Культура как социальное явление.



Культурология как наука.

Культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Она возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. В качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную. Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Культурология и ее становление

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом В.Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л.А. Уайту. Именно Уайт (с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры. Путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры.

Следует осознавать, что культурология является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Она - плод многовековой западной гуманитарной традиции. Основы этой традиции были заложены в Древней Греции, где сформировалась «пайдейя» - система образования и воспитания, которая должна была вложить в человека знания и душевные свойства, достойные свободного гражданина (в противоположность рабу) и образованного эллина (в противоп.варвару). При этом уделялось равное внимание как развитию тела, так и развитию духа и разума. В последнем случае главными предметами изучения были поэзия, музыка, красноречие и философия, в которую входили элементы научных знаний о человеке и мире. В эпоху поздней античности, у древних римлян, «пайдейя», развиваясь и совершенствуясь, превратилась в обучение «благородным искусствам», или «свободным искусствам». Они включали в себя грамматику, риторику, философию, естественнонаучные знания.

Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социально-культурные процессы, в наибольшей степени влиявшие на историю человеческой цивилизации в XIX-XX веках и в современную эпоху. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной и искусственной средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов или замена их искусственными и т.п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа - культура». В том числе и в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее значение имеет и создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая глобализация), что привело к «прозрачности» некогда трудно преодолимых границ между цивилизациями и культурами, породило у многих людей страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических и иных противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.

Культура как социальное явление.

Социология культуры – термин, введенный немецким социологом А. Вебером, обозначающий социологический подход к культуре. Этот подход, состоящий в применении методов и понятий социологии к явлениям, возникшим в процессе общественной жизни человека, но имеющим свою специфику (право, искусство и т.д.), он привел к возникновению отдельных научных областей (социология права, искусства и т.д.). В их ряду находится и социология культуры.

Социализaция (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализaция – результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

4. Генезис понятия "культура"

В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. Согласия в том, что такое культура нет и по сей день. При более глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается лишь еще большее разнообразие.

В обыденном представлении понятие «культура» существует, прежде всего, как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной стороны, как определенный образ жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий.

Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали: искусственные орудия труда и использование огня; речь как способность осознавать и передавать с ее помощью смысл предметного и непредметного мира; система запретов, с помощью которых человек преодолевал в себе животное начало; сообщества, объединенные осознанием смысла подобного объединения.

Уже в античную эпоху сформировался ряд понятий, так или иначе связанных с современным пониманием культуры. Прежде всего, это слово «пайдейя», которое можно перевести как воспитание и образование, но правильнее говорить о целой системе культурных ценностей, получаемых ребенком через пайдейю, что означает, по Платону - руководство к изменению всего человека в его существе. Прохождение пайдейи было критерием разделения людей на культурных и некультурных, «наших» и «не-наших», или варваров. Приобщение человека к «миру Муз», аполлоническому началу (означавшее для древних греков собственно культурное пространство) происходило посредством мусеи.

Существовало еще одно слово, о котором необходимо упомянуть, - калокагатия, обозначавшее человека красивого, т.е. гармонично развитого в физическом отношении и обладающего внутренней духовной красотой, а также твердого умственно. Собственно слово «культура» возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово «культура» восходит к латинскому colere, означавшему «возделывание, обработка», до сих пор сохранилось это значение; в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение «почитание». В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.

В XIX веке установились 4 основных понимания слова «культура»: уровень общего состояния ума; уровень интеллектуального развития целого общества; совокупность художественно-творческой деятельности; способ жизни материального и духовного плана.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!