ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ МЕСОПОТАМИИ В СРЕДНЕВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД. АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ ВОЙНЫ.



Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар), не только освобожденные от всех налогов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем слившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

Внешняя политика касситских царей отличалась достаточным размахом. По традиции именуя себя «царями четырех стран света», они владели всей Нижней Месопотамией (где аннексировали Приморское государство), «страной Кашшу» — территорией, непосредственно заселенной касситскими племенами в горах южноцен- трального Загроса, некоторыми областями Кутиума (страны кутиев) в североцентральном Загросе, долиной Среднего Евфрата, а с рубежа XV—XIV в. до н. э.— обширными районами Сирийской степи с центром в Тадморе, вплоть до границ Южной Сирии и Заиорданья.

Касситские цари совершали дальние походы в Центральный и Южный Иран и пытались закрепиться там. Выступив против Египта в конце XV в., касситский царь Караиндаш заставил египтян пойти на мир с Митанни и явился одним из учредителей «Амарнской» международной системы. В результате с конца XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения, постоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Для упрочения отношений касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов. Между Египтом и Вавилонией заключались и возобновлялись договоры о «дружбе» и «братстве», включавшие пункты о взаимопомощи.

Однако при временном ослаблении Египта вавилонское правительство становится более требовательным. В тоне писем звучит недовольство. Особенно недоволен был Вавилон приемом в Египте ассирийского посольства, ибо в первой половине XIV в. Ашшур успел побывать вавилонским вассалом, и с тех пор вавилоняне отказывались признать его независимость и внешнеполитическую правоспособность.

Правление Бурна-Буриаша II можно считать апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердил свое главенство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хеттским Суппилулиумой (за которого выдал дочь, ставшую великой царицей Хатти) и с относительным успехом отразил первое нашествие арамейских (ахламейских) племен на Сирийскую степь и Средний Евфрат. Однако после его правления начинается череда войн Вавилона с усилившейся Ассирией, занявшая в общей сложности около полутораста лет. Проходя в целом с переменным успехом, они иногда оборачивались катастрофами для вавилонян. Так, ассирийский царь Тукульти-Нинурта I смог на время вообще аннексировать Вавилонию (ок. 1230—1220 гг. до н. э.). Соответственно, падает авторитет Вавилонии во внешнем мире, несмотря на устойчивый союз с хеттами. Впрочем, в начале XII в. при царе Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение касситского могущества, под влияние которого подпадает сама Ассирия.

Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н. э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Ок. 1150 г. до н. э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша, и касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще в конце IV тысячелетия до н. э. письма.

Сначала шумерское письмо было пиктографическим, то есть отдельные предметы изображались в форме рисунков. Постепенно пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Так письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка стали изображать какую–нибудь характерную деталь предмета.

В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам тексты, написанные на шумерском языке. Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э., когда носители этого языка заимствовали от шумеров.

Шумерская письменность была заимствована многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам. К середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккадским письмом. Одновременно с распространением клинописи аккадский язык превратился в международный язык общения, дипломатии, науки и торговли.

Начиная с VIII в. до н. э. арамейский язык превратился в язык международной дипломатии и торговли всего Ближнего Востока. Арамейские писцы, которые писали на коже и папирусе, постепенно заняли ведущее место в месопотамской канцелярии. Школы клинописных писцов теперь были обречены на гибель.

Библиотеки. Одним из главных достижений Вавилона были библиотеки. Писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки. Самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, где книги были размещены в определенном порядке.

Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости.

В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.

Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных знаний.

Существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. Однако астрономия была неразрывно связана с астрологией – лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания.

 

В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. Ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. Большую роль приобрела резьба по камню. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов.

Вывод.Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!