Современная система образования. 66 страница



В 1963 консерватория преобразована в Ин-т иск- в (в 1984 разделён на Консерваторию и Ин-т иск-в). С 1964 действует политехн. ин-т. В 1991 открыты Ин-т физкультуры, Нац. полицейская академия, Академия экон. знаний, Комратский ун-т.

При ун-те, политехн., мед. и с.-х. ин-тах организована аспирантура. Численность науч. работников в 1990 составляла 14,2 тыс. чел. Развитие сети вузов представлено в табл. 1, 2. К нач. 90-х гг. в 9 вузах училось св. 53 тыс. студентов (молдаване — св. 64%). В вузах было занято 4,2 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. св. 200 деров и св. 2,2 тыс. канд. наук.

Педагогическое образование. Первым спец. пед. уч. заведением в Молдавии была учительская семинария в Байрам-чи (осн. в 1872). Через 40 лет была открыта такая же семинария в Сороках. В кон. 19 — нач. 20 вв. курс педагогики и психологии читался в пед. классах гимназии.

В 1918—40 на терр. Бессарабии функционировали 10 рум. нормальных школ, которые готовили учителей для нач. классов.

После установления сов. власти (1920) в Левобережной Молдавии в Тирасполе для подготовки учителей молд. школ были организованы одногодичные курсы (1925), а затем педтехникум с 4-летним сроком обучения (1926). В 1930 подготовку шк. учителей начал Ин-т нар. образования (2 ф-та' физ.-мат. и агробиоло-гич.). Созданный на его базе пед. ин-т (1933) имел 4 ф та- филологич., ист., физ.-мат. и естественный. В 1933 для подготовки пед. кадров для 7-летних школ открылся учительский ин-т. В 1939/40 уч. г. в пед. уч. заведениях обучалось 4,4 тыс. студентов. После образования Молд. ССР созданы 5 пед. уч-щ, пед. и учительский ин-ты в Кишиневе. В 1940/41 уч. г. работало 2 пед. и 2 учительских ин-та, 6 пед. уч-щ и одногодичные пед. курсы. В 1941 в Кишиневе был открыт респ. ИУУ.

После войны пед. уч. заведения были восстановлены, открыты ун-т в Кишиневе (1946), в 1949—53 — учительские ин-ты в Сороках, Тирасполе, Бэлце.

В 1990/91 уч. г. было 11 ср. пед. уч. заведении Бэлцкое, Бендерское, Кахул-ское, Кэлэрашское, Кишиневское городское, Липканское, Орхейское, Сорокское, Комратское пед. уч-ща, Кишиневский индустр.-пед. техникум (колледж), Кишиневский техникум физич культуры, в к-рых обучалось 7,5 тыс. чел. Имеются также муз.-хореографич., культ.-просвет, и худож.-пед. уч ща. В Бэлцком, Кишинёвском и Тираспольском пед. ин-тах обучалось 14,3 тыс. студентов (выпуск составил 2,2 тыс. чел.). Учителей для школ республики готовят также Кишиневский и Комратский ун-ты. Повышение квалификации педагогов ведет Нац. ин-т непрерывного образования (с 1991; ранее оесп. ИУУ) с филиалом (с 1985) в Тирасполе. Ежегодно проходят подготовку и переподготовку ок. 10 тыс. учителей. В Кишиневе действует центр (осн. в 1970) по повышению квалификации работников профтехобра-зования.

