Становление личности в условиях новых инфо коммуникат технологий



Важнейшая особенность социокультурной матрицы формирующегося постиндустриального общества заключается в тотальной информатизации жизнедеятельности человека. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) являются мощным фактором трансформации жизненного пространства личности. В то же время, беспрецедентные возможности новых ИКТ обеспечивают функционирование глобальной информационной системы, выступая фундаментом для транснационализации интеллектуального взаимодействия индивидуумов и социальных общностей.

 

БИЛЕТ 20 Деструктивные тенденции в современном обществе

Усиление деструктивных тенденций в современном российском обществе в целом неблагоприятно сказывается на каждом гражданине страны. Неблагоприятная экологическая ситуация, широкая распространенность употребления психоактивных веществ, нерациональное питание и иные негативные факторы создают реальную угрозу для благосостояния населения.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Таким образом, налицо колоссальный потенциал религиозных организаций и национальных традиций в воспитании нравственной культуры личности, который может и должен быть рационально использоваться во благо людей.жизни.


БИЛЕТ 21 Субкультуры в современном обществе

Субкультура, непосредственно является неотъемлемой частью общественной культуры. Субкультура, как правило, включает в себя перечень ценностей и порядков людей, либо группы людей, объединённых по специфическим интересам, оказывающими непосредственное воздействие на их мировоззрение. Основными признаками субкультуры являются: особое представление о мире и о самом себе, совокупность знаний, умений и навыков, моральные и эстетические ценности, стиль и образ жизни.

Для начала рассмотрим более подробно каждый составляющий субкультуры в целом.

Знание представляют собой представление картины мира в достаточно узком смысле, под этим принято понимать совокупность знаний человека об окружающем мире, опираясь на которые он формирует для себя целостный образ социальной действительности и самого себя в ней. На основе вышеперечисленных факторов происходит формирование мировоззрения, дальнейшие взгляды на жизнь.

Стиль и образ жизни. Данный признак объединяет в себе несколько компонентов, такие как: социальные роли и статус, образ жизни, жизненный стиль. Статус и социальные роли предполагают наличие того или иного материального положения в обществе, образ жизни, будет характеризовать и отличать ту или иную субкультуру от противоположной - некое жизненно кредо, вложенное в поведение, стиль и моральные устои.

Моральные и эстетические ценности. Наряду с субкультурами ценности так же являются важным компонентом социальной среды человечества. Ценности имеют свойства быть как реальными, материальными, так и воображаемыми, духовными.

В целом любая субкультура отличается от другой несколькими очевидными чертами. Среди них: стиль, будь то в одежде, музыке, прическе, аксессуарах и прочего; образ жизни, перечисленный и раскрытый ранее; манера поведения, определённые политические взгляды на жизнь.


БИЛЕТ 22 Молодежная субкультура

Каждое общество представляет собой систему, включающую в себя социальные субъекты и возникающие между ними отношения. Многообразие структурных элементов общественной системы обусловлено дифференциацией социальных субъектов по следующим основаниям – уровню дохода, профессии, возрасту, месту проживания и типу поселения, религиозной и этнической принадлежности и т.д. Одним из важнейших социальных субъектов являются социальные группы, которые, в силу их различий, в определённых условиях способствуют формированию специфических культурных ценностей и установок, образа жизни и стиля поведения, одежды и языка. Указанная специфика выступает источником возникновения субкультур, а представители данных социальных групп являются их носителями.

Таким образом, в широком смысле, субкультура – это специфическая культура определённой социальной группы. В узком смысле, субкультура – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе

Сложившееся положение дел не устраивало определённую часть молодого поколения, которая справедливо полагала, что массовый характер культуры для молодых не позволяет осуществить полноценное самовыражение и творческое развитие. Это стало одним из стимулов возникновения молодёжной субкультуры, как противовеса массовой молодёжной культуре. Этому в немалой степени способствовало удлинение периода «социального детства». Молодой человек, по своему социальному статусу уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Данный период «социального детства» – это период когда можно расширять свои насущные потребности, но не увеличивать ответственность. Отсюда – желание продлить социальное детство, уйти в субкультуру. Молодые люди «бегут» в субкультуру от традиционной культуры, изолируют себя от неё и в этом добровольном изгнании создают свою собственную культуру со специфическим языком, символикой, обрядами, отличными от общепринятых.

