Современная система образования 139 страница



Лит.: Го ленишев — Ку ту зов И. Н., Ср.-век. лат. лит-ра Италии, M., 1&72; У к о-л о в а В. И., Флавий Кассиодор, ВИ, 1982, № 2; её же, Антич. наследие и культура раннего средневековья (конец V—сер. VII в.), М., 1989; O'Donnell J., Cassiodorus, Berk. — Los Ang. — L., [1979]; M o m i g l i a-n с A., Cassiodorus and the Italian culture of bis time, в его кн.: Studies in historiography, L., [1966]. В. И. Уколова.

КАТКОВ Михаил Никифорович [1(13). 11.1818, по др. сведениям, 6(18).11.1817, Москва, — 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского р-на Моск. обл.], журналист, публицист, обществ, деятель. Окончил словесное отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1838), слушал лекции в Берлинском ун-те. В студенч. годы входил в кружок Н. В. Станкевича, нек-рое время был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. сотрудничал в журн. «Моск. наблюдатель» и «Отеч. записки», сблизился с литераторами славянофильского направления. В 3845—49 адъюнкт кафедры философии Моск. ун-та. В 1851—55 и 1863—87 редактировал газ. «Моек ведомости», где благодаря усилиям К. стали печататься мн. видные учёные: Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Ф. Рулье. С 1856 до конца жизни был редактором-издателем журн. «Русский вестник», к-рый являлся одним из ведущих изданий в эпоху реформ 1860-х гг. Полит, взгляды К. эволюционировали от либеральных англофильских идей 40—50-х гг. до консервативно-монар-хич. убеждений в 60-е гг.

В ряде статей нач. 60-х гг. выступил с концепцией уч. реформы, призванной усилить гос. начала в образовании, создать слой чиновной интеллигенции, способной поддерживать устойчивость гос-ва как связующего звена между обществом и верховной властью. Важнейшей задачей реформы К. считал противодействие распространявшемуся нигилизму, отрицавшему необходимость систематич. общего образования. Нигилистич. идеи рассматривались К. как «отрицат. догматизм», своего рода религия с «идолами», учителями и фанатиками. В России они, по мысли К., оказались особенно влиятельны из-за недостаточного развития общекультурных начал. Предложил ввести систему строгого классического образования, включающего религ. просвещение, всестороннее изучение древних языков и литератур, а также математики, к-рое должно было препятствовать распространению «широкой волны невежественной бездарности».

Разделяя общие для сторонников клас-сич. образования представления о воспитат. пользе изучения древних языков (средство для развития умственной деятельности, навыков самодисциплины) и необходимости общегуманитарной подготовки для будущей науч. деятельности, К. выдвинул идею «концентрации» — целенаправленного сосредоточения усилий учащихся и педагога в одной области знаний ради достижения наиб, результатов, создания основы для дальнейшего развития учащихся. Совм. преподавание лат. и греч. языков, по мнению К., должно было наилучшим образом отвечать задачам воспитания, т. к. с помощью лат. яз. учащиеся овладевали формальной логикой, а греч. яз. способствовал духовному обогащению.

В 1867 К. совм. с А. Н. Леонтьевым основал и возглавил лицей в Москве, получивший известность как «катковский», с целью на практике доказать преимущества классич. образования (см. Лицеи).

Утверждая необходимость полноценного общего образования для нравств. становления женщины, К. приветствовал открытие в 1872 жен. классич. гимназии С. Н. Фишер с тем же уч. планом, что и в муж. гимназиях («О женском образовании», 1897).

В 1871 министр нар. просвещения гр. Д. А. Толстой провёл уч. реформу под руководством и при активном участии К. По ряду причин (недостаток хорошо подготовленных рус. учителей древних языков, чрезмерная сосредоточенность на грамматике, запрет на поступление в ун-т из реальных училищ, крайние строгости на экзаменах) реформа встретила негативное отношение в широких кругах рус. общества и вызвала острую полемику (см. в ст. Гимназии). Ситуация осложнялась усилением рев. движения, к-рое в этот период представляли народники, использовавшие тактику идеологич. дестабилизации основ обществ, отношений, в т. ч. гл. принципов воспитания. Программа К. критиковалась сторонниками реального образования. Среди либеральной интеллигенции получило распространение мнение, что для рус. человека, лишённого зап. рассудительности и не склонного к концентриров. умственным усилиям, система классич. образования неприемлема. Известно высказывание М. П. Погодина (в изложении К. Н. Ле-онтьева — Лит. наследство, т. 22—24, с. 441): «... рус. ум не немецкий,... молодые люди, утомляясь, бросают и идут в нигилисты». О недостаточности для России одного классич. образования, насильственном введении катковской реформы писал Ф. М. Достоевский (Лит. наследство, т. 83, с. 668). В 80-х гг. начался постепенный отход от выдвинутых К. принципов образования.