Педагогическая наука. Длительный период накопления нар. опыта воспитания отразился в устном нар. творчестве. К сер. 16 в. в М. стали проникать идеи зап.-европ. Возрождения. Основанную в г. Котнаре коллегию в 1562 возглавил философ, поэт и педагог-гуманист И. Зом-мер. Его летопись «Жизнь Якова Деспота» содержит сведения о характере воспитания в Молд. феод, гос-ве. Значит, памятником молд. пед. мысли стал филос. трактат Д. Кантемира «Диван, или Спор

мудреца с миром, или Тяжба души с телом» (1698), где цели воспитания провозглашены как формула «познай самого себя» и определены оси пути их достижения учение, упражнение, труд и др. Преподаватель Господарской академии Иосиф Месиодакс написал первый в М. курс педагогики «О воспитании детей» (1779), в к-ром предложил рациональные, основанные на принципе сознательности методы обучения. Через Академию в М. стали известны взгляды Я. А. Ко-менского, а также пед. идеи франц. просветителей. В 1795 был составлен док-т (анафора), предназначавшийся главе гос-ва, с рекомендациями по созданию школ княжества. В преподавании намечалось использовать наглядность, учет возрастных особенностей, активность и сознательность в обучении и т. д. Во 2-й пол. 18 в. стали издаваться первые учебники на молд. яз.' «Букварь» (1755), «Грамматика» архимандрита Макария (1770), «Грамматика» Т. Ш<олеру (1789; для освоения молд. и рус. языков), «Букварь» М. Стрильбицкого (1794) и др. Большинство уч. и метод, пособий, использовавшихся в кон. 18 -нач. 19 вв., были переводными, гл. обр. с нем. и франц. языков. Педагог и лингвист Я. Д. Гинкулов создал ряд уч. пособий по рум. языку. Обучение на родном языке и создание гос. системы нар. образования стали осн. просветит, идеями Г. Асаки. Под влиянием обществ, движения 60-х гг. 19 в. в Бессарабии распространялись идеи рус. писателей-демо кратов Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, а также педагогов К. Д. Ушин-ского, Н. И. Пирогова. Эти идеи нашли отражение в деятельности и учи книгах И. Дончева. Писатель и педагог И. Крян-гэ в сотрудничестве с учителями создал ряд учебников для нач. школы, построенных на звуковом методе обучения грамоте. В нач. 20 в. просветит, пед. идеи пропагандировали Бессарабское об-во естествоиспытателей и любителей естествознания (созданное в Кишиневе в 1904) и Об-во любителей Приднестровья (осн. в Сороках в 1912). В 1918—40 распространялись идеи консолидации пед. теорий С. Харета, О. Гибу и др. рум. педагогов.

В годы сов. власти в Молд. АССР исследования в области педагогики были организованы в Наркочпросе республики, Молд. науч. комитете (созд. в 1928), а также в Тираспольском пед. ин-те.

В 1946 учрежден НИИ школ (с 1972 НИИ педагогики), где в кон. 50-х гг. были разработаны первые шк. курсы молд. истории, а в 60-х гг. оригинальные программы и учебники по молд. и рус. языкам, по молд. и рус. лит-рам для молд. школ, а также по молд. яз. для школ с обучением на рус. яз. С кон. 80 х гг. осуществлен переход к новым респ. программам и учебникам, в ходе этих реформ ин-том разработаны (введены с 1990/91 уч. г.) курсы рум. яз. илит-ры, а также истории румын дня молд. школ Развернута подготовка учебников для гагаузов и болгар. Ин т пед. и психол. наук (назв. с 1991) ведет исследования по истории школы и пед. мысли в М., проектированию содержания образования и технологий обучения, по социальной и пед. психологии, спец. педагогике, по проблемам воспитания. Выпущен 1-й том исследования по истории школы и пед. мысли в М. (1990, на рум. яз.). Проблемы педагогики разрабатываются на кафедрах педагогики Кишиневского

585

ун-та, Кишинёвского, Бэлцкого и Ти-распольского пед. ин-тов. В М. работают 2 доктора и св. 200 канд. пед. и психот. наук. В 1975 действует Респ. пед. об во (осн. в 1925; в 1991 св. 60 тыс. чл.).

Педагогическая и детская периодика. В 1906—08 в Кишиневе издавался пед. журн. «Народный учитель», в 1913—17 в Бендерах — первый в крае метод, журн. «Школьные экскурсии и школьный музей» (№ 1—9, изд. в Одессе).

