Фантастика и реальность в балладе Жуковского «Светлана»



 

 

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

 

Ф. И. Тютчев, «День и ночь»

 

План

I. Баллада В. Жуковского «Светлана» – произведение романтизма.

II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе.

2. Сон Светланы.

3. Реальность фантастического и призрачность реальности.

III. Человек – житель двух миров.

 

Баллада В. А. Жуковского «Светлана» – одно из самых знаменитых произведений романтизма, литературного направления, основой которого явились концепция двоемирия (единства мира мечты и мира реального), интерес к фольклору, истории, национальному прошлому.

Романтический характер стихотворения В. Жуковского «Светлана» очевиден уже с первых строк. Произведение начинается со сцены гадания:

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили…

 

Жуковский обнаруживает близкое знакомство с народными обрядами и традициями. Гадание – обряд особый. Что в нем серьезно, а что является игрой? Скорее всего, это игра, но игра опасная – с судьбой, с потусторонними силами. Недаром перед гаданием требуется снять нательный крест, отказавшись на какое‑то время от покровительства Бога, отдавая себя во власть темным силам. Нужно иметь либо легкомыслие, либо мужество, чтобы сесть одной, в пустой комнате, перед зеркалом, ожидая появления суженого.

Светлану заставила сесть перед зеркалом тревога за любимого:

 

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

 

Страшно перед зеркалом. Темнота, мертвое молчанье, жалобный крик сверчка… Светлана уснула. Уснула ли? Как могла она забыться сном, когда «страх туманит очи»?

Удивительный сон приснился Светлане. В нем была и радостная встреча с любимым, и вьюжная зимняя дорога, и зловещий черный ворон, предрекающий печаль, и божий храм, и страшный мертвец, простирающий к девушке руки, и… счастливое пробуждение, которым все разрешилось.

В чем смысл произведения? Жуковский услужливо объясняет его читателю:

 

Вот баллады толк моей:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

 

Но всю ли правду открыл поэт? Или слова эти сказаны лишь затем, чтобы успокоить встревоженную девушку? Если это вся правда, то почему самыми яркими остаются в памяти страшные картины Светланиного сна, а не утешительная мораль? И почему не оставляет нас тревога? И оставила ли она Светлану? На эти вопросы нет ответов.

Жизнь полна опасностей. Возможно, она является лишь страшным сном. Все в ней призрачно, зыбко, непрочно, так трудно найти и удержать свое счастье. Да и есть ли оно, счастье, ждет ли оно в конце длинной и страшной дороги?

В балладе Жуковского фантастика и реальность так тесно переплетены, что их невозможно разделить. Без фантастических картин неполным было бы повествование о реальных событиях. Фантастика в балладе как бы стирает грань между обывательским и высоким представлениями о жизни, рисует человека как жителя двух миров, придает жизни высокий смысл.

 

За что и против чего борется Чацкий

 

Чтоб искру заронил он в ком‑нибудь с душой…

А. С. Грибоедов

 

План

I. Смысл названия пьесы.

II. Чацкий – борец за новые, прогрессивные идеалы. 1. Необходимость служить «делу, а не лицам».

2. Протест против крепостного права.

3. Взгляды Чацкого на воспитание.

4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.

5. Протест против унижения человеческого достоинства.

III. Слово – орудие Чацкого.

 

Современники называли пьесу «Горе от ума» «светским Евангелием». Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости много печали». Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.

Александр Андреевич Чацкий – герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по‑своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни – борьба. За что и против чего?

Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.

Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.

Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,

 

Хлопочут набирать учителей полки

Числом поболее, ценою подешевле».

 

С возмущением вспоминает он родственника Софьи,

 

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

 

Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.

Александр Андреевич Чацкий – горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.

 

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья! –

 

горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически… «Как платья, волосы, так и умы коротки!» – возмущается герой.

Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,

 

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя б по языку нас не считал за немцев,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья.

 

Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:

 

Свежо предание, а верится с трудом,

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!..

…Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

 

Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.

 

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы? –

 

риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам – старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.

Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!