ВИДЖНЯНАМАЙЯКОША (Vijnanamayakosha)



См. Коша.

 

ВИКАЛЬПА (Vikalpa)

Воображение (см.). Один из пяти типов мыслей (вритти), присущих низшему уму (читта). Важность такой классификации в том, что мы обладаем способностью распознавать воображение как таковое — как воспроизведение виденных раньше образов или их комбинаций в области умственного зрения. Поэтому мы можем говорить о воображаемых предметах как о существующих в разуме. Примеры развитого воображения, приносящего высочайшее удовольствие, можно увидеть во многих произведениях литературы, начиная от "Сна в летнюю ночь" Шекспира и "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла, легенд "Панчатантры", "Хитопадеши" и басен Эзопа до множества современных романов и рассказов.

 

ВИКШЕПА (Vikshepa)

См. Майя.

 

ВИПАРЬЯЯ (Viparyayas)

Те мысли, которые, чуть только возникнув в разуме, мгновенно распознаются как ложное знание, как например при словах, утверждающих, что луна сделана из зеленого сыра.

 

ВИРАСАНА (Virasana)

"Поза Силы". Ноги скрещены; левая ступня расположена под правым бедром, а правая — под левым, или наоборот.

 

ВИЧАРА (Vichara)

Размышление; чрезвычайно сосредоточенное и продолжительное раздумье. Школами веданты, в том числе учением Шанкарачарьи, оно настоятельно предписывается как одна из методик (садхана, см.) саморазвития. Без мышления нет знания. Тем не менее размышление еще не означает знания; при проявлении знания обдумывание прекращается. См. также Мышление.

 

ВИШНУ (Vishnu)

В "Пуранах" говорится, что после того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и стал молиться, взывая о помощи, после чего в мир вошел Вишну ("виш" — "входить") и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме великого множества существ, относящихся к разумной стороне Проявленности, пребывающих на пути прогресса к своему совершенству. Разум, помещенный в условия времени, вызвал к возникновению изменение и движение. Таким образом, Вишну представляет собой принцип способности к формированию, восприятию идей, и являет Божественный Дух всех джив, пребывающий вне их разума. Его можно назвать Второй Силой, или Вторым Логосом мира, так как разумеется, существовала первопричина, Первая Сила, которая породила и облекла властью Вишну, равно как и Третий Логос, Брахму. См. также Адхи.

 

ВИШУДДХИ ЧАКРА (The Vishuddhi Chakra)

Колесо, или лотос на уровне горла. У него шестнадцать лепестков лилового цвета (некоторые источники определяют его как цвет огня, наблюдаемого сквозь дым), которые соответствуют всем шестнадцати гласным звукам. Животным, символизирующим эту чакру, является белый слон, указывающий на усмиренную силу стихии эфира (акаша, см.). Эта чакра ведает эфиром и имеет круглую форму и бело-серые лепестки; ее биджа мантра — "хам".

Божества, которым поклоняются в связи с этой чакрой, относятся к группе Шивы; эта чакра считается обителью воли и власти внутреннего Я, что, следовательно, связывает ее и с Вишну, буддхической любовью и мудростью, которые есть основа и фундаментальные свойства внутреннего Я (см. также Чакры). В ней Шива выступает в роли дарителя счастья, и изображается имеющим цвет чистого хрусталя, с пятью лицами, десятью головами, тремя глазами, разнообразным оружием в руках, весь покрытый узорами; при этом одна половина тела имеет женскую форму, что подразумевает Парвати, второе имя которой — Ума (См. Шакти). Необходимо помнить, однако, что это аспект Шивы в Вишну.

 

ВНИМАНИЕ (Attention)

См. Внимание без Усилия.

 

ВНИМАНИЕ БЕЗ УСИЛИЯ (Attention without Tension)

Концепция раджа-йоги, целью которой является развитие и использование внутреннего Я человечека. Она особенно важна для успеха практик концентрации и медитации и обеспечения ненасилия над телом и разумом в этих практиках.

 

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К БОГУ (Attentiveness to God)

См. Ишвара-Пранидхана; Путь к Богу.

 

ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ (The Inner Light)

См. Пракаша.

 

ВОЗДЕРЖАНИЕ (Abstinence)

См. Санньяса; Умеренность; Яма.

 

ВНУТРЕННЕЕ ЗВУЧАНИЕ (The Inner Sound)

Любое движение сопровождается звучанием. Любое действие разума (мысль) — даже в отсутствие физических движений тела, но в силу постоянного присутствия астрального света — всегда сопровождается звучанием, или скорее, пением, равно как образами и цветом. Даже помимо этих тонких (сукшма) эффектов, звук существует сам по себе, ибо как в грубом, или плотном (стхула), так и в тонком (сукшма) мире объективный звук является не звучанием, но проявленностью, которую разум должен перевести в присущую ему собственную форму объективности, или отделенности, которая и называется звуком.

Звук является первой вуалью, первичным покровом, и поэтому относится к самому глубокому осознанию; вторым является осязание, а третим — видение. Будучи связанным с первой формой отделенного, или разделенного движения, слух (в том числе и слух физического тела) является наиболее внутренним, сокровенным чувством. Стремясь услышать все более и более тонкие звуки (см. Нада), йог все глубже погружается в себя, что в то же время означает, хоть и непреднамеренное, подавление (пратьяхара, см.) осязания и видения. Простое отсутствие осязательных и зрительных ощущений, однако, еще не означает привнесение звучания в осознание (см. также Нада).

Это объясняется тем, что формы восприятия относятся к разуму, а не к телу, и считаются проявлениями Богинь, или Сил (шакти). Это вполне оправданная аналогия, так как она подчеркивает женскую роль в организации домашнего уюта, наведении порядка, сбережении и сохранении обстановки дома, а в целом — его гармонизирующую силу, поскольку мужчина в одиночестве живет не в доме, но просто в определенном месте, где хранятся его инструменты и оружие, книги и другие пожитки.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!