СКАЗАНИЕ ПРО РУСОВ И ХИТРЫХ ГРЕКОВ



 

ас за часом течёт неудержимо, как волна в Дону, одна за другой, и никто не знает счёт волнам, и никто не ведает, сколько прошло времён.

Так в старину Щуры с Пращурами по степям ходили и помнили только, что из Ябулаки пришли на Дон, а где та земля прежняя и как к ней добраться, никто уже рассказать не мог. А Ябулакой звалась она оттого, что там росли духмяные яблоки, вишни, сливы и жардели душистые.

А теперь жили Пращуры на Дону и многое терпели от Греков – и разбоя, и смерти от них навиделись, и обмана коварного. Скажут, бывало, Греки, – гоните овец, мы заплатим добре! Русы гонят овец, а Греки меж тем врагам‑бродникам про то скажут. Бродники нападут, перебьют Русов, а кого живого оставят, тем же Грекам и продадут. И не увидит он боле края родимого, ни отца, ни матери, ни жены, ни детей, а будет ходить в чужедальней земле за свиньями, да и тем завидовать. Свиньям дают на ночь проса вареного, а русу‑невольнику ни крошки, что у свиней украдёт, тем и кормится.

И был тогда у Русов воевода по имени Руча. Сказал он как‑то:

– Греки хотят купить у нас триста коров, просят, чтоб молодые юноши их пригнали, сказали, заплатят добре.

Вышли юноши на Зорьке и погнали коров к полудню, по дороге песни поют весёлые. Видят – скачут к ним Ярус‑ланы и говорят:

– Греки дадут вам вина, вы напьётесь, а они вас повяжут, как агнев. и заберут в отрочество.

– Что же делать? Воевода Руча сказал коров отогнать…

– Мы с вами пойдём и будем неподалёку. А когда греки дадут вина – не пейте, а выливайте на землю.

Пришли юноши на Торг. А Греки им уже вечерю добрую приготовили – хлеба, мяса, вина. Поели молодые русы, а вино наземь вылили. Глядь – а Греки уже с цепями идут, дабы взять их в железо.

Вскочили юноши, – заплатите, – говорят, – нам за коров!

– Завтра утром заплатим, – отвечают Греки.

– Тогда мы до завтра коров в степь отгоним!

А тут уже Греки с мечами бегут, начинают юношей хватать, коров заворачивать.

Откуда ни возьмись – Ярусланы! Налетели, Греков побили, а юношей провели в степь и сказали:

– Коровы ваши, а деньги греческие – наши!

Так помогали Ярусланы Русам и против Греков, и против иных врагов. И долго они дружили с Русами, аж пока Гунны в Донскую степь не пришли, тогда Ярусланы за Днипро‑Славуту переселились.

 

ЦАРЬ‑ПРАСТАРЬ. СКАЗАНИЕ

 

 

авно то было, ещё прежде чем люди научились брагу делать, был у наших Прапращуров царь Прастарь, царь Разумный.

Каждый день высылал Прастарь в степь дозоры, и каждый день они ворочались с вестью, что кругом всё тихо и мирно.

Да однажды прискакали всадники и сказали, что на полудне пыль‑курява тучей встала, что слышен в степи великий крик, а ночью видели дозоры множество далёких огней.

И на другой день курява вставала тёмная, а к вечеру показались стада, что бежали к полуночи. И примчались дозоры сказать, что это Гсрлыги идут, что враги на Гер‑лыг‑Хоролов напали, и многих уже нету в живых, в сече пали, а других враги на аркан взяли, жён и девчат полонили, детей побили, а сгарых людей, как баранов, зарезали. И просят Герлыги у царя Прастаря защиты и помощи.

И сказал Прастарь, – пусть идут, кто поможет им, если не Русь‑Борусь, и с кем нам дружи гь, ежели не с Хоролами? Пусть идут, хлебом‑солью примем, защитим, от врага укроем!

Два дня шли Хорпы Хорольские. Герлыги и Горяне, и станом раскидывались на Руси. И собрались вечером у костра шестеро царей, и стали они Прастарю рассказывать.

