Стихотворное подкрепление к теме «ПЕСНЯ».
И. Мальцев
Когда я, плача в колыбели,
гнал тишину ночную вон,
мне мать про Русь ту песню пела,
приходил желанный сон.
Когда не мог унять я слёзы
на тризне матери моей,
мне ветры пели про берёзы
и ширь нехоженых полей.
Когда от вражеской шрапнели
вздымалась смерть над головой,
про Дон родной мне бури пели
и звал напев в кровавый бой.
И чтоб в напутствие потомкам
дать мудрость отчую мою,
под задушевную гармоньку
я песню русскую спою.
Комикс – игра
(игровое представление)
«Комикс, -а, м.Небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями…» (С.И. Ожегов)
«Комикс, -а, м. Морск., курс. Шутл. Порог…. 2. мн. комиксы, -ов. Курс. Шутл. Каникулы в военном училище…» (В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина «Большой словарь русского жаргона». Спб., «Норинт», 2001)
«Комикс-игра» – терминология Театра Охочих комедиантов. Можно сказать и по-другому: «Игровое представление». Суть все равно одна: если зрители, гости праздника, которых вы выманили на сцену, стали вашими актерами – это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа. На сцене выманенные вами люди не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они на сцене (эстраде) действуют – с вашей помощью – как актеры.
«Комикс-игра» (игровое представление) так же, как любой игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие.
|
|
Это могут быть:
- зримый анекдот;
- рассказ пересказ (сценическое повторение текста за ведущим);
- пантомима (пластическая иллюстрация текста ведущего);
- сказка-подсказка (самый популярный пример – сказка «Репка»,
где участникам представления раздаются карточки с фразой его персонажа, которые надо произнести, когда персонаж упоминается ведущим по ходу рассказа;
- ролевые игры и т.п.
«Анка, Петька и Чапай»
(зримый анекдот из репертуара Т. Хафизова ):
Ведущий выманивает из зала четырех человек: трех мужчин и женщину и
распределяет роли. Один мужчина – это Чапаев. Он все время кричит фразы: «Огонь, Анка!» и «Гранату, Петька!» Другой мужчина – Петька. Его фраза: «Василий Иванович, танк белогвардейский!» Женщина играет Анку. Фраза Анки: «Василий Иванович, белые наступают!» Третий мужчина (желательно, чтобы это был самый популярный человек в коллективе) играет белогвардейский танк. Ему дается стул, который он с тарахтеньем двигает в сторону Чапаева. Чапаев, Анка и Петька становятся вместе. Ведущий руководит ими.
Анка. Василий Иванович, белые наступают!
По жесту ведущего зрители начинают топать ногами.
|
|
Чапаев. Огонь, Анка!
Анка (строчит как из пулемета). Тра-та-та!
Зрители перестают топать.
Но начинает надвигаться белогвардейский танк.
Танк (двигает стул). Тух-тух-ту-тух!
Петька. Василий Иванович, танк белогвардейский!
Чапаев. Гранату, Петька!
Петька кидает воображаемую гранату.
По сигналу ведущего зрители кричат: «Ба-бах!» Танк отползает.
И так повторяется еще два раза.
Когда идет повтор в третий раз, Чапаев – а об этом с ним заранее
договорился ведущий – на фразу Петька: «Василий Иванович, танк
белогвардейский!» говорит другу фразу.
Чапаев. Да какой же это танк, Петька! Это…
Называет фамилию и имя человека играющего танк.
со стулом забавляется!
«Побег царевны»
(рассказ-пантомима из репертуара Веры Исаенко):
Ведущий набирает нужное количество людей для участия в представлении и объясняет им, что они без слов повторяют все, что он говорит. Зрителям ведущий сообщает, что они – массовка, которая будет временами подключаться к действию.
