Верховья р. Битиктёбе-пер. Кольцевой(1А)-исток р. Уллухурзук

Подъем в 7:00. Выход из лагеря в 9:00. В этот день, как и было заплпнировано, произошло разделение нашей группы: Андрей Стребличенко - не имел российского гражданства для входа в пограничную зону; Алина Женодарова - заболела, не пошла по рекомендации медика; Денис Лыгин - как второй руководитель сопровождал эту маленькую группу. Трое отправились в аул Хурзук, а остальные продолжили маршрут. После разделения основная группа преодолела переправу через реку и направилась в сторону пер. Кольцевой.

Первая часть пути (примерно треть) вдоль ручья представлена довольно пологим травянистым склоном. Далее на пути начали попадаться каменные осыпи, а потом уже весь склон стал каменистым и заметно круче. Камни и уклон становились все больше (до 30º). На верхней части подъёма у ручья появились снежники. Но тропа все равно хорошо виднелась. Перевальная точка находится на небольшом плато, в котором так же расположено треугольное озеро, к которому мы вышли в 11:40. На перевале Кольцевой были в 12:00, сняли записку; ушли через 10 минут. Сильный ветер и мелкий дождик подгоняли нас.
 На спуск вела хорошая тропа. Она идёт сначала вдоль ручья, а затем удаляется от него в левую стону огибая скалу, расположенную на склоне. Далее спуск в  долину р. Уллухурзук мы совершали по очень удобной мелкой сыпухе. В последней части спуска вновь появляется отчётливая каменистая тропа.

В 13:00 мы добрались до самой реки, поставили лагерь, поужинали и легли спать. Отбой в 19:30.

(Автор: Лыгин Григорий)

День X . 10.08.2018

Днёвка из-за непогоды

Это был день проверки нашей психологической устойчивости. Находясь непосредственно перед последним препятствием на маршруте, понимая, что нас ожидают и очень волнуются наши товарищи в Хурзуке, мы провели день в палатках, выходя лишь для приготовления еды и для оценки метеообстановки. А она совсем не радовала. Тяжёлые тучи висели над долиной, скрывая и окружающие вершины и наш перевал. Уже был продуман вариант спуска в аул Хурзук вдоль р. Уллухурзук на случай, если мы не дождёмся «окна».
Прождав безрезультатно весь день признаков улучшения погоды, мы не в самом лучшем настроении, но всячески поддерживая друг друга ложимся спать.

(Автор: Камешков Захар)

День XI . 11.08.2018

Исток р. Уллухурзук-пер. Кюкюртлю Южный(1А)-пер. Кюкюртлю Ложный(1Б)-спуск в долину р. Кубань-база пограничников у слияния р. Кубань и р. Узункол

Утро начинается с радостного возгласа нашего медика, вышедшего в 5.00 из палатки. Вот она удача, вот как важна в горах выдержка и умение не принимать поспешных решений! Нашему взору открывается вся долина, на небе ни облачка. Первые лучи солнца золотят ледники г. Кукуртли, лежащие над нашим перевалом. Перекусив бутербродами с чаем и мгновенно собрав рюкзаки, в 5.30 мы уже начинаем переправу через исток р. Уллухурзук. Переправляемся по камням у самого ледника, где сила потока наименьшая, т.к. ниже река подпитывается притоками.
Всё уже много раз продумано и спланировано. Все понимают, что это наш шанс красиво закончить маршрут и вырваться из туманного плена. Идём уверенно и быстро. Тропа каменистая, отмаркирована турами. Идём вдоль ручья, который бежит за небольшим перегибом, траверсируя склон, и мы не могли его видеть из долины. Склон всё круче.

Примерно с середины подъёма становится заметно холодней и ветреней. Камни покрыты коркой льда и припорошены снегом. Тропа всё ещё читается.

Взлёту на перевал предшествует обширный пологий участок, где мы делаем остановку для сверки карт, навигатора и фотографий перевала. Здесь ошибаться нельзя. Начинаем уходить левее к хорошо читающейся седловине Кюкюртлю. Это самая сложная часть подъёма. То и дело из-под ног уезжают вниз неустойчивее камни. Крутизна склона до 40º. В 9.50 мы наверху. Грандиозный вид, видны основные вершины и долины района. Пишем записку и продолжаем движение по хребту к нашему перевалу 1Б.

Подъём к пер. Кюкюртлю Ложный(1Б) осуществляется с пер. Кюкюртлю Южный(1А) по хребту. Чёткого места перевала с туром мы не нашли, хотя обыскали всю седловину. Сверившись с картой и навигатором, устанавливаем тур сами и помещаем туда нашу записку. Время 10.30.

Расслабляться нельзя, предстоит сложнейший на нашем маршруте спуск. Каски на голове, верёвки и обвязки под рукой. Начало спуска по весьма крутому крупноосыпному склону. Местами склон начинает превращаться в скальные обрывы. Такое в реальных походных условиях для всех, кроме нашего руководителя, опытнейшего горника, впервые. Одеваются системы, готовится станция, замруководителя без рюкзака проверят предстоящий путь спуска. Нас ожидает около 60 метров опасного скального рельефа с почти отвесными участками скальных выходов, прорезанных ненадёжными полосами мелкой и крупной сыпухи. Начинается тяжёлая и ответственная работа участников и руководителей. Наш новенький шестидесятник здесь как раз и пригодится в полной мере. Не зря тащили всё это время полный комплект альпинистского оборудования.

Спуск проверили взрослые. 60 метров дюльфера заканчиваются у пологой и безопасной морены, которая дальше внизу переходит в альпийские луга. Где-то там удобная и широкая дорога вдоль р. Кубань, по которой мы доберёмся до наших товарищей. А пока – внимательность, собранность, взаимопомощь. Работа с верёвкой с учётом надевания систем, проверки спуска, обдумывания тактики происходит с 11.20 до 13.20. Не быстро, но надёжно.

Дальнейший спуск по крупным осыпям и травянистым склонам простой. Но быстро набегающие облака грозят усложнить и его. Быстро перекусив (мы здесь все вспомнили, что толком не завтракали) у ручья в зоне альпийских лугов, подгоняемые опускающейся облачностью, спускаемся по маркированной тропе к р. Кубань. Едва успеваем закончить спуск до традиционной послеобеденной облачности, стремящейся запретить туристу любые передвижения по склонам.

Около 17.00 мы на дороге вдоль р. Кубань. Здесь нам уже не страшны ни туман, ни приближающиеся сумерки. Сегодня нам в любом случае нужно быть в зоне связи до 00.00. Иначе наши товарищи начинают бить тревогу . В 20.00 мы оказываемся у пограничников. Звоним товарищам в Хурзук. Огни посёлка уже виднеются вдали. Крайний ужин на горелках. Обсуждать что-либо нет сил. Участники утомлены, но преисполнены позитивных чувств. Вымыв посуду, залезаем в палатки около 22.00.

(Автор: Ершов С.А.)

День XII . 12.08.2018

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!