– Каждый раз, когда в небе Трезуб поднимается выше, мы идём на Торг и продаём Грекам наших говяд. Так и в сей раз пригнали мы говяд на троги осенние, а Греки сказали, что отдадут товаром, как только придут их корабли. И мы стали дожидаться у Дон‑града, который Греки Танаисом нарекают. Те же Греки, чтоб не платить, подговорили степных разбойников, и вот Горе явилось к нам в расплату за доверие к Грекам!

– Не верь Греку, ни когда плачет, ни когда смеётся по‑дружески, – сказал им Прастарь. – Обманом Грек живёт! Нет у него ни чести степной, ни гостеприимства, от Дедов идущего, Богами благословлённого.

И позвал царь‑Прастарь своих гусельщиков и домрачеев и попросил их спеть про старовину. И так запели гусельщики‑велесовичи:

– Ещё когда не было Греков, жили Пращуры наши в степях и лесах ладно и рядно. А когда пришли Греки, пригласили к себе наших лепших Богатырей и напоили вином. А когда те перепились, заковали в цепи, отнесли на корабли и увезли в земли полуденные. И никогда они назад не вернулись! И был среди них Гора‑Богатырь, который одной рукой вола поднимал, скалы на плечи валил и Буй‑Тура страшного убивал одним махом. Греки из него своего Богатыря сделали, хвалились им и говорили ему, – убьёшь чудовище – Змея Злого – отпустим. Гора‑Богатырь им Змея убил, они тогда просили – освободи от Великана, что всех прохожих и проезжих калечит. И когда Гора‑Богатырь их освобождал, они опять обманывали его, и так держали, пока он там не состарился и не помер.

Услышали ту песню цари Хоролов, Горян и Герлыгов и согласились – то правда, что нельзя Грекам верить, нельзя с ними гоститься и всегда надо быть начеку, чтоб они не придумали ещё какого обмана.

Тем временем приспело в котлах варево, и велел Прастарь всех людей кормить, какие к ним нынче пристали. А бежали они кто на коне, кто пешком, кто на возу спасался, покидав туда и баранту, а кто говяд пригнал, а баранты лишился – не умеет бегать баранта. А кто только семью свою спас, а остальное всё потерял.

Поели‑попили они, отдохнули малость, собрались с силами, поблагодарили Пращуров за гостеприимство и пошли‑поехали на заход Солнца, к Днепру‑реке и далее, каждый в свои края.

А царь‑Прастарь правил Щурами ещё долгие годы, и было под его рукою шестьдесят Родов. И при нём люди русские не претерпевали зла от врагов, потому как всему был Ряд, и каждый муж с детства становился воином.

 

СКАЗАНИЕ ПРО ГАБАЙ‑КНЯЗЯ ОЛАНСКОГО

 

огда ещё в степях не было Комырей, да уже быди Оланцы недолго, приехали Греки и нагородили градо! на берегу нашего моря Русского. Сели в тех градах за стены и зовут на Торг всех Русов, а также Оланцев и Куманю. А Торжищем тем Греки ведают, и ежели давали за корову чувал соли, то скоро стали давать за неё половину. И ежели давали два аршина оксамиту, так теде дают один аршин. И чем выше стены града кладут, тем меньшую цену дают за узбожь. А на шкуры, какие брали досель, днесь и глядеть не хотят Греки.

Поведал про то царь‑Габай Оланский царю Куманс‑кому Кумеху, и стали думать они, как Грекам супротив стать. И прискакал к ним ещё царь Кощобский со своими Костобокими и сказал, что ежели Грекам не противиться, то они скоро задарма станут узбожь‑товар брать.

И послал Габай‑царь гонцов во все юнцы собирать степных царей‑князей, чтоб всем вместе решать, как быть с Греками.

И велел он для гостей забить десять коров, зарезать двадцать молодых овец, насобирать щавля, катрана, прочих кореньев и наварить пять мешков зерна.

Первыми три брата Суны приехали и рассказали, что видели в степях кости высохшие – головы старые, щелепы ощереные, может то ещё Веда Русская с врагами билась. И приехали с князьями‑Сунами люди их, и были среди них такие, что Русов не понимали, а иные могли с Русами говорить. А Суной звались они, потому что так прежде Солнце наше называлось.

