МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА



Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей.

Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.


БИЛЕТ 5  ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом.

Основоположник – немецкий философ Вильгельм фон Гумбальдт.

-всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляет духовную культуру человечества.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.


БИЛЕТ 6  СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

1)      объект

2)      предмет

3)      законы

4)      категории

5)      принципы

6)      методы

7)      функции

8)      содержание

 

КУЛЬТУРА И ПРАВО

Право и культура не только связаны, но и взаимозависимы. Маркс специально подчеркивал, что право не только не может быт выше чем экономический строй, но и обусловленное им культурное развитие общества.

Прежде всего, эта взаимосвязь обусловлена тем, что право входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее элементом. Вследствие этого право (как и государство) выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры, представляя определенную культурную ценность.

Взаимосвязь права и культуры проявляется с двух сторон. Во-первых, характер права, законодательства во многом определяется уровнем культурного развития общества. Исторический анализ права убедительно показывает, что его развитие от варварского права к праву цивилизованных государств происходило параллельно и в значительной мере благодаря культурному развитию общества.. С другой стороны, изменялись методы и типы регулирования - от грубой прямолинейной императивности к диспозитивному регулированию. Наконец, высший уровень культурности проявился в содержании права, когда в основу его регулирования был поставлен человек, отдельная личность, а основой содержания стали права человека. Наконец, изменялись и методы обеспечения.

С другой стороны, право само активно влияет на развитие культуры. Позитивное право регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества. Опыт отечественного регулирования показывает, что в случае, когда основное влияние оказывается обращенным на правовое регулирование экономических отношений, оставляя в стороне регламентацию социально – культурных отношений, то резко падает уровень культуры населения, возрастает преступность.


БИЛЕТ 7  ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Познавательная

Интегративная

Коммуникативная

Реглуятивная

Информационная

Социализации

Семиотическая

Ценностная

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании и в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно

поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией “значений”.


БИЛЕТ 8  Становление и развитие культурологического знания

1947 Лесли Уайт ввел термин культурология. В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются : мифы, легенды , сказания .В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы , выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы.

1) Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация.

2) Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский.

3) Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в. происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт

 

КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА

Культура и политика взаимодействуют между собой как регуляторы жизнедеятельности общества. Политика может прибегать и к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре.

Культура, в свою очередь, не оставаясь "беззубой", воздействует на политику через критику, духовные принципы, мировоззренческие представления, ценности, традиции. Политики, не учитывающие культурологический аспект в своей деятельности, обречены.

Выбор пути, политической системы, стоящий перед обществом, непосредственно связан также с культурной и цивилизационной самоопределением.

Культура через систему образования напрямую начинает оказывать влияние на кадровую политику, систему продвижения политических лидеров, цивилизованность политических отношений. Образовательный ценз сегодня во

многом является определяющим профессиональную пригодность к политической деятельности того или иного кандидата в глазах электората, гражданского общества в целом.

Одним из знаменательных итогов XX столетия является то обстоятельство, что в современном мире культурная политика составляет неотъемлемый атрибут политики любого государства.


БИЛЕТ 9                                                                                                 (лист 1 листов 2)

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ     

Общественно – историческая концепция была представлена такими известными учеными Западной Европы как О. Шпенглер, А. Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевским, К. Леонтьевым.

О. Шпенглер– немецкий философ, автор знаменитого «Заката Европы». Культура сравнивается им с организмом, который рождается, развивается и умирает. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Он делает неожиданный для общественности того времени вывод: «Цивилизация есть смерть культуры».

Продолжает развивать эту концепцию английский историк и социолог, автор «Исследования истории» Арнольд Тойнби (1889 – 1975). Как и Шпенглер, он исходит из существования многих различных культур (в терминологии Тойнби – «цивилизаций»). Однако в отличие от Шпенглера он рассматривал каждую локальную культуру (цивилизацию) как одну из множества ступеней на пути достижения человеком своего божественного предначертания. Движущей силой в развитии цивилизаций он назвал творческую элиту, увлекающую за собой инертную массу большинства.

Наш знаменитый соотечественник, русский социолог, культуролог Николай Данилевский (1822 – 1885) в работе «Россия и Европа» развил концепцию локальных «культурно – исторических типов», имеющих индивидуальный, замкнутый характер, которые в своем развитии подобно биологическим организмам проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Всего он отметил 11 культурно – исторических типов.

Следующая важная концепция – социологическая, которая ориентируется на поиск истоков культуры и ее объяснение через исследование общества, его структуры и социальных институтов. Наиболее видными представителями были П. Сорокин, А. Вебер.

П. Сорокин (1889 – 1968) – выдающийся русско-американский социолог и историк пришел к выводу, «что культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражает одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» В знаменитом произведении «Социальная и культурная динамика» Сорокин разработал теорию о том, что

исторический процесс – это циклические колебания культур, каждая из которых есть самостоятельная ценность. В качестве доказательства он приводит следующий пример: Россия в 19веке преодолела культурное отставание, а в литературе стала мировым лидером.