Соч.: Наша учебная реформа, М., 1890; Собрание передовых статей «Московских ведомостей», 1863—1887, М., 1897—98; Пушкин, в кн.: Русская эстетика и критика 40- 50-х гг. XIX в., М., 1982, с. 369—400.

Лит. Памяти Каткова, «Рус. вестник», 1897, т. 250, №8; Ист. записка имп. Лицея в память цесаревича Николая за 30 лет, М., 1899; Феоктистов E. M., Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1846- 1896, Л., 1929 (ук.); Розанов В. В., О гимназия, реформе 70-х гг. Представление о России в годы уч. реформы, в кн.: Сумерки просвещения, М., 1990; В ах К. А, Классич. образование. (Аналитич. обзор), в кн.: * История европейской цивилизации в рус. науке. Антич. наследие, M., 199l.

С. С. Ванеян.

КАТОЛИКОВ Александр Александрович (р. 13.10.1941, Новосибирск), педагог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1989), нар. учитель СССР (1988). По окончании МГПИ им. В. И. Ленина (1966) работал учителем, организатором внеклассной работы, затем

директором респ. Дворца пионеров Коми АССР. Спасая детей в чрезвычайной ситуации, проявил большое мужество. Лишившись обеих ног, вернулся к пед. работе. С 1973 директор школы-интерната № 1 (с 90-х гг. агрошколы-интерната) для детей-сирот (Сыктывкар).

Предложил систему воспитания для детей-сирот, ориентированную на принципы гуманизма и уважения к личности ребёнка. Школа-интернат под руководством К. стала авторской школой, в к-рой разрабатываются и апробируются в практике методы воспитания и развития детей трудной судьбы. Воспитанникам созданы близкие к семейным условия жизнедеятельности, обеспечивающие необходимый уровень знаний и умения для дальнейшей социальной адаптации после окончания школы. Творчество К. осн. на идеях педагогики сотрудничества и системном подходе к воспитанию и обучению, использовании знаний психологии, социологии, социальной педагогики. Ведёт большую обществ, работу: с 1987 чл. правления Российского дет. фонда, пред, правления его Коми респ. отделения. Автор работ по вопросам воспитания.

Соч.: Моя семья. Записки директора Сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот, М., 1990.

КАУНТС (Counts) Джордж Сильвестер (9.12.1889, близ Болдуин-Сити, шт. Канзас, — 10.11.1974, Белвилл, шт. Иллинойс), амер. педагог, социолог, публицист. Окончил Бейкеровский ун-т (1911). В 1918—56 преподавал педагогику в вузах США. Президент Амер. федерации учителей (1939—42), чл. Нац. комитета Амер. союза гражд. свобод (1940—73).

Вслед за Дж. Дьюм К. развивал концепцию школы как «культурного инструмента» преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в целом позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма, тенденцию культивирования обособленной дет. среды. К. полемизировал с трактовкой адаптации к социальному окружению как цели воспитания, отвергал представление о полит, нейтральности образования, считал, что недостатки образоват. системы обусловлены несовершенством социально-полит, устройства общества.

В книгах «Селективный характер амер. ср. образования» («The selective charac-ter of American secondary education», 1922), «Социальный состав отделов образования» («The social composition of boards of education», 1927) и др. К. вскрыл дух расовой дискриминации, антидемокр. тенденции в амер. школе 20-х гг., к-рым считал необходимым противопоставить участие в управлении образованием «заинтересованных социальных групп» — учителей, предпринимателей, представителей разл. обществ, и религ. организаций. Исследования К. социальных аспектов образования в США были обобщены в его работе «Американский путь в культуре» («The American road of culture...», 1930, рус. пер. под назв. «Теория воспитания в Америке», 1931). В ней К. выделял осн. черты, сформировавшиеся в процессе ист. развития системы образования США: вера народа в образование, нац. единство и социальное согласие в деле образования, местная инициатива в управлении школами и др., среди к-рых центр, место отводил индивидуальному успеху как основе продвижения каждого по образоват. лестнице.

423

Широкую известность в США приобрели выступления К. в разгар социально-экономич. кризиса 1929—33, объединённые в кн. «Осмелится ли школа построить новый общественный порядок?» («Dare the schools build a new social Order?», 1932). К. противопоставлял ист. идеалы амер. демократии совр. действительности, утверждал, что науч.-техн. прогресс несёт с собой рев. социальные преобразования и ведёт в перспективе к созданию единого мирового сообщества, выдвигал идею трансформации капитализма, перехода от всеобщей конкуренции к социальному сотрудничеству, демократизации обществ, жизни. В осуществлении этих идеалов ключевую роль отводил школе.