И приехали с ними Костобцы, а потом Языги собрались, и Забродня Куманская, которая хотя Русов ещё разумела, да уже покуманилась до конца. И всего приехало тридцать Племён, а в каждом Племени пять‑шесть Родов, а в каждом Роду – сотня‑другая людей.

И расселись они вокруг кострищ великих, стали пировать, рога с мёдом к небу вздымать. И взял царь‑Габай первое слово.

– Братья, – рек он, – князья‑цари степные! Поглядите вокруг – нету с нами многих Родов, куда они исчезли? А они похищены Греками и отрочат в чужой земле. Где их семьи, где их родные? Убиты они и замучены в тяжкой неволе. Дойдёт черёд и до нас, ежели не истребим города греческие, какие на нашей земле расплодились!

И вздохнул тяжко старый князь Бачун, Воевода Оланский, и так ответствовал:

– Греков можно побить, брате мой, ежели друг за дружку держаться, а у нас часто Ладу нет. Сколько раз уже степные народы с Греками бились, да терпели от них поражение. Ещё за часы Маха, когда Русы вместе были, и единое Слово имели, и когда царица Сиромахова Киряку‑царя била, уже в те времена Греки на Торжища приезжали и оглядывали наши земли, чтоб осесть на берегах моря Русского, и грады свои возводили. И сражались с ними Русы, и грады их рушили, а Греки ещё сильней становились и наши грады захватывали. Надобно за море идти и рушить грады их в земле Греческой!

И одобрили все те слова, и часть степных народов пошла посуху, а потом через Дунай в землю Греческую, а другие делали чайки‑лодии и шли в море и за море, и гуляли там не день и не два, а три полных месяца землю вражескую разоряли, огнём жгли и грабили дерзко. Потом домой воротились, добра навезли. Собрались опять Племенами, и Габай‑царь читал им списы про ту войну, как ходили они в Трапезун и Царь‑град Греческий, и читал списы, колико богатства взяли, а колико сребра, злата, драга каменья, а колико бархату, сукна привезли. И ежели потеряли кого, тоже записано было, какие воеводы убиты и сколько воинов, и из каких Родов были люди те.

И рек им Габай‑царь:

– Не сгубила города Греческие сия война, не в Царьграде и Трапезуне сила греческая таится, а ещё дальше отЦарьграда на полудне – в Милете. Ионе и других коренных градах, от каких, как бурьян в степи, новые ростки поднимаются.

И на то цари‑князья соглашались, и пили вместе из Братины, и новые войска собирали, строили аж три тысячи лодий, и шли за море греческие города руйновать.

А когда вернулись назад, узнали, что Волохи напали на Лужичей и людей их тысячами угнали в отрочество, и многие греческие города не пощадили.

И с тех пор ослабели Ольва и Хорсунь, и долго на Русь за отроками не ходили Греки, людей не угоняли, русских сёл не жгли и полей не вытаптывали, как раньше.

 

СКАЗАНИЕ ПРО ГРЕКА МУТРЮ‑ЦАРЯ

 

степях вольных жили Деды наши и Прадеды, а ещё раньше – Щуры с Пращурами. И строили они себе хаты из самана – кирпичей глиняных, на Солнце высушеных, либо плели загородку из хвороста и лозы, глиной обмазывали, а крышу очеретом крыли, как мы и сейчас делаем. И жили в хатах тех, землю раяли, пашницу сеяли, разводили коров и овец и пасли их на травах. А Овсени приходили – Грек приезжал, Грек приезжал – пашницу брал, пашницу брал – серебро давал, ножи, ложки, горшки всякие и миски.

Вот приехал как‑то Грек и сказал, что не приедет больше на Овсени, потому как Мутря‑царь не велит Грекам к Русам ходить и пашницу за серебро брать. Закончил Торги Грек‑крамарь и уехал к себе за море, там где на берегу царь Мутря живёт и Грекам к Щурам ходить запрещает.

Скоро не стало у Русов ни соли, ни серебра, ножи, какие были, поломались, горшки побились.