В 1918—40 выпуск пед. и дет. периодики резко возрос. В уездах издавались учительские журналы и газеты. Кроме них выходили пед. журн. «Tribuna Scoln» («Школьная трибуна»), «$coala Basara-bieis- («Бессарабская школа»), «$coala Basarabeanä» («Школа Бессарабии»), «Tmenmea Moldovei» («Молдавская молодёжь), «§coala noasträ» («Наша школа») и др. Учителя имели возможность знакомиться с пед. периодикой из Бухареста, Тимишоары, Ясс и др. центров Румынии.

Издание пед. и дет. периодики широко развернулось в послевоен. годы. С 1950 выходил пед. журн. «Ынвэцэторул Советик» («Советский учитель»; в 1982—90 наз. «Педагогул Советик» — «Советский педагог»). С 1990 начал выходить «Ravis-ta de pedagogie si psihologie» («Педагогический и психологический журчал»). Среди педагогов популярен журн. АН «Re-vistä de Imgvisticä? i §tnntä literare» («Журнал по языкознанию и литературоведению», 1958). С 1990 издается уч.-метод. журн. «Русское слово» (с 1979 выходил под назв. «Русский язык в молдавской школе»). С 1954 выходича газ. «Ынвэцэторул Молдовей»(«Учит ель Молдавии»), в 1965 реорганизована в еженедельник «Культура», к-рыи в 1977 разделен на 2 изд., в т. ч. пед. газ. «Ын-вэцэмьщтул публик» («Народное образование»). Эта газета в 1989 преобразована в социально-полит, и культурно пет. еженедельник «Fächa» («Факел»). С 1989 издавался пед. журнал «Лимба ши лите ратура молдовеняскэ ын шкоалэ» («Молдавский язык и литература в школе», с 1991 под назв. «Limba romänä» — «Румынский язык»). Для школьников из дается журн. «Noi» («Мы», с 1990; ранее «Скынтея Ленинистэ» — «Ленинская искра»); для детей дошкольного и мл. шк. возраста — иллюстриров. журн. «Alunelul» (с 1990, ранее «Стелуца» — «Звездочка»). Журнал для дошкольников «Ab ovo» (1991), а также дет. газ. «Florile dalbe» («Белые цветы», с 1990, ведет историю с 1941). Учебники и уч.-метод. лит-ру выпускают изд-ва «Лу мина» («Свет»; осн. в 1966) и «Umver-sitas» («Университас»), «Картя Молдовеняскэ» («Молдавская книга», с 1958, осн. в 1924).

Лит Андрус О Г, Очерки по истории школ Бессарабии и Молд ССР первой пол XX в, Киш, 1951, Чиботару Ф Ф, Очерки по истории нар образования в Бесса рабий, Киш, 1962 (на молд. яз), К p а -ч у и Т. А, Очерки по истории развития школы и пед. мысли в Молдавии, Киш 1969, Постовой E С., Нар. образова ние Молд ССР на новом этапе, Киш, 1971, Г p у В М, Проф -тех. образование в Молд ССР (1941 — 1965), Киш, 1972, Четверть ве ка пед поисков. Сб ст, Киш, 1974, К с p диваренко В А, Состояние и перспективы обществ, дошк. воспитания в Молд. ССР. Киш., 1976, Кистоуга В. И, Школы Молдавии на отапе обязат. ср. образова ния, Киш., 1979, Из истории школы и пед мысли в Молдавии Сб ст, Киш, 1981; Историография нар. образования, Киш, 1988

(на молд., рум. яз.); История школы и пед. мысли в Молдавии, т. 1, Киш., 1991.

