КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ



Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения.

Внимание к характеру человеческих взаимоотношений свидетельствует о подлинно гуманистической природе общества. Весь этикет, все правила общения должны быть пронизаны глубоким гуманистическим содержанием.

Гуманизм – это идеологическая основа всех частных рекомендаций по организации и построению межличностных взаимоотношений.

Вежливость воспринимается как настоящий талант общения. Культура общения помимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность и терпимость предполагает развитие вежливости и тактичности. Вежливость – это черта характера, основное содержание которой составляют соблюдение определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения. Тактичность предполагает не только

знание соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми.

Мера необходима и в проявлении интереса к другому. Например, не рекомендуется в беседах задавать партнеру вопросы, касающиеся его интимной жизни, или неумеренным вниманием подчеркивать особенности другого человека

Существенная сторона культурного общения – это умение непредвзято вступать в общение с другими людьми, не навязывая своих вкусов и привычек. Большое значение в культуре общения имеет наличие такого качества, как деликатность, которое достаточно глубже, чем воспитанность.


БИЛЕТ 17 Концепция Флоренского

Основным законом мира Флоренский считал второй принцип термодинамики - как закон Хаоса во всех областях мироздания. Хаосу противостоит Логос. Культура - сознательная борьба с мировым уравниванием. Вполне в духе эпохи Флоренский отвергает понимание культуры как единого во времени и пространстве процесса. Нельзя, соответственно, говорить об эволюции и прогрессе культуры

Культура, по Флоренскому, есть «образ обособления», что ведет к выделению замкнутых и ограниченных монадных форм, подчиненных ритмическому процессу смены «средневекового и возрожденческого типов. «Средневековый» тип культуры характеризуется органичностью, объективностью, конкретностью, самособранностью. «Возрожденческий» - раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью и поверхностностью. Представитель последнего, заявляя о любви ко всему миру и объявляя все находящееся в нем «естественным», на деле ненавидит мир в его конкретной жизни. Он хулит Бога, указывает на несовершенство мироустройства, провозглашая, что жизнь надо было устраивать иначе - по схемам его собственного рассудка.

Павла Александровича всегда интересовала специфика русской культуры.

Культура и личность

Человек живет и развивается в социокультурном пространстве, Деятельность современной личности осуществляется в динамично развивающемся и стремительно меняющемся мире информационных технологий. В результате человек становится частью качественно нового - информационного - общества. Это приводит к повышению роли человеческой индивидуальности в развитии всех социальных сфер. Приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в современных условиях. Отметим, что современное состояние общества происходит под знаменем защиты прав личности.

Одновременно с этим, развитие постиндустриального общества, в значительной степени, находится под влиянием массовой культуры, которая, с одной стороны, позволяет осваивать достижения науки и искусства в доступной для каждого форме, с другой стороны, являясь потребительской культурой, формирует не активного субъекта культуры, преобразовывающего окружающий мир, но пассивного, усредненного, стандартизированного потребителя. Сегодня личность поставлена в условия выживания, а не развития и творческой самореализации человека. Несмотря на это человек в силу своей природы стремится к личностному росту и саморазвитию.

Однако прежде чем непосредственно рассмотреть взаимодействие культуры и человека, необходимо раскрыть содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый из нас может уверенно выделить человека из остального мира. Но при постижении и ближайшем рассмотрении данной проблемы становится очевидным сложность и неоднозначность человеческой природы. Во-первых, человек является дуальным (биосоциальным) существом, поскольку соединяет в себе природное и социальное начала. Человек приходит в мир уже наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как любая биологическая целостность он подчиняется тем или иным законам природы. Однако человек воспринимается как человек только при условии активного, творческого познания и преобразования окружающей действительности во взаимодействии с другими представителями социокультурного пространства. Человек воспринимает общество как мир вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной мере усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Таким образом, по отношению к культуре человек выступает как:

- объект культуры (жизнедеятельность человека проходит в социокультурном пространстве);

- носитель культуры;

- субъект культуры (творческая личность выступает создателем культурных ценностей).

Мы можем говорить об активном взаимовлиянии, взаимозависимости человека и культуры.


БИЛЕТ 18 Идеал человека и идеал культуры

Разносторонний анализ различных элементов культуры и культурологических идей Ренессанса показывает, что возрожденцы постоянно искали и пытались дать ответ на вопрос: «Каким же должен быть культурный человек?» Суммируя их взгляды и творческие результаты, по большому счету, можно утверждать — идеал (модель) культурной личности они видят в универсально развитом человеке, способном достойно проявить себя в самых различных сферах созидающей деятельности. Этот человек многомерен, многоплановый, титаничен, в своей сути равный миру, пространству и времени. Он неповторим, индивидуален и социален, рационален и эмоционален, психологичен и эстетичен, обладает волей и жизнеутверждающим началом, знанием и пониманием, глубокими чувствами и способностями. Он постоянно ищет и преобразовывает, мыслит, творит и воспроизводит значимое. Такой человек раскрепощен, свободен от оков, безмерен, постоянно следует неизведанным собственным путем. Он хорошо осознает себя, свою роль, ценность и предназначение, смело декларирует свои индивидуальные права. Культурный человек не является божественной субстанцией, а наделен природой и социумом, к тому же творит себя сам, смело ищет жизненный смысл и все сокровенное. Творчество, знание и понимание культуры — вот высшие критерии культурности человека. Подобный индивид не только носитель культуры, он культурный универсал, в культуре равный Богу. Культурный человек не просто слово, а понятие, субстанция, обозначать которую следует большими буквами. Идеальный образ такого человека складывается в философских трактатах, социальных утопиях, поэтических творениях, новеллах, письмах, в живописи, скульптуре, и даже в научных трудах. Он портретен.


БИЛЕТ 19


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!