БРАХМАВИДЬЯ, БРАХМАДЖНЯНА (Brahmavidya or Brahmajnana)



Знание Брахмана.

 

БРАХМАН (Brahman)

Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое Я всего существующего. Целью ведантиcтской йоги является воссоединение с этой сущностью. О чистом состоянии Брахмана говорят, что он не обладает никакими качествами (ниргуна), но в силу того, что Брахман является основой и первичной субстанцией всей Вселенной во всем ее разнообразии, он также обладает всеми качествами (сагуна). Таким образом, когда о Брахмане мыслят в связи со Вселенной, Его называют Сагуна. Другим термином для обозначения этого является Шабда Брахман. "Шабда" означает звук или слово; таким образом, подразумевается, что первичной силой Вселенной является звук, реализуемый в виде Слова, или указания (Логос греческой традиции).

При переходе от Ниргуна Брахман к Сагуна Брахман проявляются определенные силы, шакти (см.). В школах тантра-йоги и в народных традициях эти силы представляются в виде Богинь, которые полностью соответствуют трем великим девам: Шива, Вишну и Брахма (см.).

 

"БРАХМА -СУТРА " (The Brahma-Sutras)

Приписываемый великому мудрецу Бадараяна, или Веда Вьяса известный сборник изречений, в которых излагается принципиальное учение "Упанишад" в отношении Брахмана. Второе название книги — "Веданта-сутра". Ей посвящены обширные объяснения множества классических комментаторов. В этих сутрах, или афоризмах, большую роль играют так называемые "великие речения", такие как "Сарвам кхалвидам Брахма" ("Воистину, все есть Бог") в одной из "Упанишад", или "Экам сат випра бахудха ваданти" ("Есть лишь единая Реальность — или Бог, — но мудрые говорят о ней различно" в "Риг-Веде".

 

БРАХМАЧАРЬЯ (Brahmacharya)

Целомудренное поведение. Четвертая форма воздержания ямы. В первую очередь, это понятие относится к воздержанию от сексуальных актов и подавлению полового влечения. Однако, в соответствии с общей идеей о том, что во время ученичества человек должен воздерживаться не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям, направленным на услаждение органов восприятия, а также в соответствии с остальными четырьмя формами воздержания, которые должны восприниматься в их самом широком смысле, принцип брахмачарья можно описать как поведение, отстраненное от чувственности вообще. Существует распространенное убеждение о том, что при воздержании в мыслях и действиях та энергия тела, которая обычно растрачивается на сексуальные мысли и половые акты, может накапливаться, преобразовываться и использоваться в высших целях. См. также Целомудренность.

 

БРАХМИН, БРАХМАНА (Brahmin or Brahmana)

Представитель высшей касты. Однако "Ваджрасучи Упанишады" и другие писания веданты используют термин не для обозначения социального положения, но как определение человека, непосредственно осознающего, что он есть атма, и вследствие этого не проявляющего эгоизма и привязанности к объектам внешнего мира.

 

БУДДА (Buddha)

Существо, достигшее совершенства своего буддхи, или просветления, и ставшее абсолютно свободным от оков проявленного состояния, как объективного, так и субъективного.

Будда, из учения которого возникла религия буддизма, был человеком глубочайшего интуитивного знания и доброты, живший около 2500 лет назад в Индии и преподававший истины, познанные им в просветлении. Его фамильное имя было Гаутама, а собственное — Сиддхартха. Сам он именовал себя Татхагата, что означает "Тот, Кто Прошел (гата) Этот Путь (татха)", то есть, тот, кто завершил благородный восьмеричный путь (см.), сбросил десять оков (см.), достиг Нирваны (см.), и теперь является воплощением самой мудрости (бодхи).

 

БУДДХИ (Buddhi)

Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов — материальных вещей и живых существ, в частности, среди человеческих существ. Для нас дорого — нам нравится — то, что приносит нам добро. Однако наибольшую ценность среди всего вокруг представляют сосуществующие рядом с нами люди — величайшие и лучшие "вещи". Без них наши жизни действительно были бы несчастными. Те нежные чувства, которые мы испытываем к ним, уже нельзя называть словом нравиться — они становятся любовью, во всех формах ее проявления, от дружелюбия и доброй воли до огромной привязанности. Предельная осознанность жизни окружающих нас живых существ есть мудрость (буддхи); проявлением этой мудрости является также оценка значимости любого живого творения только с точки зрения его благополучия (см. также Карма-йога; Антахкарана).

 

БУДДХИ-ЙОГА (Buddhi-yoga)

Форма йоги, особо выделяемая в "Бхагавад-Гите". На практике, в исходном варианте этого писания на санскрите практически всюду, где Учитель упоминает йогу без дополнительного определения, имеется в виду именно буддхи-йога. Это та йога, которую он объясняет своему ученику, Арджуне, в самом начале, а позднее утверждает, что посредством ее практики люди достигают Брахмана. Когда ученик спрашивасил, что случается с человеком, который верит в йогу, но которому не удается ее завершение, ибо он недостаточно одержим ею, Учитель ответил, что человек, потерпевший неудачу в йоге, будет в следующем воплощении рожден в семье добрых людей и там получит все буддхические достижения своих предыдущих жизней, и ему вновь понадобится пытаться овладеть йогой. Учитель добавляет, что йог пребывает выше аскетов, выше людей знания и людей действия, заканчивая главу словами: "Так будь же йогом!" Упоминание буддхи-йоги в этом фрагменте является предельно ясным. Изучающие "Бхагавад-Гиту" могут самостоятельно убедиться в истинности этого, перечитав главу II, 39-41 и 48-53; главу X, 10; и главу XVIII, 57.