Н. Г. Мэткаш, Н. И. Букун, В. А. Быку,

МОЛОДЁЖНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ стали заметным явлением обществ, жизни в мире с сер. 19 в. Их появление было обусловлено усложнением трудовой и обществ.-полит, деятельности, в к-рую во всё больших масштабах вовлекалась молодёжь. Параллельно шёл процесс объединения молодых людей в конфессиональные молодёжные организации. К сер. 19 в. вначале в Германии, а затем почти во всех странах Европы и в США возникли руководимые священниками молодёжные союзы. Одним из первых в сер. 19 в. был организован католич. священником Колпингом союз подмастерьев в Эльберфельде. Ре-лигиозно-нравств. сфера деятельности союзов находила поддержку властей, благодаря к-рой молодёжные объединения укрупнялись и централизовывались. Христианское молодёжное движение консолидировалось в междунар. масштабе: возникли Всемирный альянс молодых христиан (ИМКА, 1855, крупнейшая протестантская орг-ция, центр в Париже); Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок (ИВКА, 1894; Лондон), Всемирная федерация студентов-христиан (ВФСХ, 1895, Вадстена, Швеция). Эти объединения сохранились до наших дней и продолжают действовать на междунар. арене.

Активизация деятельности трудящейся молодёжи усилилась с созданием 2-го Интернационала (1889). Входившие в него партии уделяли большое внимание пролетарским молодёжным объединениям. Первый такой союз — «Молодая гвардия» был организован в 1886 в Ген-те (Бельгия). К нач. 20 в. почти во всех европ. странах действовали оргции со-циалистич. рабочей молодёжи. В 1907 в Штутгарте они учредили междунар. Социалистич. интернационал молодёжи (СИМ), к-рый активно поддерживали левые социал-демократы, занявшие жёсткую позицию по отношению к реформистскому крылу социал-демократии. Борьба между двумя осн. группировками в социалистич. и рабочем движении вызвала также разделение в рядах молодёжи, окончательно оформившееся с организацией в 1919 в Берлине Коммуни-стич. интернационала молодёжи (КИМ). Вплоть до начала 2-й мировой войны в 1939 отношения между двумя противостоящими объединениями характеризовались конфронтацией, не позволявшей установить эффективное сотрудничество ни на международном, ни на национальном уровнях. Это противоборство сыграло негативную роль в развитии молодёжного движения и в ряде стран способствовало укреплению влияния фаш. идей среди молодёжи.

В ходе 2-й мировой войны были заложены основы для более широкого взаимодействия молодёжных орг-ций разл. полит, ориентации. Этот процесс получил отражение в создании новых массовых междунар. объединений — Всемирной федерации демокр. молодёжи (ВФДМ, 1945, Лондон) и Междунар. союза студентов (МСС, 1946, Прага), объединивших в своих рядах на общедемокр. платформе молодёжь разл. полит., филос. и религ. воззрений.

Однако уже к кон. 40-х гг. прогрессивные тенденции в создании широких де-мокр. молодёжных союзов были приостановлены под влиянием догматич. идеологии культа личности, когда в ряде стран Центр, и Вост. Европы молодёжные проблемы рассматривались через призму соперничества между капитализмом и социализмом. Начавшаяся в период «холодной войны» поляризация сил в междунар. и студенч. движении приобрела необратимый характер, отразившийся в расколе ВФДМ и МСС и выходе из них ряда орг-ций зап. стран. Во 2-й пол. 40-х гг. эти орг-ции стали инициаторами создания альтернативных междунар. объединений: Всемирной ассамблеи молодёжи (1948, Лондон) и Междунар. союза молодых социалистов (1946) в Монруже (Париж). Отношения между молодёжью Запада и Востока были фактически прерваны и характеризовались борьбой за сферы влияния на междунар. арене.

Первые признаки ослабления междунар. напряжённости во 2-й пол. 50-х гг. способствовали началу сотрудничества между двумя молодёжными течениями, но активный процесс сближения между ними начался лишь в 70-х гг. в период разрядки напряжённости между капита-листич. и социалистич. странами. Установлению контактов способствовали встречи и конференции по вопросам сотрудничества. Однако эти мероприятия затрагивали в основном руководящие круги молодёжных орг-ций, сами молодёжные массы практически оставались отчуждены от непосредств. участия в активной деятельности. В нек-рой степени помогли сближению молодых людей разл. национальностей всемирные и двусторонние фестивали молодёжи и студентов (с 1957).

