Перерастание советско-китайских разногласий в ожесточенную борьбу.



 

Порожденные XX съездом КПСС идеологические разногласия между Москвой и Пекином в результате Совещания 1957 г. были так или иначе урегулированы. Более того, в ходе Совещания выявилось совпадение в оценке лидерами КПСС и КПК внутреннего положения Советского союза и КНР, а также глобальной международной ситуации. Общность их позиций состояла в том, что и советские, и китайские руководители исходили из наличия благоприятной внутренней и международной обстановки для резкого ускорения развития обеих стран. Под благоприятными внутренними условиями подразумевался высокий подъем политического и трудового энтузиазма народных масс, а под удачно складывающимися международным положением – обозначившееся в связи с прорывом СССР в космос превосходство мирового социализма над капитализмом. Казалось бы всё располагало для укрепления единства и сплоченности КПК и КПСС, КНР и СССР, о чем заявляли лидеры как китайские, так и советские. Однако, ход событий пошел в противоположную сторону, в результате чего идеологические разногласия между КПСС и КПК не просто обострились и углубились, а приобрели новую форму, непримиримый враждебный характер, перекинулись в область межгосударственных отношений, вылились в ожесточенную борьбу.

    Расхождение идеологических установок КПСС и КПК обусловливалось разницей уровня социально-экономического развития СССР и КНР ,а также разницей в международном положении двух стран, перед которыми вставали несовпадающие внешнеполитические цели, задачи и проблемы. Так, не взаимные территориальные претензии также стали причиной советско-китайского раздора. Также причиной явилось перерастание идеологических разногласий в нечто более значимое , они перерастали в расхождение путей общественного развития двух стран. После Московского совещания в 1957 г. стало очевидным , что встал новый вопрос : о том, что, собственно , предстояло построить , то есть вопрос о понимании характера и общества ­­– социалистического и коммунистического. Вот почему идеологические дискуссии вылились в ожесточенную политическую борьбу. Острота спора относительно перехода от капитализму к социализму объяснялась тем, что в этом споре содержалось первоначало новых противоречий. В полную силу эти противоречия заявили о себе в связи с созданием в КНР народных коммун и принятием новой Программы КПСС. Советско-китайские противоречия сводились к следующему:

    Для руководства КПК тогда открывался шанс совершить рывок к преодолению экономической отсталости Китая , начать ускоренную индустриализацию страны за счет максимального напряжения всех сил народа , что уже само по себе не позволяла ставить в качестве первоочередной задачу заметного повышения его жизненного уровня. Возрождение Китая и означало в понимании лидеров КПК строительство в КНР социализма .Поездка Мао Цзэдуна в Советский Союз в 1957 г. и его участие в Совещании явились важным стимулом дальнейшего форсирования темпов социально-экономического развития Китая. Пребывая в Москве Мао Цзэдун еще в большей степени утвердился в мысли о величайшем значении победы над правыми элементами в КНР ,расценивая эту победу как глубокий качественный сдвиг на пути коренного преобразования КНР. 17 сентября в выступлении в МГУ перед китайскими студентами, обучающимися в СССР , он заявил, что поворотным пунктом страны стал нынешний 1957 год , так как именно для него "социальная революция победила не в 1956 году, а в 1957 году"[24].

Для хрущёвского руководства КПСС сложившаяся в тот период обстановка создавала возможности глубокой "переделки" отторгавшейся им сталинской модели социализма в СССР. Лучшим способом для этого стал переход к строительству коммунизма.
   
Выдвинутая программа строительства коммунизма представляла собой левацкий загиб[25], то есть проявление левизны в идеологии и практической деятельности. Этот ход являлся не меньше левацким, чем создание Мао Цзэдуном народных коммун в КНР. Построить коммунизм без наличия должного уровня развития производительных сил в стране ,при отсутствии в ней надлежащей материально-технической базы и целого ряда других необходимых условий – это опасный авантюризм. Но сам Хрущёв старался построить коммунизм без тех предпосылок, которые они считали обязательными для Китая. Но они совершенно игнорировали такие обстоятельства, как разрыв в степени развития промышленности и сельского хозяйства, как далёкая от представлений материальная и культурная жизнь народа. Даже в перспективе не просматривалась ликвидация различий между умственным и физическим трудом. В монографии О.Б. Борисова и Б.Т. Колоскова "Советско-китайские отношения" приводится справедливое и убедительное положение Тезисов Центрального совета общества "Русские учёные социалистической ориентации",приуроченных к 80-летию Октябрьской революции о том, что " с точки зрения глубинных экономических и социальных предпосылок при всех своих достижениях СССР вплоть до его разрушения в 1991 г. так и не вышел за исторические рамки  раннего социализма, не завершил решение задач переходного периода".[26]

    Безусловно, Хрущёв, устремляясь влево, перепрыгивая через закономерные и неизбежные этапы исторического общественного развития, в итоге пришёл вправо. Это выразилось в том, что он осуществил меры, подрывавшие устои социализма в СССР и предопределившие условия для пробуждения антисоциалистических тенденций. За идеалы коммунизма он принял полученные ценой ограбления достижения западных капиталистических государств. Это нашло свое выражение в восторженном восклицании :" В Америке безработные живут лучше, чем в СССР рабочие!"[27]. "Американская мечта" , восхваляющая сытое мещанское благополучие , стала усиленно внедряться в сознания советских людей в качестве их заветной мечты. Не декларирую это открыто, Хрущёв украсил знамена строителей коммунизма лозунгами западного потребительского общества.

    У Мао Цзэдуна критика политики "большого скачка" и народных коммун вызвала особое беспокойство. В статье В.В. Переверзева "Начало открытой советско-китайской полемики" приводятся материалы статьи от ЦК КПК "Возникновение и развитие разногласий между руководством КПСС и нами" от 6 сентября 1963 г., где выражались сетования по поводу того, что Хрущев "в иносказательной форме нападал на социалистическое строительство в Китае, называя его "перескакиванием через этапы" и " уравнительским коммунизмом";он нападал на народные коммуны в Китае, говоря, что народная коммуна " по существу реакционная"[28].
Вывод о причинах перерастания советско-китайских идеологических разногласий в противоречия, которые носили враждебный характер, является таким: на основании практических дел КПК и КПСС хорошо видны неоспоримые крупные ошибки и недостатки обеих партий. В ходе советско-китайской полемики за лидерами КПК закрепилось название "догматиков", а за руководителями КПСС – "ревизионистов". Между двумя партиями шел яростный спор, в который втянулось все международное коммунистическое движение , по вопросу о том, какой из этих уклонов ,догматизм или ревизионизм , представляет большую опасность. Обычно считалось, по словам Галеновича Ю.М. :"Оба хуже"[29]. И тем не менее исход событий в КНР и СССР дал свой ответ на старый вопрос. При мощной капиталистической системе в преобладающей части мира главную угрозу завоеваниям социализма несет ревизионизм, перерастающий под флагом теоретического обогащения марксизма в правый уклон, который " расчищает дорогу к реставрации капитализма"[30].


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!