Осерчали тогда Деды и Прадеды и решили: раз не велит Мутря торговать, сами у Греков возьмём, что надо! Собрались и пошли войной на Мутрю‑царя. Дошли до самого моря, стали бить Греков, города их палить, дома валить, серебро‑золото забирать.

И стал тогда просить Мутря‑царь мира с Пращурами, чтоб в союзе с ними против других врагов ходить‑воевать, а Греки за то, как прежде, будут с Русами крам вести.

И держал слово Мутря‑царь, и десять лет мирно с Дедами жил и крам с ними держал, – давал серебро‑злато за коров, коней, кожи, сало и за пашницу. Да началась в греческом царстве война, стали Греки меж собою биться. И позвал тогда Мутря‑царь Дедов наших на подмогу. Пришли Деды, врагов побили, царя Мутрю оберегли. И в благодарность им отпустил Мутря‑царь слуг своих из людей русских, дал им волю‑вольную, чтоб отправлялись домой.

И ещё дал Мутря Дедам сброю крепкую, железную, кованую и повёл их за синий Дунай против Волохов. И взяли они много добра, золота и вернулись домой со славою.

И сказал тогда царь Русов Добрян: имеем мы теперь сброю тяжёлую, крепкую и сами можем идти против Волохов и добро их себе забирать!

И пошли Деды сами на Волоха, да не одолели, полегли тысячами и еле унесли ноги с Дуная. И нарекали люди на Добряна‑царя, что из‑за жадности посрамил он землю свою.

И опять помирились Деды с Мутрей‑царём.

 

СКАЗАНИЕ ПРО ЗЛАТОВЕНЬ‑ЦАРЯ

 

древние часы был на Руси Златовень‑царь. Был он сердцем добрый и своих людей жалел, и ежели нападали какие чужие племена на Русов, то Златовень‑царь говорил, что лепше отойти дальше от той земли, чем за неё биться и оставлять жён вдовами, а детей сиротами.

Старые люди любили царя, а молодые на него злобились и думали, что царь врагов боиться и им потакает во всём.

И вот пришли Годяки и стали на Русь нападать. Это Греки Годяк подкупили, потому как близилось время осенних Торгов, и Греки знали, что ежели Годяки Русов побьют, то не токмо скотину отобранную за полцены продадут, а и много русских людей пригонят в отрочество.

Послал Златовень‑царь гонцов к Ярусланам за помощью. Те налетели, порубили Годяк на сечку дробную и отогнали аж до Синего моря.

И минуло с тех пор двадцать лет. И за те двадцать лет Русь усилилась и размножилась. И поняли тогда все, отчего царь‑Златовень хотел долгого мира, – теперь Русь была в пять раз сильнее прежнего и имела много детей. И стала бы она ещё сильнее, да все степные народы шли войной против Волоха, и Русь Златовеньская с ними тоже пошла.

Доходили они до моря Синего, стругали чайки, садились в них и плыли против Ромов и Волохов. А как били они Волохов в тот раз! Прошли мечом всю Волошину и освободили многих рабов. Да потом стали гибнуть воины от Чёрного Мора Греческого, и много их умерло, и мало домой вернулось. Посмотрел на них Златовень‑царь, покачал головой тяжко и сказал:

– Ослабили Русь Мор и война, надо много детей завести!

И велел он каждому мужу взять себе десять жён.

И вскоре опять усилилась Русь.

И теперь всякий раз, когда мужи шли на войну, жёны, деды и дети уходили дальше к полуночи и дожидались своих мужей, бывало, и по три года! А война та как началась, так и шла почти беспрестанно, и тянулась долго‑предолго – больше ста лет. И в той войне Осавуры сгинули, и Годяки, и Гуны, и многие другие племена и народы.

 

 

Глава седьмая

ВОЙНЫ С РИМОМ

 

Древний Рим – могучее, агрессивное, основанное на совершенной военной машине государство в конце прошлой начале нынешней эры покорило пространства от Атлантики до Персидского залива. В течение длительного времени римляне воевали также со скифо‑славянскими племенами, но так и не смогли подчинить их.

 

«И растянулась война та аж на сто лет!

