Образ Катерины в «Грозе» Островского



 

Я открываю драму и сразу же на первой странице после небольшого списка действующих лиц читаю: «Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом».

Именно в этом маленьком живописном городке, которого не существует на географической карте, и разразится ужасная гроза. И неважно, что такого города не существует в действительности, потому что события, происходящие в нем, могли произойти где угодно.

Все ближе знакомясь с главными людьми города, ясно понимаешь, что никакие красоты природы не способны смягчить той тирании и жестокости, которые позволяют себе купец‑самодур Дикой и Кабаниха.

«Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. А богатые‑то что делают?.. У всех давно ворота заперты, и собаки спущены…, чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!» – так описывает Кулигин город, красотами которого он любуется на протяжении уже многих лет.

В семье Марфы Игнатьевны Кабановой и живет Катерина. Очень рано отданная замуж за человека, которого она не любит, Катерина чахнет от тоски. Свободолюбивая и горячая по своей натуре, Катерина резко отличается от тех обитателей Калинова, которые не мыслят своей жизни без притворства и обмана: «…Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но взлететь Катерина не может – застойное и душное существование накрепко связало ее широкие крылья.

В доме Кабановой Катерина медленно увядает, словно цветок, лишенный влаги и свежего воздуха. С грустью вспоминает несчастная девушка о днях своей юности, проведенных в родительском доме: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, словно птичка на воле. Точно бывало я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

О духовной чистоте и близости Богу говорят и сны Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие‑то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

Здесь же все не так. Даже Бог здесь другой: из доброго и милосердного друга он превратился в жестокого старика, который вызывает не любовь, а только страх. Вся жизнь построена на «Домострое», основным законом которого является слепое и беспрекословное подчинение Богу, родителям, мужу. Атмосфера накалена до предела, в воздухе уже пахнет грозой. И Катерина это прекрасно понимает: «…Что‑то со мной недоброе делается, чудо какое‑то! Никогда со мной этого не было. Что‑то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю… Лезет мне в голову мечта какая‑то. И никуда я от нее не уйду… Перед бедой перед какой‑нибудь это!»

Полюбила Катерина первый раз в жизни и всю себя без остатка отдала этому прекрасному чувству. Но счастье ее длилось недолго, всего несколько дней, а потом наступила расплата. Катерина осталась одна, ее возлюбленный Борис оказался слабым и безвольным человеком, неспособным защитить ни себя, ни любимую женщину. Но даже в последние минуты жизни Катерина думает о нем, обвиняя себя в его погибели: «За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор». Борис же только льет слезы и молит: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго».

Катерина не смогла долго скрывать свою любовь, потому что ложь и притворство так и не сумели найти место в ее горячем сердце. И под раскаты грома несчастная женщина во всем призналась мужу и свекрови. Катерина всегда боялась грозы: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Эта последняя в жизни Катерины гроза очистила ее душу, смыла тот грех, тяжесть которого оказалась невыносимой. Катерина выбрала смерть: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду…». Такая жизнь была для Катерины слишком душной, и свой последний приют она нашла в быстрых волнах Волги.

 

«Палачи» и «жертвы» в драме А. Н. Островского «Гроза»

 

В самой общей формулировке основную тему пьесы А. Н. Островского «Гроза» можно представить как столкновение между старым и новым, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей, чувств и господствовавшими в пореформенной России общественными и семейно‑бытовыми порядками. Пьеса Островского «Гроза» рисует перед читателями по‑настоящему гнетущую картину противоборства старшего и младшего поколений. Купеческая патриархальная среда оказывается носителем таких качеств, как жестокость по отношению к ближнему, притворство, лицемерие, эгоизм, корыстолюбие. И представители старшего поколения, способны погубить кого угодно как в переносном, так и в прямом смысле. Представители патриархальной купеческой среды и есть те самые жестокие «палачи», на совести которых загубленные жизни «жертв». Основными «палачами» являются Дикой и Кабаниха. А «жертвами» являются их дети, снохи, племянники, люди, более слабые и нежные, не обладающие достаточной нравственной силой для борьбы.

Жестокая Кабаниха является матерью двоих детей, к коим она не питает ни любви, ни уважения. Это живое воплощение деспотизма, богатая купчиха, скрывающая свою жестокую, властно‑деспотическую, себялюбиво‑спесивую сущность под маской внешнего, обрядового благочестия. Это воинствующая защитница домостроя, убежденная блюстительница заветов старины. Она чувствует, что ее время закончилось, ей на смену приходит что‑то новое. И это новое – Катерина, жена ее сына Тихона.

Тихон является одной их «жертв» самодурства. Это скромный, добрый, безвольный, бесхарактерный по своей натуре человек, вконец забитый своей матерью. У него не хватает силы защитить себя, собственную жену. Он абсолютно не способен жить своей волей, потому что ему гораздо проще, когда им управляют. Единственной радостью в его жизни бывают недолгие поездки из родного дома, когда он оказывается далеко от своей властной маменьки, а значит, может предаться своему излюбленному удовольствию – пьянству, которое хоть как‑то заглушает его горечь.

«Жертвой» Кабанихи также является ее дочь Варвара, у которой тем не менее хватает изобретательности, чтобы защититься и как можно меньше страдать от нападок и придирок. Это приспособленка, хитрая, но в то же время довольно примитивная девушка. Она руководствуется принципом: «Делай что хочешь, лишь бы шито да крыто было». И этот принцип помогает ей выживать в доме матери. Но и она более не может терпеть самодурство Кабанихи: в конце пьесы Варвара сбегает из дома, чтобы начать новую жизнь.

Зато Катерине, снохе, достается сполна. Она – настоящая жертва, поскольку в результате целенаправленной травли со стороны «палачей» даже расстается с жизнью. При этом ее гибель не вызывает у «палачей» ни малейшей жалости. Когда Тихон рыдает над телом своей погибшей жены, Кабаниха выговаривает ему, что «над ней и плакать‑то грех». В душе ее нет ни жалости, ни сострадания.

Дикой – богатейший купец города, жадный, эгоистичный, невежественный самодур, живущий интересами приобретательства. Он безрассудно властвует над зависимыми от него бедными людьми. Он изводит своего племянника, оказавшегося в зависимости от жестокого дяди, членов своей семьи и даже всех посторонних работников, имевших несчастье оказаться в поле его зрения. Дикой – абсолютно бездушный, жестокий человек. Он глуп, необразован, эгоистичен. Борис – это честный, порядочный, образованный молодой человек. Но по своему характеру он напоминает Тихона: он робкий, бесхарактерный, пассивный, попадает в полную зависимость от дяди, разорвать которую сам не в силах.

В пьесе Островского никчемные, жестокие, глупые и необразованные люди полностью порабощают молодых, образованных, тонко чувствующих людей. И у тех едва‑едва хватает смелости бороться. Из всех героев произведения сил для протеста хватило только у Катерины. Ее протест – это ее добровольный уход из жизни. Этот поступок, чудовищный по своей сути, заставляет всех окружающих иначе взглянуть на ситуацию, которая сложилась в этом маленьком городе. Становится ясно, насколько жестоки «палачи» и насколько беззащитны их жертвы. Но в то же время смерть Катерины более глубоко показывает, что время этих «палаче» вышло.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!