С кон. 20-х гг. К. анализировал соци-ально-экон. и культурное развитие СССР, к-рый посетил в 1927, 1929, 1936. В работах «Образование в Сов. России» («Education in Soviet Russia», 1928), «Советский вызов Америке» («The Soviet challenge to America», 1931) отмечал достижения системы нар. просвещения и в то же время раскрывал ее жёсткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологич. заданность пед. поисков в сов. школе. В последующих советологич. работах К. — сборнике переводов сов. текстов «Хочу быть таким, как Сталин» («I want to be like Stalin», 1947), работах «Страна слепцов: сов. система идеологич. контроля» («The country of the blind:..», 1949), «Вызов сов. образования: исследование образования как оружия» («The challenge of Soviet education...», 1957) — первоначальные симпатии К. к официально провозглашавшимся социальным идеалам и устремлениям сов. школы первых послерев. лет сменяются принципиально критич. освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного гос-ва.

Стремление К. к объективному анализу социалыю-пед. проблем развития образования с последовательно демокр. позиций порождало крайне негативные отзывы как со стороны амер. консерваторов (за «симпатии к коммунизму»), так и со стороны сов. критиков «бурж. педагогики» (за «антикоммунизм»).

В историю педагогики К. вошёл как учёный, отстаивавший демокр. традиции амер. образования.

Соч.: Secondary education and industria-lism, Cambr., 1929; The senior high school curriculum, Chi., 1930; School and society in Chicago, Chi.,1928; The social foundations of education, N. Y., 1934; A Ford crosses the Soviet Russia, Boston. 1930; Bolschevism, fascism and capitalism. An account of three economic Systems, New Haven, 1932 (соавт.); Education and American civilization, N. Y., 1952; Education and the foundations of human freedom, N. Y., 1962.

Лит .. С h i l d s J. L., American pragma-tism and education, N. Y., 1956 (Ch. 8); С r e-m i n L. A., The transformation of the school. Progressivism in American education, 1876- 1957, N. Y., 1961; D e n n i s L. J., George S. Counts and Charles A. Beard; Collaborators for change, Albany, 1989. M. В. Кларин.

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, см. Соборные школы.

КАЦ (Katz) Давид (1.10.1884, Кассель. — 2.2.1953. Стокгольм), нем. психолог и педагог, проф. ун-тов в Ростоке (1919), Манчестере (1933), Лондоне (1935). Стокгольме (1937). Разрабатывал широкий круг вопросов теоретич., эксперим., сравнит., генетич.. социальной психологии. В интерпретации ряда вопросов был близок к гешталыппсихологии, но не считал возможным подводить под понятие гещтальта все проявления психики, связанные, в частности, с формированием личности. Значит, внимание уделял вопросам дет. психологии. Отмечал своеобразие дет. психики (наличие в дет. сознании таких явлений, к-рые в корне отличаются от соответствующих явлений у взрослых или исчезают в ходе развития), указывал на трудности интерпретации результатов изучения ребёнка. «Беседы с детьми» (1928), написанные совм. с женой Розой Кац и представляющие собой протокольные записи бесед с двумя их детьми, являются одним из самых полных и тщательно обработанных дневников развития ребёнка в психол. лит-ре. На их основе К. стремился разработать методику целенаправленных «бесед по убеждению ребёнка». Большую известность К. принесли работы по изучению ощущений и восприятий, в особенности цветовых, осязательных и вибрационных.

Соч.: Die Erscheinungsweisen der Farben und ihre Beeinflussung durch die individuelle Erfahrung, Lpz., 1911; Studien zur Kinder-psychologie, Lpz., 1913 (neue Aufl. — Darmstadt, 1972); Der Aufbau der Tastwelt, Lpz., 1925; Mensch und Tier, Z., [1948l; Gestaltpsychologie, Basel, [1948'J; Studien zur experimentellen Psychologie, Basel, [1953J; Handbuch der Psychologie, hrsg. von David und Rosa Katz, Basel-Stuttg., [i9602].

Лит .: Arnheim R., David Katz. 1884 — 1953, «The American Journal of Psycho-logy», 1953, v. 66, № 4.

