КАК КИЕВСКАЯ РУСЬ СОТВОРЯЛАСЬ



 

осле тяжких страданий и многих утрат пришёл князь Кий к Днепру и стал стены града с башнями‑вежами ставить и землю русскую обустраивать.

Прискакал тут гонец от Дряговы и сказал, что дреговичи не хотят признавать Кия своим князем. А вслед ему другой скачет и весть несёт, что русичи с Роси‑реки признают Кия и помощь ему предлагают. Третий скачет от Мигрощей, те не желают Кия, не хотят его знать и Древляне.

– Обойдусь пока одними Полянами, – сказал Кий, а ежели кто захочет присоединиться, знает, где Киев‑град стоит, пусть придёт и поговорим с ним по сердцу!

Тем временам от Волыни гонец летит:

– А мы тебя, княже, поддерживаем!

И Жмерь поддержала Кия, а Чернига и Быховщина не захотели.

Так и жил князь первые годы, не ведая, пойдут ли Роды под его руку или все порознь так и останутся.

А тут Годяки с Гуняками на Русь напали, и Чернига запросила:

– Прийди, княже, помоги нам!

И Быховщина:

– Прийди, княже!

И Дряговщина с Древлянщиной тоже запросили помощи.

Отвечал им Кий:

– С чего мне живот свой класть за тех, кто меня не хочет? Признаете меня своим князем – приду!

Тем временем слухи пошли, что Годяки в степи Забродней хватают и лошадьми разрывают. Привяжут за руки, за ноги, а потом ударят коней – и в разные стороны. А других захваченных пленников Грекам‑Ромеям в полон продают, и скот по степи ловят и себе режут.

Побежали Русы к Кию просить борзой помощи.

Отвечал им Кий:

– Когда дождь с неба падает, тогда и за шапку вспоминаете, а коли Солнце светит, так и не надобна? У вас есть свои Старейшины‑Родичи, пусть и хранят вас от ворога.

– Почто укоряешь нас, княже, мы простые люди, не воеводы, защиты просим, а с Родичами упрямыми делай сам, что хочешь!

Тут и самим Родичам не до свар стало, потому как великая Беда со всех сторон нагрянула. И пришли все Родичи и Воеводы к Кию и положили перед ним свои посохи и палицы с гулями. Так передали они ему знаки власти и признали Кия единым князем, и уже под его началом стали с Годями и Гуняками воевать.

А когда закончилась тяжкая война, приехали все на Великую Тризну. И поставил тогда Кий в Родах и Племенах своих Воевод, а Родичи токмо суды вершили да требы богам правили, как положено.

 

СКАЗАНИЯ ПРО БЕДЫ КИЕВА‑ГРАДА

 

ак не в один день дерево вырастает, как не в один день яблоко поспевает, так не в один день и Киев‑град появился.

Ещё и Щуры наши не жили, а самый старый от горшка два вершка был и за материнский подол цеплялся, так в те времена уже Кий ставил град.

А нынче от старого Дуба, что рос в Киеве, уже и пенька не осталось – исчез давно.

А когда поставил Кий Киев‑град на Днепре, стали люди хворать. И первым делом позвал князь Зналых людей на Раду, и те сказали ему, чтоб уберечься от Чёрной немочи, надо чеснок есть каждый день. А когда летом люди животом болеют и страдают от Жары, то надобно пить кислое молоко, а также долго варить ячмень и пить его крепкий отвар. И велел князь поставить Здравницы и при них Знахарей всяких держать, которые травы лекарные знают, отвары и мази из них делают и всякого хворого оздравливают. И были там Костоправы знатные аж из‑за Дуная синего, были и Ромы с Ромеями, каких когда‑то Русы в бою полонили, они на Русов работали, а потом, когда получили волю, не захотели назад ворочаться, так и остались наших людей лечить. Были также Моравы, Чехи с Хорватами, и с Карпат‑горы были люди Зналые, и потому княжьей волей люди были здравы и не боялись немочи.

Одолел Кий ту беду, а за ней другая пришла – налетела из степей сарана и пожирала всё, оставляя голую землю.

И велел Кий раскладывать великие Огнища, и цепью костров окружить поля, и держать огонь день и ночь. И сарана в костры лезла тучами и сгорала там до конца.

А зима пришла, волки стаями набежали и стали драть овец, свиней, коров и коней, а человека одинокого захватят – тоже разорвут. И в ту зиму княжеское войско воевало с волками – окружали те места и били хищников, пока те не исчезли.

А ушли звери – пришли люди хищные, Гуны пришли проклятые, напали на Волынь, Мораву и Панщину, и всех отрочили, всех мучили, и скот отобрали, и не дали людям времени хлеба посеять.

А потом пришла зима, а с нею – великий голод. И послал Кий возы к Киверцам, а те вернулись пустые, потому как Киверцы тоже голодовали. А те возы, что на Карпат‑ropy ушли, вернулись с припасами – Короны поделились тем, что у Ромов отбили. И продержались люди до весны, а там рыба пошла в Днепре сильная, и коренья стали люди копать – кугу дрягвенную и катран сладкий, и ели помалу с рыбой. И вытянулись люди, выжили, хоть и исхудали до кости. А когда трава пошла, то варили её и пили густой навар. А зёрен ячменя с пшеницей не трогали – посеяли все до единого. Летом на ягодах‑овощах отжили, а там и День Даждь‑божий приспел, Первый Сноп принёс.

Только обмолотились люди, только первого хлеба наелись вдосталь, как новая беда навалилась – Годяки грабить пришли.

И сказал князь Кий людям:

– Стояла до нас земля Русская не одну тысячу лет и столько же ещё стоять будет, потому как всегда Праотцы наши защищали её от врага, и мы нынче за угодья свои постоим!