И за те сто лет люди умирали,

новые рождались, старились и тоже гибли,

и аж до правнуков война шла та злая…»

 

Здесь речь идёт о столетней Великой Войне, когда римляне пошли на Карпаты. Все славянские племена и народы поднялись на защиту своей независимости. В сказаниях даётся перечень этих народов:

 

«…и были с ними, Русами, Хорпы хоробрые, и с Хорпами – Сла‑винцы, Хорвы, Кивереччина, Бужанщина, Днестровщина. и всякий другой люд словенский – и Фряка, и Ватра, и Лемок, и Гуцула храбрая, и Будина, а с ней такоже и Морава сильная, и все племена‑народы степные»

(Сказание про Халабуду‑князя).

 

В «Сказании про царя Богуслава» перечень славянских народов и их союзников продолжается:

 

«И то ж шла на Волоха Седьмая Руса,

шла Хорпа с Васильками.

шла Боруса Лесная, Оса и Комыри,

что жили издавна с Русами,

Скоча шла и Ира с Голой,

а також Ставры с Сурожцами,

Уличи и Фряка с Белохорватой…»

 

Римляне для достижения своих целей использовали самые различные средства и методы – от масштабных войн, в которых участвовали огромные по тем временам силы, до отдельных вылазок небольшими группами в качестве разведчиков, чтобы узнать «кто где живёт, где какие цари‑воеводы, и сколько у них людей, и какие у них стада, и где припасы ихние и кошары…» Их разведчики часто выдавали себя за армянских купцов, зная про давние добрососедские отношения между русами и армянами. Так, в «Сказании про братский пир князей в степи» говорится:

 

«У князя ярусланского Бужича

сторожа двух Торжаков поймала,

а те клянутся, что Ормяны они

и товар везут ормянский.

А потом, коли железы жгли.

да теми железами подбодряли их,

так признались, что Волохи…»

 

В «Сказании про царя Богуслава» рассказывается, как десять «нодглядачей» и «тайных изведателей» дошли аж до Волги и были пойманы на обратном пути возле Днепра. В отличие от предыдущего случая, это были не Волохи, а Даки, пленённые ещё детьми, чьих родных Волохи убили, а самих увезли за Дунай и сделали из них разведчиков.

«Царь (Богуслав) их сам распытывал, бо знал Волошскую речь добре», а потом приказал напоить‑накормить. После такого «приёма» пленные признались, что они не Волохи, а Даки и попросились на службу.

 

«Тут царь Богуслав принимал их под свою руку,

и они клялись на ножах острых верно служить ему.

И стали емцы чаровными знаками записывать на

шкурах дела царёвы…»

 

Таким образом, в новых условиях были востребованы способности «подглядачей» к языкам и письму.

Подобное отношение к пленным являлось следствием того, что русы презирали и ненавидели такую форму человеческих взаимоотношений, как рабство. Их ведические законы гласили, что «боги повелели всякому мужу трудиться за хлеб свой» и содержание себя за счёт других считалось недостойным и неприемлемым для славянина. Поэтому даже захваченные в плен враги, те же римляне, отработав установленный срок, отпускались на волю. Так, в «Велесовой книге» говорится: «Вспомним как Траян был разбит нашими дедами, а легионеры его взяты отрабатывать дань на поля наши. И так они трудились на нас десять лет и были отпущены» (ВК, дощ. 29).

Помимо разведки Римом широко применялось средство подкупа как отдельных князей, так и целых племен с целью перессорить их друг с другом и приалечь на свою сторону. Так, римлянами были использованы Даки, которые до того храбро сражались вместе с Русами против Волохов, но, сделавшись римскими наёмниками, натворили много бед,

 

«и скоро берега Дуная пустые стали, –

пройдёт кто по городу, а его стрела Дячинская убьёт…»

 

(«Сказание про царя Пребора»)

 

Когда же не было открытых боевых действий, то небольшие отряды Волохов делали ночные набеги и похищали скот и людей для продажи. Даже в те недолгие времена перемирия, когда Русы торговали с Римом, то

 

«брали они людей на земле нашей

и хитили в ночи, до отроцтва гнали.

И ежели пришёл Рус коней продавать,

так они не столько на коней глядели, сколько на Руса.