Таким образом, молодежная субкультура – это культура, выработанная самим молодым поколением, характеризующая общность стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов молодых людей.


БИЛЕТ 23 Культура как текст

В истории человеческого рода сформировались два канала передачи информации. Один из них, как и у всей живой природы, – генетический. По другому каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы. То есть, если в биологической жизни человечества накапливается генофонд, то в культурной –текста.

В современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами.

Текст принципиально отличается от литературного произведения: это не эстетический продукт, а знаковая деятельность, это не структура, а структурообразующий процесс, это не пассивный объект, а работа и игра,

это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов,

уровнем текста является не значение, но означающее, в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия

Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плана. Это стремление получило новое осмысление с появлением теоремы Геделя о неполноте. Применительно к нашей проблеме это означает, что в любом языке, рассматриваемом изолированно, в любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим «метаязык», восполняющий неполноту.

Таким образом, именно в семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук – дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания.


БИЛЕТ 24 Перспективы сохранения культурного многообразия мира

По мере развития процессов глобализации культуры и жизни людей все более проявляются и противоположные тенденции. Обусловлено это тем, что изменение лежащих в основе культуры ценностей происходит гораздо медленнее цивилизационных перемен. Выполняя свою защитную функцию, ценностное ядро культуры препятствует переходу цивилизации к новым условиям жизнедеятельности. По мнению ряда культурологов, размывание ценностей культурного ядра современной западноевропейской цивилизации привело к подавлению тенденции к интеграции мировой цивилизации другой резко обозначившейся тенденцией – к изолированности, культивированию собственной уникальности.

И этот процесс вполне закономерен, хотя может иметь большое количество негативных последствий. Культивирование уникальности того или иного этноса, народа порождает культурный, а затем и политический национализм, может служить основой для развития религиозного фундаментализма и фанатизма. Все это становится сегодня причиной многочисленных вооруженных конфликтов и войн.

Тем не менее, нельзя видеть в ценностях локальных культур препятствие на пути к мировой цивилизации. Именно духовные ценности определяют прогресс цивилизации, пути ее развития. Взаимообогащение культур позволяет ускорить темпы развития общества, «сжать социальное время». Опыт показывает, что каждая последующая историческая эпоха (цивилизационный цикл) короче предыдущей, хотя и не в одинаковой степени для разных народов.

Существует ряд подходов к перспективам взаимодействия локальных культур и мировой цивилизации.

Более того, по мнению многих этнографов, различия в культуре являются закономерным и основополагающим условием универсальности в развитии человечества. Если различия между ними исчезнут, то только для того, чтобы появиться вновь, в иной форме. Необходимо регулировать взаимодействие и столкновение интеграционных и дезинтеграционных процессов. Понимая это, уже сегодня многие народы и государства добровольно стремятся предотвратить столкновение, устранить противоречия в отношениях друг с другом и найти общие точки соприкосновения в культуре.

Мировую общечеловеческую цивилизацию нельзя рассматривать как стандартизированное, обезличенное сообщество людей, сформировавшееся на основе западной или американской культуры. Она должна представлять собой многообразную, но целостную общность, сохраняющую уникальность и своеобразие составляющих ее народов.


БИЛЕТ 25 Интернет и формирование сетевой культуры

Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь. Необходимо отметить, что эта культура прошла уже по крайней мере четыре этапа формирования. Эти этапы выделены на основании модернизированной схемы Ж. Бодрийара: подделка – производство – симулякр, к которой добавлена четвертая стадия – симулятивная коммуникация.

1. Первый этап – подделка человеческой культуры – заключался в создании виртуальных моделей бытия. Например, в игровой реальности формируются виртуальные поселения, снабженные всеми привычными для человека вещами и отношениями. Там можно ходить по магазинам, строить дома, заниматься бизнесом, создавать семью.

Все это конечно же происходило в игровой реальности, однако эта реальность позволяла участникам игры реализовать все свои нереализованные возможности. В этом же ключе работает и ряд других кибертехнологических инструментов: чаты, виртуальные казино, виртуальные знакомства, есть даже виртуальные кладбища.