А. Вебер(1868 – 1958) - немецкий экономист и социолог, автор труда «Социология истории и культуры» выдвинул оригинальную теорию разделения истории на три взаимосвязанных, протекающих по разным законам процессам: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия). Движение культуры, по Веберу, иррационально, и его творцом является духовно – интеллектуальная элита.

Следующая концепция в культурологии сложилась в результате интенсивного развития средств массовой информации – это символическая. Человека наряду с реальным, естественным миром окружает информационно - символический мир со знаковыми системами и массовыми аудиовизуальными средствами воспроизведения действительности. Такую идею в своей концепции развил немецкий философ Э. Кассирер (1884 – 1945) в работе « Философия символических форм». Он предлагал называть человека не «мыслящим », а «символическим животным». Человек сам создает символический мир, который состоит из языка, науки, искусства, религии, мифов и т.п. Известный французский философ К. Леви – Стросс(1908 -1990) раскрывает механизм знаковых систем через коллективное бессознательное.


БИЛЕТ 9  Продолжение                                                                   (лист 2 листов 2)

Психологическая (натуралистическая) концепция стремится подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Ярким ее представителем является З. Фрейд (1856 – 1939). Культура, по Фрейду, основана на отказе удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет переключения эротического влечения (либидо), на приемлемые и одобряемые цели. З.Фрейд утверждал, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями и нормами культуры, однако необходимость постоянно следовать нормам культуры приводит к неврозам. В знаменитой работе «Неудовлетворенность культурой» З.Фрейд считает, что «культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». По Фрейду, культура в целом является средством обуздания агрессии и деструктивности, но тогда, когда ее репрессивные функции ослабевают, на поверхность выплывает инстинкт разрушения и общество охватывает коллективный невроз.

Выдающийся последователь З.Фрейда К.Юнг(1875 – 1961) в работах «Архетип и символ», «Душа и миф», «Типы личности» утверждал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует еще и « коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в так называемых « культурных архетипах» - изначальных представлений о мире, лежащих в основе человеческой психики и находящих свое отражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства.

Психологическое направление также развивал английский этнограф и социолог Б. Малиновский(1884 – 1942) в работе «Миф в примитивной культуре». Культура, по его убеждению, сначала зародилась как « ответ» на элементарные биологические потребности человека: в еде, жилище, продолжение рода, выполняющие функцию по удовлетворению так называемых первичных потребностей (физиологических и психических). Вторичные потребности - духовные Б. Малиновский считает необходимо развивать и передавать потомкам. Если уничтожить какой – то элемент культуры (запретить вредный с нашей точки зрения обряд), то вся этнокультура может быть подвержена деградации и гибели.

КУЛЬТУРА И ЭКОНОМИКА

Отношения между культурой и экономикой в течение истории претерпели существенную эволюцию, которую иногда определяют как движение от синергии к аллергии. В эпоху античности и Средневековья культура и экономика находились в состоянии синергии, т. е. органического единства, тесного сотрудничества, взаимного дополнения. Производство и творчество, ценность и стоимость тогда совпадали. Художник и ремесленник часто выступали в одном лице.

Начиная с Нового времени культура и экономика постепенно расходятся, становятся самостоятельными. В XVII– XVIII вв. они мирно сосуществуют, не мешая друг другу развиваться. XVII век стал не только временем первой научной революции и началом научно-технического прогресса, но и веком театра. XVIII век часто называют веком театра.

В XIX в., по мере развития промышленности и утверждения капитализма, ситуация резко меняется. Между экономикой и культурой возникает состояние некой аллергии: взаимного раздражения, недоверия, непонимания, несовместимости. Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение. —совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономическихинститутов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.


БИЛЕТ 10 Концепция локальных культур Данилевского

Н. Я. Данилевский, крупный русский философ XIX века. Рассматривал конкретные культуры как организмы. Исходил из сравнения цивилизаций с растениями. На этом основании он утверждал, что любая культура имеет как начало своего существования, так и конец, то есть смерть.

Данилевский ввел понятие культурно-исторического типа, при помощи которого он обозначал всю совокупность явлений, характерных для той или иной культуры.

Особое внимание Данилевский уделил общим закономерностям, которым подчиняется жизнь любого культурно-исторического типа.Любой культурно-исторический тип переживает те же стадии, что и любой живой организм.

Данилевский отрицал существование единой всемирной истории, история для него была присуща только отдельному культурно-историческому типу.

Данилевский открыто выступал против широкой трактовки термина «цивилизация», в соответствии с которой под цивилизацией понимается образованность, наличие высокой культуры, прогрессивность и стремление к новым высотам.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 528; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!