 

БХАВА (Bhava)

Означает тип внешнего, проявленного состояния бытия. Среди человеческих существ, различают три формы бхавы:

(1) Пашу-бхава (ограниченные): низшая группа людей, мало озабоченных религиозными или этическими вопросами; живущих эгоистично, только ради телесных удовольствий; обладающих грубым мышлением; считающих остальных людей глупцами. Утешительным, однако, является тот факт, что такие люди обычно малоэффективны в своих мыслях, словах и действиях.

(2) Вира-бхава (сильные, энергичные, мужественные): средняя группа людей, обладающих честолюбием и целенаправленностью, легковозбудимых под влиянием внешней среды, быстрых в планировании и действиях, преследующих достижение или развитие чего-либо. Они способны и инициативны как в личных, так и в общественных видах деятельности, в особенности в сфере самовоспитания.

(3) Дивья-бхава (одухотворенные, то есть независимые по характеру и гармонизирующие по своему воздействию): люди, осмысливающие свои действия, упорядоченные и результативные в своих поступках; целомудренные, миролюбивые, внимательные, интеллектуально развитые и заинтересованные в духовной цели, единении с Божественным в любых ситуациях и на всех стадиях своей жизни.

Нетрудно заметить, что эти три группы прямо соответствуют делению людей по их предрасположенности или склонности к тамасу, раджасу и саттве.

 

"БХАГАВАД-ГИТА" (The Bhagavad Gita)

Великое священное писание Индии, в котором описывается божественно просветленный духовный учитель, излагающий свое учение искусства одухотворенной жизни выдающейся личности из касты воинов. Произведение состоит из восемнадцати глав, каждая из которых относится к определенной сфере человеческой жизни; в нем показываны примеры того, как в различных обстоятельствах жизни человек может быть целостным и одновременно совершенно гармонично играть на всех пяти струнах (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) арфы своего существа. Основными темами книги являются братство и прогресс человечества, эволюция человека до самых глубин Божественного, которое есть неомраченное счастье.

"Гита" означает "песнь", или "то, что напето". "Бхагават" является понятием, выражающим высшее почтение; в нем "бхага" означает "солнце", его чистоту, силу и сияние, а "ват" ("вад" перед мягкими согласными) выражает притяжательность, так что целиком это слово означает того, кто солнцеподобен или богоподобен. В "Бхагават-Гите" Шри Кришна, преподаватель учения, именуется Бхагваном (номинативная форма от "бхагават" мужского рода). Таким образом, в совокупности название "Бхагават-Гита" можно перевести как "Песнь Бога", или "Божественная Песнь", как назвал ее в своем известнейшем переводе сэр Эдвин Арнольд.

 

БХАКТИ (Bhakti)

Вера, преданность. Обычно понимается как вера в Бога, особенно привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами (см. буддхи), развиваясь до подлинного осознания Божественного. Другими словами, в нас природно заложены способности и свойства (1) осознания вещей вокруг посредством дара чувств и понимания их посредством дара мышления; (2) осознания окружающих нас живых существ и их понимания путем дара любви; (3) осознания Божественного и понимания Его путем веры, преданности и почитания. В истинных вере и поклонении, разумеется, нет места ни эгоистичности, ни выпрашиванию милостей, но только восторг и любовь к Богу; в равной степени вера не допускает понимания Бога ни как огромного материального, обладающего телом существа, ни как великого сверхчеловека или сверхразума. Однако, размышляя об этих чувствах, нельзя забывать о том, что они приносят человеку нечто новое, по природе своей лежащее вне двух привычных для нас форм бытия, материального и ментального. Именно поэтому великие святые и мудрецы, которые обрели этот опыт, неспособны описать его, так как его невозможно сравнить с чем-либо когда-либо испытанным; тем не менее, они утверждают: "Теперь мы достигли подлинного существования, истинного сознания, и настоящей радости, по сравнению с которыми все, что мы испытывали до этого, не заслуживает даже названий существования, сознания и радости." Разве не удивительно, что люди способны развиться до подобного уровня, и что многие лучшие представители человечества достигли его, причем объявили вершиной мудрости поиск Добра — и Бога — в любой сфере опыта? Подлинные вера, преданность и поклонение не допускают эгоизма или ожидания наград, но как и в настоящей человеческой любви, единственным соображением которой является счастье любимого человека, в них роль играет только желание счастья Бога (если это можно так выразить), хотя в обоих случаях любовь дарит великое счастье также и любящему, даже если иногда, из-за неведения, она может сопровождаться страданиями.

