Педагогическая культура, её особенности



 Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

   а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

   б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

  в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;        .

   г) формирование эстетического отношения к действительности;

  д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

Генезис и значение слова культура в различные эпохи

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинском языке слово имеет несколько значений: возделывание, обрабатывание, уход; разведение; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание.

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: выработка правил поведения, совершенствование языка и т.д

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души», иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».

7. Концепции понимания понятия "культура"

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Как свидетельствуют исследования лингвистов, оно произошло от латинского «со1еге», которое в античности имело множество значений, в том числе «населять», «культивировать», «покровительствовать», «поклоняться», «почитать». Обычно его употребляли в значении качественной характеристики какого-либо объекта, например, почвы (отсюда знакомое всем слово «агрикультура») или человека (тогда говорили о культуре как результате «удобрения, обработки ума»).

Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский оратор философ Цицерон (106--43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Именно поэтому он рассматривал философию как культуру духа и ума. В основном все историки культуры сходятся на том, что подразумевает воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но здесь можно обнаружить и другой смысл, если вспомнить Катона. Философия - это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему. И действительно: философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почтения к этому началу.

В Древней Греции сформировались 2 подхода к решению проблемы субъекта культуры. Так, согласно Протагору, материальную культуру и общественную жизнь создали боги. А по мнению Демокрита, их создали сами люди, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.

Особый вклад в понимание культуры внесли древнеримские мыслители. Среди них Цицерон, от которого ведёт происхождение концепция humanitas (человеческое достоинство) - предпосылка гуманизма. Достоинство - отличительная черта римлянина, подразумевающая не просто гражданство в Риме, но служение ему. Считалось, что только напряжённый воспитательный труд делает римлянина “первым среди мужей”. Возделыванием души занимается философия. Если к гражданской доблести добавляется учёность и стремление к художественному творчеству, то человек приобретает черты “достойного” - того, кто может занимать государственный пост.

Функции культуры

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой, и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

4. Регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.


Структура культуры.

Общепринятым является подразделение культуры на материальную и духовную (но данное разделение условно).

Материальная культура включает в себя мир вещей, предметов, созданных трудом человека. Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В отличие от предметов материальной культуры они существуют в сознании людей – реализуются в общении и отражают уровень развития человека.

Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:

1) экономическая;2) политическая;3) эстетическая;4) экологическая культуры.

Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).

Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями).

С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).

Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.

Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!