2. Второй этап – серийное производство, тиражирование культуры – заключается в активном переводе на язык цифровых телекоммуникационных форм человеческой культуры в целом, а не только отдельных произведений культуры. Доказательством существования таких процессов может служить институализация сетевой этики, сетевого языка, сетевых ценностей, сетевой культурной деятельности, осуществляемая в сети и адресованная сетянам (населению сети), т.е. всего того, что и складывается в понятие «культура» в узком смысле этого слова.

3. Третий этап – симуляция культуры. Не так давно появился социокультурный феномен, известный как киберпанк. Киберпанк вобрал в себя различного рода маргинальные побуждения с верой в безграничные возможности компьютерной техники в плане реализации индивидуальной свободы. Можно сказать, что интернет стал прежде всего симулякром свободы и индивидуального человеческого всемогущества. А свобода при условии ее реализации, как известно, и создает культуру. Киберпанку предшествовало движение хакеров, базировавшееся на следующих принципах:

• не повреди информационную систему;

• обеспечивай условия свободного (и бесплатного) обмена технической информацией, игнорируя бюрократические и коммерческие барьеры;

• пополняй человеческое знание как таковое. Оттолкнувшись от хакеров, ограниченных сетевым техноцентризмом, киберпанк сформировал многослойную субкультуру, представленную и в литературе, и в живописи, и в музыке. Появилось, например, особое направление в научной фантастике (Руди Рукер, Джон Ширли, Брюс Стерлинг, Уильям Гибсон и др.), где на передний план выводится проблема взаимопроникновения человеческого и технологического, проблема воздействия на человека киберпространства и виртуальной реальности, роли и места индивида в тотально информатизированном обществе будущего.

4. Четвертый этап – симуляция коммуникации с культурой – является качественно новым явлением в человеческой истории. Маршалл Маклюэн (1967) пишет:

Сегодня компьютеры обещают дать нам средства мгновенного перевода любого кода в любой другой код или язык. Короче говоря, компьютер обещает нам достичь с помощью технологии того состояния всеобщего понимания и единения, которое восторжествовало на Пятидесятницу. Следующим логическим шагом должен, видимо, стать уже не перевод, а отход от языков к общему космическому сознанию, во многом похожему на то коллективное бессознательное, о котором мечтал Бергсон.
БИЛЕТ 26 Культура информационного общества

В связи с этим информация становится основной нематериальной ценностью и предметом серьезного научного анализа. Канадский философ и социолог Мак-Люэн в 60-е годы XX века сформировал культурологическую концепцию, которая предполагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи. Так, для увеличения объема материального производства нужно в четыре раза увеличить объем соответствующей ему информации. Если раньше объем научной информации удваивался каждые семь-десять лет, то к концу XX века — каждые один-два года. Освоить такой возросший объем информации обычным способом невозможно. Человек информационного общества, по словам Тоффлера, становится «одноразовым человеком». Он характеризуется повышенной любознательностью, не нуждается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Человек в супериндустриальном обществе как бы отрывается от земли, лишается культурной и исторической индивидуальности. Само информационное общество называется переходным, т. к. супериндустриальная революция и дальше будет продвигать человеческое общество к следующей, более высокой стадии его развития.

Известный специалист в области философии компьютерной революции Ракитов А. И. выделил следующие отличительные черты информационного общества:

* любой человек в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, необходимую для решения технических, социальных и личных проблем;

* современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;

* информационные ресурсы производятся в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне. Как известно, некоторые страны южно-азиатского региона, успешно создающие различные компьютерные системы, сами научную информацию не производят, а получают ее из США, Западной Европы и Японии, Они не являются полностью информационными;

* в различных сферах производства и управления в информационном обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация;

* меняются социальные структуры, количество работающего населения составляет не менее 50% от общего количества занятых, уменьшается число работающих в традиционных сферах.

Исследователи современного состояния общества сходятся во мнении, что в историческом соревновании различных социально-экономических систем выживет и победит в глобальном масштабе та, которая быстрее и энергичнее осуществит информатизацию общества, вступит на путь новой информационной цивилизации, культуры и создаст благодаря этому, принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида.                                                                    


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!