Действующие лица: Царь с Царицей, Царевна, Царевич Елисей, Постель, Кузькина Мать, Раки, Царедворцы, Надежда, Замысел, Вдохновение, Государство, Гора, Окно, Конь.
|
|
ВЕДУЩИЙ. В некотором царстве, в некотором государстве жили- были
ЦАРЬ с ЦАРИЦЕЙ, любили они друг друга. Одна беда у них была – не было у них детей. Сколько не уговаривал ЦАРЬ ЦАРИЦУ лечь с ним в ПОСТЕЛЬ, ЦАРИЦА наотрез отказывалась и только показывала ему КУЗЬКИНУ МАТЬ. Разгневался ЦАРЬ и показал ЦАРИЦЕ вместе с КУЗЬКИНОЙ МАТЕРЬЮ, где РАКИ зимуют. Стала после этого ЦАРИЦА словно шелковая, ручная (пошла по рукам) и ЦАРЯ не забывала. К исходу декабря по дворцу пошло великое ликование
Улыбки и аплодисменты массовки.
так как родилась прекрасная ЦАРЕВНА. Росла она не по дням, а по часам. Вместе с ней росло и крепло ГОСУДАРСТВО. И жених сыскался ей – раскрасавец ЕЛИСЕЙ. Увидел он ЦАРЕВНУ и упал, сраженный ее красотой. ЦАРЕДВОРЦЫ оказали срочную помощь, окропили живой водой. Очухался ЕЛИСЕЙ и стал просить руки ЦАРЕВНЫ. Но ЦАРЬ с ЦАРИЦЕЙ отказали. Заплакала ЦАРЕВНА, а ЕЛИСЕЮ была подарена нянькой НАДЕЖДА: «Стой на своем». И ЕЛИСЕЙ, не теряя НАДЕЖДЫ, стал вынашивать ЗАМЫСЕЛ. На подмогу ему пришло ВДОХНОВЕНИЕ. ЕЛИСЕЙ решился на похищение. Он залез на ГОРУ и оглядел окрестности.
Подключается массовка, изображая и озвучивая грозу.
Была темная ночь, взошла луна, подул ветер, закачались деревья, ударил гром, пошел сильный дождь. ЦАРЕВИЧ подвел КОНЯ к ОКНУ
|
|
ЦАРЕВНЫ. Она выпала из ОКНА в его объятья. Он громко поцеловал ее и с ВДОХНОВЕНИЕМ усадил на КОНЯ.
Массовка.
Веселится и ликует весь народ!
Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец. А кто слушал до конца – тому рюмочку винца.
Занятие
«Занятие… 2. То, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-нибудьсвоего времени». (С.И. Ожегов.)
На сегодняшний день – это последний игровой принцип. Возможно, что «день грядущий» еще внесет свои дополнения, но пока будем считать, что «занятие» – это последний игровой принцип.
«Занятие» – очень важный игровой принцип: он имеет собирательный характер.
Что происходит сегодня на празднике? Микрофоны работают… Музыка звучит… Нет главного… Нет зрителя! Что, в таком случае, делают устроители праздника? Приказывают ведущим, скоморохам, клоунам зазывать народ… В лучшем случае – это достаточно действенный ход – посылают ряженых и «ростовых кукол» по дворам и улицам с заданием «привести людей».
Что в данной ситуации делает Театр Охочих комедиантов?
Актеры театра – а в обязанность каждого входит иметь это – берут специальные сумки-котомки, в которых находятся цветные мелки, листы с «буриме», чистые листы бумаги, маркеры и фломастеры, авторучки и карандаши, надутые воздушные шары, надутые воздушные длинные («колбаской») шары, веселые кроссворды и т.п. и идут в народ.
Они не призывают никого прийти на праздник. Они просто (обычно обращаются к ребенку) предлагают порисовать(или нарисовать лицо на воздушном шаре, или из длинного шарика сложить какую-нибудь забавную фигуру). И достают «мелки» (или фломастеры, или шары).
И все…
Какой нормальный ребенок откажется порисовать цветнымимелками на асфальте? Какой нормальный родитель не позволитсвоему ребенку это? Какой родитель броситсвоего ребенка?
