АПАРОШАНУБХУТИ (Aparoshanubhuti)



Прямое осознание, непосредственное познание. Никто не может обрести знание высшего Я, Бога ни путем логических умозаключений, ни благодаря чужим описаниям. Под умозаключениями можно понимать "знание об", но не то понимание и осознание, считающееся достижением йоги, которое представляет собой непосредственное, прямое знание, подобное непосредственному видению глазами материальных объектов. См. также Вивека.

 

АРДХАМАТРА (Ardhamatra)

Буквально: "полумера". Звук, завершающий слово Ом. Обычно это понятие применяется для обозначения краткого слога, указываемого точкой над словом Ом (см.).

Этот послезвук завершает также множество других мантрических слов. Часто его изображают точкой над "м" в конце слова. Некоторые пытаются передать его как назальное "нг", подчеркивая, что "г" при этом не произносится, однако "н" звучит так, словно за ним последует "г". Изображение в виде звука "м" указывает на то, что губы перед началом произнесения этого звука должны быть сжаты. В этой книге такое окончание любых мантр, в частности, упоминающихся при описании чакр, обозначается просто буквой "м": йам, лам, и т.д.

 

АРХАТ (Arhat)

В буддизме — тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти "оков", которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности.

Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой (1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого; (2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; (3) зависимость от внешних правил, форм и обычаев; (4) и (5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем.

Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат — от пяти субъективных ограничений (см. также Бодхи).

 

АСАНА (Asana)

Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители.

Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы, четыре (иногда шесть) из которых особенно рекомендуются для использования в медитации. Если западный ученик предпочитает при этом сидеть на стуле, не существует каких-либо возражений против этого, однако для спокойной позы сиденье должно быть жестким и располагаться на такой высоте, чтобы нижняя линия бедер была строго горизонтальной, что позволяет нижней части ног правильно поддерживать вес верхней части ног и ягодиц. Руки должны вертикально опускаться от плеч до локтей, а ладони — лежать на бедрах в удобном положении, в соответствии с длиной рук. Брюшная полость должна быть поджата; плечи без напряжения развернуты назад, обеспечивая максимальную свободу легким; шея и голова должны быть выровнены по воображаемой линии, как если бы человека подтягивало нечто сверху. Таким образом, человек должен сидеть прямо, а не опираться на стул; без жесткой натянутости тела, но скорее в максимальном расслаблении, которое постепенно становится полным, по мере того как достигается равновесие мышц шеи и спины (в большинстве случаев в обычной жизни нагрузка этих мышц распределена неравномерно), и это равновесие входит в привычку и больше не требует напряжения.

Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана.

Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения — в некоторых случаях всего лишь несколько секунд. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы, так что практикующий может самостоятельно разработать те их модификации, которые наиболее пригодны именно для него.

 

АСАТ (Asat)

Нереальное (см. Cат).

 

АСКЕТИЗМ (Austerity)

См. Санньяса, Тапас, Умерщвление Плоти, Умеренность.

 

АСМИТА (Asmita)

Собственная индивидуальность, личность, эго. Ошибка, заключающаяся в том, что, наблюдая что-то, человек рассматривает самого себя как видящего, или наблюдающего, каковым на самом деле является чистое сознание, а не сознание, которое кому-то принадлежит, несмотря на то, что оно ощущается как нечто субъективное под названием Я.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!