Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова



 

План

I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

II. Высокая гражданская миссия поэта.

1. «Нет, я не Байрон, я другой…». Высокое предназначение поэта.

2. Судьба потерянного поколения.

3. Стихотворение «Поэт». Поэзия, ставшая игрушкой.

4. Предназначение и судьба пророка.

III. Гражданский пафос стихотворений Лермонтова.

 

Тема поэта и поэзии занимает особое место в лирике Лермонтова; ей посвящено его первое юношеское стихотворение «Поэт», а также стихотворение, принесшее ему славу – «Смерть поэта», где он оплакивал безвременную гибель гения, обвинял в его смерти царя. В этом же произведении он заговорил о величии миссии Поэта:

 

Не мог щадить он [Дантес] нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал! –

 

говорит он об убийце поэта. На что же поднял руку Дантес? На славу и гордость, на совесть России. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов утверждает – поэт равен самому Богу:

 

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

 

Талант – это не только Божий дар, это еще и огромная ответственность. Размышляя о судьбе своего поколения, ленивого, бездействующего «под бременем познанья и сомненья», Лермонтов видит причину пустого или темного будущего «без счастья и без славы» в постыдном равнодушии к добру и злу, в неумении понять «мечты поэзии, создания искусства».

О роли поэзии в жизни общества Лермонтов пишет в стихотворении «Поэт», построенном на развернутом сравнении. Первая часть стихотворения описывает старинный кинжал, превратившийся из грозного когда‑то оружия в украшение:

 

…Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы, бесславный и безвредный!

 

Поэт тоже в современном обществе превратился в игрушку, «на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговение». Поэт забыл о своем долге, о былом влиянии на жизнь народа:

 

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

…Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

 

В понимании Лермонтова, поэзия – это гражданский долг, и если поэт не выполняет этого долга, то он уподобляется заржавленному кинжалу – безвредной игрушке. Размеренно, торжественно, как колокольный звон, как набат, звучат вдохновенные строки; гневным, горьким вопросом‑упреком оканчивается стихотворение:

 

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

 

Но мало того, чтобы голос пророка прозвучал, – он должен быть услышан. Стихотворение Лермонтова «Пророк» заставляет вспомнить одноименное произведение Пушкина: Бог отправил своего посланца в мир, чтобы тот нес истину, «глаголом жег сердца людей». Пушкин не говорит, как люди встречают слово истины; об этом – стихотворение Лермонтова:

 

С тех пор как высший судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Пророку нет места среди людей. Его презирают за гордость, дерзость, не верят в его избранность. Только в пустыне пророка слышат и звезды, и «тварь земная», покорные завету Предвечного. Жители шумных городов никогда не услышат Божьего слова, ведь старцы «с улыбкою самолюбивой» говорят детям о пророке как о лжеце.

Стихи Лермонтова о поэте и поэзии проникнуты высоким гражданским пафосом. В них звучит скорбь души, возмущенной духовным обнищанием соотечественников, утратой идеалов, торжеством пошлости. В лирике Лермонтова поэт – это человек, наделенный божественным даром, который накладывает на стихотворца высокие требования и в то же время делает его фигурой трагической, страдающей.

 

Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова

 

Моя воля противна надеждам моим, Я люблю и страшусь быть взаимно любим.

М. Ю. Лермонтов

 

План

I. Романтический характер лирики Лермонтова.

II. Тематика любовной лирики Лермонтова.

1. Трагические мотивы ранней любовной лирики («Мы снова встретились с тобой…», «Нищий»).

2. Любовь как горькое воспоминание.

3. Светлое, нежное чувство любви («Мне грустно оттого, что я тебя люблю», «К портрету»).

III. Вечная загадка любви.

 

«Нет, я не Байрон, я другой…», – заявил о себе М. Лермонтов. И все же в стихах русского и английского поэтов есть много общего: мотивы мировой скорби, разочарования, печали, демоническая гордость и космическое одиночество лирического героя.

 

Мы снова встретились с тобой…

Но как мы оба изменились!

Года унылой чередой

От нас невидимо сокрылись.

Ищу в глазах твоих огня,

Ищу в душе своей волненья,

Ах! Как тебя, так и меня

Убило жизни тяготенье!..

 

Странно подумать, что эти стихи написаны 15‑летним юношей. Мог ли Лермонтов пережить в таком нежном возрасте столь сильные, трагические чувства? Конечно, есть вероятность, что разочарованность, рефлексия – дань литературной моде. Но время шло, а пристрастие к мрачным, трагическим мотивам оставалось.

 

Страшись любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть не поможет.

 

Откуда такие горькие мысли, откуда поучительные интонации, мрачное предвидение будущих утрат? Стихи эти скорее не о любви, а о страхе перед нею. Поэт как бы заранее пытается оградить себя от любовных разочарований, «заговорить» судьбу. Ожидать любви – не значит ли молить о ней, как о подаянье, рискуя быть униженным? В стихотворении «Нищий», построенном как развернутое сравнение, отвергнутый влюбленный уподобляется бедняку, получившему вместо куска хлеба камень.

Даже романсы, даже стихи в альбом часто звучат у Лермонтова как упрек миру заурядных и неискренних человеческих отношений. Порой его любовные стихи, словно пропитанные ядом и желчью, звучат как резкое и вряд ли справедливое обвинение:

 

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

 

(«Я не унижусь пред тобою»)

Лермонтов чаще всего пишет о любви прошедшей, чаще всего она является лишь поводом для горького воспоминания. Но если о любви говорится в настоящем времени, в стихах тоже звучат меланхолические ноты:

 

Мне грустно оттого, что я тебя люблю…

…За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… оттого, что весело тебе.

 

В этом стихотворении нет привычных для Лермонтова мотивов обманутой любви, предательства. Оно печально, но печаль обусловлена искренней тревогой за судьбу любимой, огромной нежностью, желанием защитить дорогое существо от бед и потерь. Такой же нежностью проникнуты благословляющие, любовно‑молитвенные стихи, так и названные «Молитва»:

 

…я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

 

Есть у М. Лермонтова и светлые, не омраченные никакой печалью стихи о любви:

 

Как мальчик кудрявый резва,

Нарядна, как бабочка летом;

Значенья пустого слова

В устах ее полны приветом…

…То истиной дышит в ней все,

То все в ней притворно и ложно!

Понять невозможно ее,

Зато не любить невозможно.

 

Эти строки интересны тем, что осуждаемые ранее поэтом притворство и ложь здесь не ставятся в упрек, не сопровождаются нравоучениями; здесь говорит только любовь.

Стихи М. Лермонтова о любви помогают нам приблизиться к пониманию его ранимой, мятущейся, загадочной души. Но разгадать ее не удастся никогда, как не дано нам познать все тайны великого чувства – любви.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!