Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина



 

План

I. Размышления о роли и судьбе «служителя муз».

II. Наслаждение поэзией и боль непонимания соотечественниками.

1. Гнев и осуждение невежественной и корыстной черни.

2. Порыв сокровенных чувств в стихотворениях поэта.

3. Миссия Поэта, очерченная творцом.

III. Нетленное достояние всего человечества.

 

Во многих произведениях Пушкина отражается его осмысление себя как поэта, размышления о роли и судьбе «служителя муз». Примечательно, что великий русский поэт не ставит себе в заслугу поэтический талант, а ощущает его как дар, как нечто, данное свыше. Пока не коснулось поэта таинственное и неподвластное ничему вдохновение, пока не наделило его крыльями, – он простой смертный, «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» («Поэт»). Но «лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется» – и вот уже он становится избранным, через его уста льются сладкозвучные строки. Но дар этот приносит поэту не только наслаждение, но и боль непонимания, осуждения и пренебрежения: «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной» («Поэту») – предвещает он собратьям по перу. В этом же стихотворении Пушкин предостерегает поэта от упоения сиюминутной славой:

 

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

 

Радость и услада для поэта – не признание толпы, не любовь высокопоставленных особ, не деньги и известность – только свобода, красота и поэзия сама по себе являются наивысшей наградой для творца.

Лирическому герою Пушкина не удается воздержаться от гнева и осуждения невежественной, грубой и корыстной черни, на попрание которой поэт отдает свои творения:

 

…бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот…

Печной горшок тебе дороже:

Ты пищу в нем себе варишь»

 

(«Поэт и толпа»)

В негодовании поэт жаждет уберечь от бездушного и пошлого обывателя самое святое и трепетное, не делиться ни с кем своими стихами:

 

Блажен, кто молча был поэт

И, терном славы не увитый,

Презренной чернию забытый,

Без имени покинул свет!

 

(«Разговор книгопродавца с поэтом»)

Но коль уж дан поэту этот великий дар – и этот крест – он должен его пронести. Должен не только доставить наслаждение слуху и уму читателя, но и отразить свою эпоху, затронуть животрепещущие темы, обнажить свою душу, чтобы встрепенулись людские сердца и хоть что‑то в этом мире переменилось к лучшему! И прекрасная природа, и человеческие отношения, и философские размышления о смысле бытия, и любовь к Родине, и активная гражданская позиция, и самые сокровенные чувства – все это по воле муз рвется из сердца поэта и ложится строками стихотворений.

И уже под конец жизни А. С. Пушкин со спокойной уверенностью говорит: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Он осознает, что миссию Поэта, очерченную им самим в своих стихотворениях, он исполнил, что его творчество – не однодневная вспышка угодной обывателю развлекательной писанины, а нетленное достояние всего человечества. И действительно, вот уже многие поколения чтут А. С. Пушкина как «солнце русской поэзии», и можно с уверенностью сказать, что это светило не померкнет и впредь.

 

О любви с любовью (интимная лирика А. С Пушкина)

 

План

I. Уникальность любовной лирики Пушкина.

II. Стихи А. С. Пушкина о любви.

1. Искренность интимной лирики Пушкина.

2. «Признание». Изобразительная сила детали.

3. «Сожженное письмо». Трагическая любовь в изображении поэта.

4. «Я помню чудное мгновенье…». Воскрешение любви – возвращение к жизни.

5. «Я вас любил…». Гимн любви.

III. «Только влюбленный имеет право…».

 

Возможно, когда‑нибудь родится поэт, который сможет превзойти Пушкина в гражданской или пейзажной лирике. Может быть, будет гений, который лучше Пушкина овладеет прозой. Но никогда и никто не напишет о любви так, как писал о ней Пушкин.

Пушкин был и остается непревзойденным мастером любовной лирики прежде всего потому, что он очень искренне, открыто, даже интимно пишет о своих чувствах. В каждом стихотворении он как будто приоткрывает читателю уголок своей души. Действительно, Пушкин пишет «о любви с любовью».

Вероятнее всего, поэт воспевал в стихах свои собственные чувства. Иначе как объяснить, что он так тонко передает оттенки настроения влюбленного, так точно находит слова, чтобы описать каждую черточку в поведении, внешности, даже одежде возлюбленной? Наверное, над стихами Пушкин работал, как живописец, стараясь не упустить ни одного оттенка, ни одной черточки:

 

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска;

За день мучения награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя,

Я в умиленье молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

 

Каждый влюбленный способен чувствовать то же самое, но, наверное, никто больше не способен с такой любовью взлелеять в себе эти чувства и так описать их.

Не об этой ли женщине написано и стихотворение «Мадонна», в котором воплощен идеал женщины? Ведь к любой героине любовной лирики Пушкина можно отнести слова: «Чистейшей прелести чистейший образец»… В этом стихотворении воспета глубокая, очень сильная любовь, о какой возможно писать, только прочувствовав, выстрадав до конца каждую строчку, каждый слог.

С удивительной силой Пушкин пишет и о несчастной, трагической любви:

 

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

…Темные свернулися листы,

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

 

Нужно иметь большую силу духа и очень любить поэзию, чтобы не замкнуться в своем горе, а даже воспеть его. Но, вероятно, чувства поэта были настолько сильны, что он просто не мог молчать о них. Для лирического героя пушкинской поэзии жизнь невозможна без любви, для него воскрешение любви – это пробуждение к жизни:

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь!

 

Однако, на мой взгляд, полнее, ярче всего Пушкин сказал о любви в стихотворении «Я вас любил…»:

 

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

 

Удивительно, что бывает на свете такая высокая, чистая любовь. Это стихотворение стало своего рода символом, гимном искреннего, нежного чувства.

Александр Блок утверждал: «Только влюбленный имеет право на звание человека». Можно добавить, что только влюбленный может быть настоящим мастером слова. Потому что лишь любящему человеку дано найти самые нежные, точные, самые сильные слова, которым суждено пережить и самого поэта, и его эпоху и не потерять при этом своей свежести, правды и силы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!