Женские образы в пьесах А. Н. Островского



 

Александр Николаевич Островский – драматург, открывший неизвестный доселе русскому театру мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Но он не только творец остросоциальных драм; он поднял проблему неполноправного положения женщины в этом мире капитала, он создал сильные, самобытные женские характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских женщин: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы «Свои люди – сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Все они разные, все достойны внимания, но больше всего, на мой взгляд, сам драматург любил тех из них, которые не умели защитить себя в этом мире, потому что выше всего ставили свои принципы. Таковы героини «Грозы» и «Бесприданницы». Подробно посмотрим характеры героинь этих пьес.

Катерина Кабанова – противоречивая и своеобразная натура. Она богобоязненна и в то же время мятежна. Воспитанная в любви, она выросла не готовой к тем испытаниям, которые ждут ее за порогом родительского дома.

Вспоминая детство в родном доме, Катерина понимает, что надежда на счастье не оправдалась. Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. А вот Варвара, выросшая в этой семье, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина внешне принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Свою честность она не хочет приносить в жертву «украденному» счастью. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» – говорит она любимому.

И в то же время неволя глубоко засела в ее душе. Катерина уже никогда не сможет быть свободной по‑настоящему. Она боится даже того, что, на первый взгляд, опасности не представляет. Обычную летнюю грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, каждый по‑своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина все же воспринимает самоубийство не как грех, а как освобождение от мук и страданий: «Мне так будет легче. А об жизни и думать не хочется. Опять жить. Нет, нет, не надо…» Катерина видит глубокое несовершенство этого мира, не принимает его правила, и потому погибает.

Совершенно иной характер у Ларисы Огудаловой. Она из образованной, но бедной семьи. Чтобы жить хорошо, ее матери приходится вести почти предосудительный образ жизни. Заметно, что она не прочь подыскать своей дочери если не мужа, то богатого содержателя. Ларисе же чужд этот мир денег, окружающий ее. Она стремится вырваться из своего окружения, где царит дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру.

Она мечется: с одной стороны, готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. С другой – ей хочется счастья именно с любимым человеком. Но любовник предает ее, и даже завалящий жених Карандышев смотрит на нее, как на свою собственность. «Вещь… да, вещь… Я вещь, а не человек…» – понимает Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена есть… Я слишком, слишком дорога для вас», – отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят, как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни.

Островский показал, что пока для женщины нет в этом мире иного выхода, она не может найти себя и быть счастливой.

 

Гроза и Волга: по драме А. Н. Островского «Гроза»

 

«Гроза» – одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза – это не только природное явление; это и несчастье (гроза разразилась над головой), и бурные перемены (буря, скоро глянет буря!).

Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Под «грозой» он понимает гнев матери, постоянную угрозу. «Гроза нам в наказание посылается», – говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.

Единственный, кто не стал бояться грозы, – так это механик‑самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Впрочем, от той грозы, что все‑таки разразилась над головой Катерины, этот громоотвод не помог…

Но гроза – это еще и символ любви Катерины к Борису, потому что в их отношениях есть что‑то стихийное, как и в грозе. Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Постепенно копившийся заряд энергии, чувств наконец разрешается страшной развязкой.

Волга – не менее важный символ в пьесе. Необъятная даль волжского пейзажа подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги‑матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила ее всем сердцем.

Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные «темного царства» равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза – это Божья кара за грехи.

У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания, дала покой.

Эти сильные образы, связующие воедино текст драмы, обладают общими чертами. Волга – сильная, свободная русская река. Гроза – прекрасное и буйное явление природы. Это огромные символы, объединяющие в себе многие представления людей о мироздании.

Главные языческие боги были богами грозы. Волга – это река свободного Стеньки Разина, бурлацкая, казацкая река. Это высокие символы, которые возвышают и действующих лиц драмы. До Островского никто не осмеливался сделать простого человека трагической фигурой, и его полуграмотные персонажи могли вызвать неодобрение у образованной публики. Однако строем драмы автор сумел доказать: высокие символы – не только для дворян. Простые люди, живущие в маленьких городках, также могут возвышаться до настоящей трагедии.

В сравнении с множеством других пьес, названных словами русских народных пословиц («Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»), которые настраивают на несерьезный лад, название этой драмы сразу ставит другие условия игры.

«Гроза» – это подлинная трагедия, под стать античной. Пьесы о купцах, дележе наследства и доходных мест рассказывают о мелочных, ничтожных людях. Мы не ждем от текста рассказа о подвигах и героизме. «Гроза» – совсем другое дело. Гроза и Волга – несчастье и свобода – главные темы этой драмы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 4333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!