И то жъ опоят его вином с маком зелёным,

а пробудится Рус уже в цепях,

уже на корабле чужом плывёт, родину потерявши…»

 

(«Сказание про царя Необора»)

 

Упоминаемые в сказаниях Межа (пограничный район, проходяший по Дунаю). Нура (Норик – совр. Австрия), Панщина (Пан‑нония – бассейн Тисы) были римскими колониями, где жили и работали захваченные в плен многочисленные рабы, в том числе и славяне,

 

«кто отрочил в земле Волошской,

а сам был с Межи, либо с Горыни,

либо далее – с Волыни весёлой, либо с Днепра,

а то и с Дона широкого, либо с моря Синего…»

 

(«Сказание про Халабуду‑князя»)

 

Против профессионализма и выучки римских вымуштрованных легионов Славянские племена порой применяли нестандартную тактику ведения боя. Так, видя чёткий строй двигающихся походным порядком легионов, возглавляемых военачальниками в красных плащах. Русы выпускают против них …быков!

 

«когда же быки увидели

Воевод Волошских, в черемное одягнутых,

так заревели страшно, на них накинулись,

и били‑топтали, пока Русы на врагов не напали.

И быков в той сече добрая сотня загинула».

 

(«Ярусланы‑цари. Сказание»)

 

В другом случае, чтоб заманить и взять живым предателя Халабуду, продавшегося Волохам, Русы высылают отряд лёгкой конницы и заманивают врага. Когда гнавшиеся за ними три дня Волохи устают и разбивают лагерь. Русы ночью поджигают его, нападают врасплох и захватывают Халабуду в плен. Примечательно, что не отличающиеся жестокостью к пленным, в отношении изменника‑предателя Русы беспощадны.

Причина длительных и непрерывных войн Руси и Рима образно выражена в сказании «Кельна и Русь степная»:

 

«И Рома от неё плакала, и Руса,

и никто мира просить на хотел,

потому как Руса в рабство идти не хотела,

а Рома плакала, потому что без рабов жить не могла».

 

В этих строках заключена вся суть противостояния рабовладельческого Рима и вольных, презирающих рабство Русов, чье космическое религиозно‑философское воззрение утверждало единство Природы и Человека. Людей и Богов, равенство всех людей между собой и право отстаивать свою землю и волю даже ценой собственной жизни, поскольку смерть во имя Прави делает душу бессмертной. Эта сила духа, взаимоподдержка и взаимовыручка славянских племён и народов в грозный час беды делали их непобедимыми, в том числе и для такого могучего врага, как Рим, который уже не мог существовать и поддерживать свою политику, экономику и культуру без рабов, и был вынужден вести постоянные захватнические войны. Так, в «Сказании про царя Необора» говорится:

 

«и то правда, что Ромы с Ромеями

много отроков потребовали.

и re отроки им землю раялн, сады садили,

огороды копали, яблоки, капусту, горох собирали

и тех Ромов с Ромеями кормили, как хилых.

Те же были слабыми и сами ничего не умели делать».

 

Западная Римская Империя (собственно Рим) пала под ударами готов в конце V в. н. э. С этого времени начала набирать силу Восточная Римская Империя – Византия.

Русы различали Ромов (или Румов ), т. е. «собственно римлян», Волохов (в переводе с польского wlochy («влохи») значит «итальянцы», т. е. те же римляне, однако это не совсем одно и то же. Волохи «сидели за Дунаем» – это была территория, подчиненная Риму и платившая ему дань, своего рода римская провинция, «нечистокровные римляне») и Ромеев‑Греков (Византию). Как видим, Русы очень точно определялись в названиях – Византия, хотя и считалась Восточной Римской Империей, но фактически принадлежала грекам.

 

СКАЗАНИЕ ПРО СИЛЬНОГО ЦАРЯ

 

ыл у Щуров‑Пращуров русских Сильный царь, зело храбрый, и царь тот Румов с Ромеями бил. И мужей своих он весь час учил делу воинскому, и были они сильными, ко всему привычными, к голоду и холоду выносливыми и ничего не боялись. И высылал царь дозоры далеко в степи, а те, что видели, на чурку записывали и царю посылали. То была невеликая грамота, а всё ж для дела хватало.