 

БХУДЖАНГАСАНА (Bhujangasana)

"Поза Кобры". Человек ложится лицом вниз; ладони упираются в землю близко к плечам; затем, опираясь на руки, человек поднимает вверх только голову и плечи — настолько высоко, насколько он способен выгнуть спину.

 

ВАЙРАГЬЯ (Vairagya)

Понятие переводится чрезвычайно разнообразно: отстраненность, неокрашенность, бесстрастность, отсутствие желаний, отрешенность, равнодушие и т.д. В первую очередь, оно относится к эмоциональному состоянию человека. Для чистого, беспристратсного мышления и медитации следует упражнять отстраненность от органов чувств. Высшей ее формой является состояние, в котором разум неподвержен влиянию ни стремления к неизменному, ни жажды изменчивого и возбуждающего, ни даже влиянию желания упорядоченности, вызываемого подлинным Я (пуруша). Слово "вайрагья" родственно слову "рага", означающему стремление, влечение к предметам, противоположность двеше, отвращению, или неприятию. По отношению к вайрагье рага означает "окрашенность, привязанность".

 

ВАЙЮ (Vayus)

Жизненный ветер. Эти ветры представляют собой те силы Природы, которые с помощью чакр и связанных с ними сплетений приводят в действие несколько автоматически функционирующих отделов человеческого организма. В литературе перечисляется десять жизненных ветров, но пять из них считаются наиболее важными, так что очень часто можно встретить упоминания только о "пяти жизненных ветрах". Эти пять ветров называются: прана, апана, самана, удана и вьяна; соответственно, они связаны с центрами (чакрами) в области сердца, ануса, пупка, горла и гениталий.

Общий принцип вайю основан на том, что человеческий организм представляет собой троицу — плотное тело, эфирный "двойник", как его часто называют, и жизненная сила, которая их соединяет; последние две компоненты в философии веданты называются пранамайякоша (см. Коша). Эфирный двойник можно рассматривать как "мозг тела", так как он включает санскары (привычки), которые управляют бссознательными функциями плотного тела и относятся к отделу симпатической нервной системы, так что эфирный двойник работает как подсознательный ум этого отдела, включая и то, что можно назвать материальной памятью. Таким образом, эта тройка ответственна за все непрерывные процессы организма, такие как дыхание, пищеварение, кровобращение, потоотделение, и т.п. а также за чрезвычайно важный процесс распределения поступающих в организм материалов по нуждающимся в них отделам тела, с тем чтобы в его органах и отделах продолжалось непрерывное обновление устаревшего материала.

Жизненные ветры сильны, когда существует гармония между различными органами тела и эфирным двойником. Снаружи это идеальное взаимодействие нарушается, когда тело подвергается нездоровым условиям (например, загрязненному воздуху, неперевариваемой пище, неправильному положению тела и т.д.), и изнутри — нездоровыми мыслями и желаниями, которые загрязняют эфирного двойника, беспокоят его привычки и могут даже приводить к психосоматическим заболеваниям. Это происходит потому, что пранамайякоша (см.) очень чувствительна к камам (желаниям, эмоциям, страстям), входящим в маномайякошу (см.). Таким образом, праны, или вайю являются поддерживающими человека "жизненными силами" природы, и их устойчивое течение, устанавливающееся, если человек надлежащим образом обращается со своим физическим телом и эфирным двойником, является примером того, как "Бог помогает тем, кто помогает себе сам".

Пять младших вайю называются нага (рвотоизвержение), курма (мигание), крикала (выделение желудочного сока), девадатта (зевота) и дхананджайя (распределение питательных веществ).

 

ВАК , ВАЧ (Vak or Vach)

Устная речь; произнесение, проговаривание. "Вакья" означает грамматическое предложение, а "махавакья" — "великое речение", в первую очередь — слова из "Вед", относящиеся к Брахману, например, "Экам сад випра бахудха ваданти" ("Есть лишь единая Реальность, но мудрые говорят о ней различно").

 

ВАСАНА (Vasanas)

Васаны часто считаются обычными желаниями (см.), но на самом деле представляют собой привычные, устоявшиеся желания, то есть основные склонности характера. Васаны необходимо преодолевать всеми силами, а вместо них должна установиться дхарма.

Когда высшие силы человеческой души (мышление и любовь) не проявляют склонности к каким-либо предметам или действиям, страсти остаются в молчании, подобно телу, пребывающему в покое, пока внутреннее Я не побуждает его к действию.

ВЕДАНТА (Vedanta)

Окончание ("анта") "Вед", то есть их вершина, венец, высшая и завершающая точка их учения. Веданта представляет собой систему философии, основанную на учениях, дарованных "Ведами"; основное внимание в этой системе уделяется джняна-йоге (йоге знания).

 

"ВЕДАНТА СУТРА" (Vedanta Sutras)

См. "Брахма Сутра".

 

"ВЕДЫ" (The Vedas)

Величайшие священные тексты, первичный источник религий Индии. Наиболее мистические ее части, особенно "Упанишады", стали основой джняна-йоги веданты, а также источником вдохновения в бхакти-йоге.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!