызывает метод Speak(), а в строке 45 уже объект класса Dog обращается к этому методу. На экран при этом выводится разная информация, так как метод Speak() в классе Dog замещен. Наконец выполнение программы выходит за область видимости объектов и для их удаления вызываются соответствующие пары деструкторов.

 

Перегрузка или замещение

Эти схожиеподходы приводят почти к одинаковым результатам. При перегрузке метода создается несколько вариантов этогометода с одним и тем же именем, но с разными сигнатурами. При замещении в производном классе используется метод с тем же именем и сигнатурой, что и в базовом классе, но с изменениями в теле функции.

Сокрытие метода базового класса

 

В предыдущем примере при обращении к методу Speak() из объекта класса Dog программа выполнялась не так, как было указано при объявлении метода Speak() в базовом классе. Казалось бы, это то, что нам нужно. Если в классе Mammal есть некоторый метод Move(), который замещается в классе Dog, то можно сказать, что метод Move() класса Dog скрывает метод с тем же именем в базовом классе. Однако в некоторых случаях результат может оказаться неожиданным.

Усложним ситуацию. Предположим, что в классе Mammal метод Move() трижды перегружен. В одном варианте метод не требует параметров, в другом используется один целочисленный параметр (дистанция), а в третьем — два целочисленных параметра (скорость и дистанция). В классе Dog замещен метод Move() без параметров. Тем не менее попытка обратиться из объекта класса Dog к двум другим вариантам перегруженного метода класса Mammal окажется неудачной. Суть проблемы раскрывается в листинге 11.6.

Листинг 11.6. Сокрытие методов

1: //Листинг 11.6. Сокрытие методов

2:

3: #include <iostream.h>

4:

5: class Mammal

6: {

7: public:

8: void Move() const { cout << "Mammal move one step\n"; }

9: void Move(int distance) const

10: {

11: cout << "Mammal move ";

12: cout << distance <<" steps.\n";

13: }

14: protected:

15: int itsAge;

16: int itsWeight;

17: };

18:

19: class Dog : public Mammal

20: {

21: public:

22: // Возможно, последует сообщение, что функция скрыта!

23: void Move() const { cout << "Dog move 5 steps.\n"; }

24: };

25:

26: int main()

27: {

28: Mammal bigAnimal;

29: Dog fido;

30: bigAnimal.Move();

31: bigAnimal.Move(2);

32: fido.Move();

33: // fido.Move(10);

34: return 0;

35: }

 

Результат:

Mammal move one step

Mammal move 2 steps.

Dog move 5 steps.

 

Анализ: В данном примере из программы были удалены все другие методы и данные, рассмотренные нами ранее. В строках 8 и 9 в объявлении класса Mammal перегружаются методы Move(). В строке 23 происходит замещение метода Move() без параметров в классе Dog. Данный метод вызывается для объектов разных классов в строках 30 и 32, и информация, выводимая на экран, подтверждает, что замещение метода прошло правильно.

Однако строка 33 заблокирована, так как она вызовет ошибку компиляции. Хотя логично было предположить, что в классе Dog свободно можно использовать метод Move(int), поскольку замещен был только метод Move(), но в действительности в данной ситуации, чтобы использовать Move(int), его также нужно заместить в классе Dog. В случае замещения одного из перегруженных методов скрытыми оказываются все варианты этого метода в базовом классе. Если вы хотите использовать в производном классе другие варианты перегруженного метода, то их также нужно заместить в этом классе.

Часто случается ошибка, когда после попытки заместить метод в производном классе данный метод оказывается недоступным для класса из-за того, что программист забыл установить ключевое слово const, используемое при объявлении метода в базовом классе. Вспомните, что слово const является частью сигнатуры, а несоответствие сигнатур ведет к скрытию базового метода, а не к его замещению.

 

Замещение и сокрытие

В следующем разделе главы будут рассматриваться виртуальные методы. Замещение виртуальных методов ведет к полиморфизму, а сокрытие методов разрушает поли- морфизм. Скоро вы узнаете об этом больше.

 

Вызов базового метода

 

Даже если вы заместили базовый метод, то все равно можете обратиться к нему, указав базовый класс, где хранится исходное объявление метода. Для этого в обращении к методу нужно явно указать имя базового класса, за которым следуют два символа двоеточия и имя метода. Например: Mammal: :Move().

Если в листинге 11.6 переписать строку 32 так, как показано ниже, то ошибка во время компиляции больше возникать не будет:

32: fido.Mammal::Move();

Такая запись, реализованная в листинге 11.7, называется явным обрашением к методу базового класса.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!