И вот – ребенок рисует, а мама или папа помогают ему, а, если не помогают, то получают в руки буриме, или веселый кроссворд, или что-то еще… Мы не знаем – куда шла эта семья… Важно то, что она нашла здесь для себя занятие. А рисующий – это «манок» для другого, проходящего мимо ребенка. 15-20 минут – и вся площадь заполнена рисующими детьми, рядом с которыми находятся их родители… И, когда ведущие заговорят в микрофон, они уже имеют дело не с пустой площадью, а с подготовленными – для начала праздника – людьми.
И еще.
На праздниках меня всегда волновала проблема 3-4 летних детей. Особенно, когда рядом нет детской площадки с горками, качелями, каруселями.
В хороводы и массовые игры малышей не поставишь.
Остаётся им только смотреть.
Мой внук Ярослав, когда ему стукнуло четыре с половиной года, одним махом решил эту проблему. Он стал заставлять свою маму брать с собой большую сумку, наполненную своими (ему уже не нужными) детскими игрушками.
Придя на праздник, они выбирали неподалеку от общих гуляний уголок, раскладывали, вешали (на деревьям или заборах) эти игрушки и организовывали то, что сейчас мы называем «Киндер-уголок». Отбоя от детей, желающих поиграть нет. Счастливы и родители – ребёнок занят.
Теперь «Киндер-уголок» разросся: в нём участвуют уже несколько мам (из театра) со своими детьми и игрушками.
Вот так маленькие дети втягиваются в праздник – на уровне профессии.
Занятие, как и общение, может быть обыденным (обычным, бытовым) и праздничным.
Но в бытовом понимании слова «общение» нет смысла «занимательно, интересно» - как в слове «занятие».
Бытовое занятие (если это не рутинные дела) всегда несёт оттенок праздничности, поскольку связано с досугом и хобби.
Досуг – как правило – это какая-то разновидность отдыха.
Можно перефразировать известное выражение: «Отдых – это смена деятельности на занятие» (школьные занятия – это деятельность, учёба).
Хобби – это увлечение (увлекательное занятие).
Занятие – это основа досуга: маленький праздник (мне занятно, приятно, интересно).
До 1917 года занятию уделялось огромное внимание.
Ниже я привожу выдержки из оглавления книги дореволюционного издания, посвящённой именно «занятию».
«ОГЛАВЛЕНИЕ.
ОТДЕЛ I.
Занятия естественно-исторические:
Обработка земли.
О формах садовых гряд.
Как огораживать гряды.
Разведение луга.
Цветочные гряды.
Как сеять семена.
Средство для ускорения всхода семян.
О пересаживании растений.
О добывании семян.
Огород.
Прививание георгин.
Уход за туземными растениями.
Отсадки, отводки, черенки.
Уход за ягодными кустами..
Уход за комнатными растениями.
Установка растений.
Шуточные горшки и земля.
Пересадка.
Поливание…
и др…
Осязание завядших цветов.
Как вырастить в полчала некоторые растения.
Сушение и собирание растений.
Сушение и сохранение цветов в песке.
Собирание деревьев.
Приручение птиц.
Ловля птиц.
Приманивание птиц.
Уход за комнатными птицами.
Приручении птиц…
и другое…
Ловля рыб.
Прикармливание рыб…
и др…
Животные и их ловля.
Уход за прирученными животными…
Аквариумы…
Террариумы…
Собирание насекомых.
Воспитание гусениц.
ОТДЕЛ II.
Физические и химические забавы.
Забавы и занятии с помощью ветра.
Танцующие змеи.
Ветряные мельницы.
Мыльные пузыри и воздушные шары.
Комнатные фонтаны
Как растить кристаллы.
Сахарные кристаллы.
Красные кристаллы.
Жёлтые кристаллы.
Маленькая гроза.
Домик с громоотводом.
Игры в гирлянды…»
И многое-многое другое!
Повторюсь: вышеизложенное – это очень краткая выборка из оглавления к книге «Занятия».
Почему я так заострил на этом внимание.
Моё убеждение, что в понятие «праздничное общение» должны входить (на объединяющей основе) и интересные бытовые занятия и увлечения (хобби).
То есть надо дать возможность на праздничном пространстве собираться людям по интересам.
Не все же хотят петь и плясать!