И две седьмицы шла великая сеча, и прогнали кияне врагов из степи.

А пришли Овсени – послал князь охотников в леса промышлять зверя, а жёны дома мясо солили, сушили и запас делали. И сам князь Кий ходил на кабанов диких, и сам не раз брал медведя, и еланей бил, и коров сохатых.

И в тот раз зима сытной была, и люди весело праздновали Коляду, и пускали Коло горящее, и славили киязя, и пили во его здравие мёды с брагою, и богам хвалу возносили от сердца.

И мы того князя до днесь помним и славим, и мы его, Вещего, никогда не забудем, во веки веков, до конца!

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Асов А. А. Атланты. Арии. Славяне. – М.: Фаир‑пресс, 2000.

Артамонов М. И. Венеды, невры и будины в славянском этногенезе // Вестник ленинградского университета. – № 2. – 1946.

Белецкий А. А. Лексикология и теория языкознания (ономастика). – Изд‑во киевского ун‑та. 1972.

Библиотека русской фантастики XI–XVIII в. T. I–IV. – M.: Сов. Россия. 1990–1992.

Бытенко М. Ф. Исторические судьбы о‑ва Березань. – Одесса: Кн. изд‑во, 1985.

Велесова книга. – М.: Менеджер. 1994.(Переиздание с исправлениями – 1995).

Велесова книга // Мифы древних славян. – Саратов: Надежда. 1993.

Велесова книга. Легенди. Мiти. Думи. Скрижалi буття украiнського народу. Переклад пiдготовка автентичного тексту Б. Яценка // Iндоевропа, – Киiв: Велесич, 1995

Геродот. История в девяти книгах. – М.: Наука, 1972.

Греков Б. Н. Пережитки матриархата у сарматов // Вестннк древней истории. – № 3, – 1947.

Греков Б. Н. Скифы. – М… 1971.

Доввтур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты. Перевод. Комментарий. – Л.: Наука, 1982.

Каллистов Д. П. Северное Причерноморье в античную эпоху. – М.: Учпедгиз, 1952.

Карамзин Н. М. История государства российского. T. I–II, Древняя Русь. Киевская Русь. – М.: Московский рабочий слог, 1993.

Карта «Das Merowingenreich von 482 bis 714J.»

Карта «Die Entstehung des deutschen Feudalstaates von der Mitte des 9 Jh. bis zur Mitte des 10 Jh.»

Карта «Die Wanderungen der Steven und der Einfall des Awaren im 6 zu Beginn des 7 Jh.»

Книга Белеса, – М., 1997.

Книга Велеса. – Спб., 2000.

Кобычев В. П. В поисках прародины славян. – М.: Наука, 1973.

Кудрявцев О. Исследование о костобоках / Иссл. по истории. – М.: Изд‑во Ак. Наук. 1957.

Миролюбов Ю. П. Сказы Захарихи. – Germany, 1990.

Миролюбов Ю. П. Предыстория славяно‑русов. – Germany, 1988.

Миролюбов Ю. П. Материалы к предыстории русов. – Munchen. 1983.

Миролюбов Ю. П. Дополнительные материалы к предыстории русов. – Брюссель, 1952.

Миролюбов Ю. П. О князе Кие, основателе Киевской Руси. – Germany. 1987.

Миролюбов Ю. П. Образование Киевской Руси и ее государственности (Времена до князя Кия и после него). – Germany. 1988.

Miroljubov Jurij. Religija slovenadohnscanskogperioda. – Beograd. Pesic i sinovi. 1998.

Мифологический словарь. – Л.: Госпедиздат, 1959.

Мифы народов мира. T. I–II. – M.: Сов. энциклопедия. 1980–1982.

Михайлов Б. Д. – Петроглифы Каменной Могилы. – Запорожье – Дикое Поле, 1999.

Повicть врем'яних лiт. – К.: Рад. письм., 1990.

Полное собрание русских летописей. – Спб., Л.: 1841–1989.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII в. – М.: Наука, 1982.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Ричков М. О. Про зображення «ступнiв нiг» на антропоморфных стелах доби раннього металлу // Археологiя. – К., 1982.

Скрипник Н. Ф. Влес книга: Лiтопис дохристиянськоi Руci – Украiни. Ч. I–VI. – Лондон, Гаага, 1972,1975.

Смирнов А. П. Скифы. – М.: Наука, 1966.

Смирнов К. Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. – М.: Наука, 1984.

Словник античноi мiфологii. – К.: Наукова думка. 1985.

Slownik starozytnosci sliwanskich: Encyklopedyczny zarys kultury Slowian od czasow najdawniejszych do schulku wieku XII. – Wroclaw etc., 1975

Стрижак O. C. Eтнонiмiя геродотовоi Скiфii. – К.: Наук. думка, 1988.

Стрижак О. С. Eтнонiмiя птоломеевоi Сарматii. – К.: Наук. думка,1991.

Творогов О. В. Влесова книга // Т ОДРЛ. Т.43. – Л… 1990.

Трубачёв О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания. – № 6. – 1977.

Трубачёв О. H. Таврские и синдомеотские этимологии // Этимология. – 1977.

Шафарик П. И. Славянские древности / Пер. с чешск. И. Бодянского. – М., 1837–1848.

Шахматов А. А. К вопросу о финско‑кельтских и финско‑славянских отношениях. – СПб. т. I–II, 1911.

Шустер Шевц Г. Язык лужицких сербов и его место в семье славянских языков // Вопросы языкознания. – № 2. – 1983.

Шустер Шевц Г. Возникновение западнославянских языков из праславянского и особенности серболужицкого языкового развития // Вопросы языкознания. – № 2. – 1983.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!