И были у Сильного царя знахари, что людей от хворобы хранили, а детей травам учили, чтоб из них новые Знахари вырастали.

И ещё были у него Гусляры, и те детей Старовине учили. Сидели Гусляры и дети под деревом либо в лесу на траве и слушали Думы про дела Щуров и Пращуров.

Так текли часы‑времена, да скоро прискакали к царю вестники от Скочи‑Саки племени и сказали, что Ромы идут, Ромы с Ромеями на Русь налезают, людей хватают, отрочат, и не будет им домой поворота.

И скакал Сильный царь за Скочами, и видел Ромов, идущих табором. И велел он не идти навстречу, а скрыться Русам в балках, а Скочам – за теренами да верболозами.

И когда приблизились Ромы, выскочила Скоча на конях борзых, напала на врагов, а те стали обороняться. И шла та сеча до полудня. А потом послышался в степи великий гром – это Сильный царь велел бить мечами по щитам и бросил вперёд свои полки. И, видя то, Ромы стали отходить – не захотели великой сечи. А Русы и Скоча со своим Алун‑царём за ними вдогонку кинулись, и погнали Ромов аж до Дуная, а потом воротились.

И видят – Годяки идут, идут борозо за Дунай‑реку против Волохов, на Скочу‑Саку и на Русь не глядят. И послал Сильный царь к ним вестников, абы выведали, чего Готы хотят. Воротились вестники и сказали, что Годь разбойничья сама пойдёт до самого Риму, и сама одержит победу над Волохами, а прочие пусть делают, что хотят.

«Коли мы, Руса, Сака и Хоропы с Волохами воевали, Годь на помощь к нам не пришла, – сказал Сильный царь, – а коли Годь Ромов одолеть не могла, то нас просила о помощи, и мы им помощь давали, поскольку Волохи – враги общие. Но ежели они нами пренебрегают, то пусть сами идут!»

И велел Сильный царь идти своему войску к полудню, потому как там усилились Ромеи‑Греки. И бил Сильный царь Ромеев‑Греков, и отобрали Деды наши множество скота, золота, серебра и много полонников. И заключили с Греками мир, и домой возвратились весело.

 

СКАЗАНИЕ ПРО ХАЛАБУДУ‑КНЯЗЯ

 

давние времена тоже были такие князья, что могли за золото продаться аж до третьего колена.

Был когда‑то у Антов Халабуда‑княжич. Прозвали его так за то, что он ещё с детских лет уходил далеко в степь, строил себе халабуду из вербовых веток и трав и жил там седьмицами.

Дома его ищут, волнуются, – может враги украли, – а тут он сам ворочается. Наберёт припасов – сала, пшена, гречки, мяса – и опять исчезает, камо неведомо. Отец князь Яворан ищет его, а сын опять в степи в халабуде.

Так и жил Халабуда странной самотной жизнью, будто волк‑отшельник, бродил по степи, за дичью охотился, в балках кашу себе варил.

И вырос он высоким, сильным, на меч и копьё ловким и никому неподвластным.

И подался он к бродячим разбойникам и стал у них предводителем. А когда набралось таких бродяг три тысячи, Халабуда повёл их к Дунаю и нанялся на службу к Ромеям и Волохам. И стал на их стороне биться против своих же людей славянских.

Осерчал на него князь Яворан, так что проклял его страшным проклятием и навеки отдал Лиху с Дивами. Нелегко было отцу отдавать сына Лиху с Дивами, да что поделаешь – Халабуда стал злейшим врагом для русичей.

Там, за Дунаем, Греки и Волохи ему жену дали, дом, злато‑серебро и рабов‑отроков, чтоб он только лепше бил своих прежних родичей.

И был Халабуда без сердца, без веры, без Прави, и русичей‑антов истреблял беспощадно. И стал он Великим Воеводой у Волохов, а Русам стал зверем лютым.

И собрались однажды Русы и порешили, что Халабуду надобно поймать за любую цену. И князь Яворан сказал в сердцах:

– Лепше бых не имел сына такого! Сами знаете, каким он рос, не слушался ни отца, ни матери. А изловите его – делайте, что хотите, и я сам вам в том помогу!