КАЦАРОВ Димитр Тодоров (14.1.1881, Орхание, ныне Ботевград, — 5.2.1960, София), болг. педагог, ч.-к. Болг. АН (1947). Окончил Женевский ун-т (д-р с 1910). В 1910—48 работал в Софийском ун-те (с 1930 проф.; ректор в 1942—43). В 1922—45 ред. журн. «Свободное воспитание». В 1950—52 директор пед. ин-та, затем Ин-та физич. воспитания и шк. гигиены (оба — при Болг. АН). Находился под большим влиянием пед. идей Л. Н. Толстого, к-рым посвятил много статей. Выступал против педагогики Гербарта, широко распространённой в Болгарии в нач. 20 в., пропагандировал идеи свободного воспитания. Осн. труды К. посвящены теории образования, экспе-рим. педагогике, дет. психологии и истории педагогики. Одним из первых в Болгарии разрабатывал проблемы воспитания детей с задержками психич. развития, а также вопросы проф. ориентации молодёжи.

Соч.: Корелации между училищните способности на децата, [София, 1915]; Профе-сия и професионально образование, София, 1922; Нравствено развитие и нравствено образование, София, 1941. Г. А. Касвин.

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в разл. видах деятельности.

Понятие К. з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. з. имеет след, характеристики: полноту — кол-во программных знаний об изучаемом объекте; глубину — совокупность осознанных учащимися связей и отношений между знаниями; систематичность — осознание состава нек-рой совокупности знаний в их иерархич. и последовательной связи; системность — осознание учеником места

знания в структуре науч. теории; оперативность — умение использовать знания в однотипных ситуациях; гибкость — умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в изменённых условиях; конкретность — умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщённого знания; обобщённость — умение выразить конкретное знание в обобщённой форме.

К. з. характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью (пониманием связей и отношений между знаниями, путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, готовностью вывести необходимое знание на основе других). Все К. з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т. к. не подменяют друг друга.

В формировании системы К. з. участвуют все методы обучения, все элементы содержания образования. В этом процессе важную роль играет конкретное наполнение знаний и способов деятельности. Так, отсутствие в содержании обучения методол. знаний отрицательно влияет на осознанность усвоения, без теоретич. знаний, построенных в должной системе, не достигается обобщённость, свёрнутость знаний и т. д.

Основными К. з. в системе являются полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. Первыми тремя обусловлены конкретность, обобщённость, системность знаний. Осознанность знаний приводит к их системности, систематичности, свёрнутости; прочность обеспечивается их осознанностью, систематичностью, оперативностью и т. д.

Контроль за формированием К. з. проводится на протяжении всего обучения. Во время итоговой проверки выявляется степень сформированности каждого К. з. или их сочетания.

Лит.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, M., 197ß; Рысс В. Л., Контроль знаний учащихся, М., 1982; Л с р-нер И. Я., Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?, М., 1978; Зорина Л. Я.. Системность — качество знаний, М., 1976. И. Я. Лернер.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (21.3. 1870, Ейск, — 30.11.1943, Москва), де-фектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891—94 учился на мед. ф-те Моск. ун-та, исключён и выслан из Москвы за участие в студенческих рев. кружках. Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Работал земским врачом (1897—1904). Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После Окт. революции руководил учреждениями, сформированными

424

на базе этой школы, — Домом изучения ребёнка (1918—21), Медицинско-пед. опытной станцией (1923—24) (впоследствии составившими основу для н.-и, ин-тов. по дефектологии). Ректор и проф. Пед. ин-та детской дефективности (1920—24), с 1928 проф.-консультант по логопедии. Разрабатывал вопросы клинич. и психол.-пед. изучения аномальности ребёнка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. По К., в основе уч.-вос-питат. процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы; осн. пед. средства — широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчёркивал роль леч.-оздоровит, мероприятий в процессе компенсации дефектов.

Соч.: Дефективные дети и школа. Сб. ст., М., 1912 (ред. и соавт.); Путем творчества. Сб. ст., М., 1922 (ред. и соавт.); Исключительные дети, M., 19292 (соавт.); Пед. коррекция, М., 1992.

Лит.: Азбукин Д. И., Обществ.-пед. деятельность В. П. Кащенко до и после Вел. Окт. социалистич. революции, УЗ МГПИ им. Ленина, 1947, т. 49; 3 а м-ский X. С., В. П. Кащенко, «Дефектология», 1970, № 5. Г. Л. Зайцева.

КВАЛИФИКАЦИЯ (от лат. qualis- какой по качеству и facio — делаю), уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. К. определяется объёмом теоретич. знаний и практич. навыков, к-рыми владеет работник, и является его важнейшей со-циально-экон. характеристикой.

К. отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности — в труде и определяет его социальный статус. Экон. значимость К. проявляется в том, что сложный труд более квалифици-ров. работника создаёт в единицу времени продукт большей стоимости.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!