Серьёзные сдвиги в полит, содержании деятельности молодёжи разл. стран произошли в сер. 80-х гг. под воздействием позитивных процессов демократизации, утверждения гласности в СССР и странах Вост. Европы. Начала формироваться новая концепция междунар. молодёжного движения, основанная на приоритете общечеловеческих ценностей и ориентированная на гуманистич. принципы общения. Это изменило расстановку сил в молодёжном движении. Коммунистич. союзы, ранее претендовавшие на монопольное представительство молодёжи своих стран и за рубежом, утратили авторитет. Их сменили молодёжные объединения чрезвычайно разнообразного спектра, не имеющие прежнего массового характера, официальности, регламентации и субординации отношений между членами. Большой популярностью у молодёжи стали пользоваться неформальные объединения в сфере культуры, досуговой, экологич. деятельности, имеющие религ. направления и др. Молодёжь стремится к непосредственному участию в орг-циях, позволяющих реализовать свои интересы и потребности.

Лит.: Зарубежные молодежные орг-ции. Справочник, Ми989. И. А. Володин.

МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович [6(18).10.1879, местечко Хомск, ныне в Дрогичинском р-не Брестской обл., — 2.11.1936, Москва], педагог и педолог, один из ведущих представителей социоге-нетич. направления в педологии. Окончил Варшавский ун-т (1904). Науч. и пед. деятельность М. проходила в АКБ и 2-м МГУ.

Пед. концепция М. основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Социальное и психич. развитие, согласно М., осуществляется в процессе «приспособления» ребёнка к многообразным условиям среды. Соответственно гл. пед. задачей М. считал организацию условий жизни ребёнка т. о., чтобы они оказывали наиб, благоприятное и развивающее влияние. Принципу воспитывающего обучения противопоставлял идею воспитывающего поведения. Разработал оригинальную методику обследования ребёнка, к-рая посредством учёта и фиксации условий жизни и поведения позволяла дать развёрнутый психолого-пед. диагноз и прогноз. С этих позиций изучал механизмы становления дет. коллектива и его влияния на ребёнка, значение игровой и трудовой деятельности в развитии дошкольника.

Теоретич. позиция М. с сер. 20-х гг. подвергалась критике, к-рая достигла особой остроты в нач. 30-х гг. Противники социогенетич. направления в педологии указывали, что преувеличение влияния среды на становление личности влечёт недооценку роли обучения и воспитания и фактически служит обоснованием теории «отмирания школы». М. пытался скорректировать систему своих пед. взглядов, в частности отказался от термина «приспособление к среде», заменив его понятием «взаимоуравновешивание». Подобные трансформации, однако, были признаны критиками недостаточными. Последовавший в 1936 офиц. запрет педологии положил конец науч. творчеству М. Его работы, как и труды всех известных педологов, были изъяты из библиотек, а его имя и концепция на долгие годы преданы забвению.

Сложившаяся односторонне-критическая оценка взглядов М. не является адекватной. Анализ влияния среды на формирование личности представляет собой значит, вклад в науч. дискуссию о воспитывающей роли среды и даёт ценный материал для определения феномена воспитания. Методика обследования ребёнка с учётом деталей его социального окружения явилась ценным диагностич. инструментом и сыграла позитивную роль в становлении отеч. психодиагностики. Концепция М. служит хотя и не однозначным, но важным теоретич. источником для совр. исследований проблемы воспи-тат. воздействия среды. Позиция М. в этом вопросе сыграла положит, роль в решении проблемы дет. дефективности: М. подчёркивал, что т. н. моральная дефективность является не изначальным пороком ребёнка, а следствием недостатков воспитания (в этом его взгляды совпадали с позицией П. П. Блонско-го, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда).