И решено было идти за Халабудой к Дунаю, заманить его в град Пересечень и изловить там.

Выслали Русы к берегам Дунайским удалых Герцев, что на конях перед Волохами гарцевали и силой своей похвалялись. А Волохи по всему Дунаю строили крепости‑бранницы, и уже почти сотню поставили. И было там много волошского о войска, что во главе с Халабудой те бранницы охраняли.

Как увидел Халабуда русских Герцев, стал похваляться Ромеям и Волохам с теми русами расправиться и перебить их до последнего!

Кинулся он со своими легионерами через Дунай, переплыл его и погнался за Герцами. Три дня и три ночи скакал, аж пока не достиг Пересечня. И там велел он своим воинам раскинуть лагерь и отдохнуть.

А ночью Герцы тайно под стены лагеря подобрались, накидали соломы с хворостом и подожгли огнём.

Загорелся лагерь, Волохи стали вскакивать, неодетые, за мечи хвататься, а Русы били их стрелами, поднимали на копья и отсекали мечами головы.

И Халабуда проснулся от шума, огня и дыма, схватил свой меч и напал на Русов. Многих убил он силой своей могучей, и тут скрестился его меч с отцовским. Да набросились тут на него все Русы, повалили наземь, связали, привели к отцу и на колени пред ним поставили.

И сказал ему тут отец слово грозное:

– Русов бил, негодный изменник? На отца родного меч поднял? Так подайте мне мой меч, я сам сниму с тебя голову!

Подошли тут к нему воеводы антские и сказали:

– Погоди, Яворан, успеешь снять с него голову. Халабуда есть нынче Волох и притом Воевода Волошский. Пусть он прежде расскажет, для чего но берегу ставят бранницы?

И поведал им Халабуда, что те крепости ставят Волохи, дабы Русов удерживать, за Дунай не пущать, а самим идти многими силами до Днепра‑Славуты и Припяти, до Волги и Дона быстрого, чтоб всю Русколань подчинить, добро и скот отобрать, взять в отрочество лепших жён, мужей и девиц прекрасных, а старых и малых убить, чтоб землю русскую уничтожить и ничего на ней не оставить!

Услышали про то люди, подивились такому Злу и в один голос за смерть его высказались.

И пришёл с топором мясник, и снял тому Халабуде голову, и разрубил тело белое на куски и раскидал по полю, дабы жрали его птицы и звери дикие, потому как предателю смерть от меча не положена, его удел – гонор, каким хозяйки рубят голову курице.

И всех Волохов, что в полон взяли, до единого уничтожили, дабы никто не ведал, где они и когда загинули.

Да пришли тут новые силы Волошские, переправились с того берега, и опять Русы с ними бились, так что земля от крови рудою стала. И собирали Русы тех, кто пали в сече, и сжигали их на кострах Огнебоговых, и дым смрадный шёл на землю Волошскую, как завещание мёртвых, чтоб расплатились за них с врагами.

И собирати потом Русы силы многие, и шли через Дунай тысячами, шли через Межу в Нуру и Паншину и собирали добычу великую.

И шли с Русами Хорпы хоробрые, с Хорпами – Славинцы, Хорвы, Кинереччина, Бужанщина. Дпестровщина и всякий другой люд словенский – и Фряка, и Ватра, и Лемок, и Гуцула хоробрая и Будина, а с ними такоже и Морава сильная, и все племена и народы степные. И брали они всё, что нашли, волов, коров, коней, а также людей, кто вольно хотел жить в русской земле, а до того отрочил в земле Волошской, а сам был с Мазови либо с Горыни, либо далее – с Волыни весёлой, либо с Днипра, а то и с Дона широкого, либо с моря Синего. Всё брали Русы, на возы клали, а ещё давали им Ромеи с Волохами дань великую – злато, сребро, дорогие каменья – и с тем богатством домой ворочались.

И долго они помнили злого Халабуду‑предателя, что продал свою землю Волохам и за то получил Мсту справедливую. И про то детям и внукам своим рассказывали, чтоб имя его охаять вовеки!

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!