Для кого-то и занятия химическими опытами – развлечение!
Развлечение .
«РАЗВЛЕКАТЬ, развлечь что – разволакивать, растаскивать, влечь, тащить врознь; разобрать, разнести кучу, ворох; разодрать, разнять что-либо союзное. Развлекать кого, развлечь мысли, думу – рассеять, заставить забыть на время что-либо и заняться другим; отвратить чьи-либо мысли от одного предмета на другой… Развлеченье – забава, потеха, занятие для отдыха от умственного труда или от забот».
(В. И. Даль)
«РАЗВЛЕЧЕНИЕ… 2. Занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее. Массовые развлечения».
(С. И. Ожегов)
Все из вышеописанного, что начинается с понятия «Игра» (все игровые принципы) – это ИГРА.
Они же относятся и к понятию - «Развлечение».
Но, всё-таки, играи развлечение– это не одно и тоже.
Еще раз обращусь к Владимиру Ивановичу Далю:
«Развлекать (далее курсив мой – П. В. В.) - … разволакивать, растаскивать, влечь, тащить врознь; разобрать, разнести кучу, ворох; разодрать, разнять что-либо союзное…».
Мы подошли к потерянному пониманиюрусского Праздника.
Сценическая площадка (эстрада) – это маленькая часть большого Праздника.
Сегодня на площадях не народные гуляния, а народные стояния (превращение Праздника в политизированное зрелище – это «заслуга» большевиков, а сведение его к развлекательному, бессмысленному
шоу-концерту – «старания» сегодняшних представителей «режмасса») .
Гулять – это не ходить…
Ходит тело, а гуляет душа…
Правда - естьразница?..
Стоит и на себявнимание обратить: чеммы живем?
Передвигаемся-то телом (и телу нашли замену – машины), а живем чем?
Настоящий Праздник – это концентрация и выплеск ЧУВСТВ, а, значит: слияние ДУШ воедино!
Именно поэтому: Праздник понятие божественное (не путать – «религиозным» пониманием этого слова).
Сегодня милиция просит: «Не скапливайтелюдей плотно: разволакивайте их! Пусть будет между людьми небольшое расстояние: люди – сбитые как селедка в бочке – перестают быть ЛЮДЬМИ! Это – биомасса…».
В толпе легче всего потерять себя КАК ЧЕЛОВЕКА.
Человек пришел НА ПРАЗДНИК.
Пусть у Него разбегутся глаза от ИЗОБИЛИЯ ПРАЗДНИКА!
Пусть он познает себя на Празднике – как когда познала себя Золушка на королевском балу!
Вышеописанная система игровых принципов позволяет наполнить ее любой Темой!
Система игровых принципов – это «скелет».
Тема, как содержание – это наполнение!
Посмотрите друг на друга и на себя лично: в чём отличие человека от человека?
По скелетам мы - братья-близнецы.
Количество мяса на костях – тоже не показатель.
Мы отличаемся друг от друга – ДУШАМИ.
Душа и радуется данному Ей телу, и боретсяс ним.
В этом великий парадокс нашего Бытия (от слова «быть»!).
В этом и вечный конфликт «праздничного» и «обыденного» (быта).
Почему Пасха в Православии более значимый Праздник, чем у католиков
(у католиков на первом плане стоит Рождество?
Главный символ православной Пасхи – ЯЙЦО!..
Живое (куриное, гусиное, утиное, перепелиное и… любое другое) яйцо в котором бьётсяДУША, означает ЖИЗНЬ…
Сбрось скорлупуи…
Потому и нужен Праздник: чтобы сбросить с себя шелуху быта!
Потому на Руси и Смертьбыла наградой заПРОЖИТУЮЖИЗНЬ.
Поэтому все основыПраздника относятся, как к Жизни, так и к Смерти.
И свадьба– Праздник в обрядах, и похороны – Праздник через обряды….
Повторюсь:
посмотрите еще раз на выше описанную игровую систему.
Это – схема (как основа, как каркас).
Наполните её ТЕМОЙгрядущего «мероприятия» и «схема» превратится в Праздник!
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!