Соч.: Методы изучения ребенка в связи с основными факторами его поведения, в сб.: Новые пути подготовки дошк. работников, М., 1924; Программа изучения поведения ребенка и дет. коллектива, Ми924; Учет среды и работы детучреждения. Программа изучения ребенка и дет. коллектива в ее практич. применении, М., 1925; Проблемы трудовой школы в марксистском освещении, М., 1926 (в соавт. с Е. Шимкевич); План занятий кружков по изучению ребенка и дет. коллектива, М., 1926 (в соавт. с Е. Б. Моложавой); Педология в работе дет. сада, ДВ, 1928, Jsfe l; Наука о ребенке в ее принципах и методах, «Педология», 1928, № 1; Биология и социология в их взаимоотношении в воспитательно-образовательном процессе, в кн.: Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 1, М., 1929; Игра и труд в дошк. возрасте. Педолого-пед. сб., М. — Л., 1929 (ред. и соавт.); Педологич. анализ пед. процесса в школе. Сб., Ми930 (ред. и соавт.); Педологич. пути дошк. воспитания, М. — Л1931 (в соавт. с Е. Б. Моложавой).

МОЛЬ (Moles) Абраам Андре (19.6.1920, Париж, — 25.5.1992, Страсбур), франц. физик, философ, психолог Учился в ун-тах Франции, Швейцарии, США. В 1945—1954 работал в Нац. центре науч. исследований Франции, в 1954—57 — в Нац. франц. телерадиокомпании, в 1957 — 1958 — в эксперим. лаб. электронной музыки при Колумбийском ун-те в США. Преподавал в Страсбурском ун-те (1959—66). В 1966—86 возглавлял основанный им Ин-т социально-психол. проблем коммуникации в Страсбуре. С 1984 читал курс лекций в мекс. Нац. автономном ун-те.

Автор трудов по акустике, социальной психологии, эстетике, общей методологии науки.

Наиб, известны работы М., в к-рых он предпринял опыт применения естеств.-науч. методов к исследованию гуманитарной сферы. Первой такой попыткой стала его докторская дисс. (книжное изд. «Theorie de l'Information et perception esthetique», 1958; в рус. пер. — «Теория информации и эстетическое восприятие», 1966). Следующий его шаг в этом направлении — попытка осмыслить культуро-логич. аспекты массовой коммуникации («Sociodynamique de la culture», 1967; в рус. пер. — «Социодинамика культуры», 1973). В этих работах М. в основном придерживался позиций структурализма, опираясь также на феноменологич. традицию в философии. Попытки синтеза этих направлений исследования привели М. к разработке структурно-функцион. подхода к изучению раз л. явлений. М. использует понятие «пространство» в его социально-психол. и теоретико-комму-никац. аспектах, отмечает противоречия в пространств, восприятии индивида. Осмысление феномена пространств, организации гор. среды приводит М. к образу лабиринта, к-рый оказывается удобной моделью для объяснения ряда психол. явлений: поведения индивида в новой среде, в т. ч. социальной (человек, как в лабиринте, попадает в тупики, ищет выход, пытается укрыться от «Минотавра» — реального или мнимого агрессора и т. п.); решения эври-стич. задач (через «тупиковые» рассуждения, возврат к исходным позициям и т. п.). Структурно-функцион. подход применяется М. также в анализе понятий «предмет» и «акт». На этой основе М. предлагает и теорию «экологии действия». М. разработано оригинальное направление — микропсихология; объектом изучения выступают «микрособытия» каждодневной, обыденной жизни, к-рые переживает каждый человек. М. применяет свою концепцию лабиринта к мпк-ропсихол. «событийному пространству»; движение человека в этом пространстве микрособытий своей спонтанностью и непредсказуемостью напоминает движение в лабиринте.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!