ОБРАЗОВАНИЕ АККАДСКОГО ГОСУДАРСТВА. ПРАВЛЕНИЕ САРГОНА ДРЕВНЕГО.
Образование централизованного государства:
1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и не аристократического происхождения.
2) Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом Кишского правителя в войне с Лугальзагеси. Подчинил Киш, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада» (новой столицы, которую он построил между Тигром и Ефратом).
3) Война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, расширил государство до Персидского залива.
4) Походы на северо-запад: покорение Мари.
5) В конце правления Саргон завоевал Субарту (Северная Месопотамия)
6) Набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)
Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:
1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии;
2) строительство дорог;
3) введение общегосударственной системы мер и весов
Социально-политическое развитие:
1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин;
2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти;
3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»;
4) храмовое хозяйство переходит в руки правителя;
5) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников;
|
|
6) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отделились Субарту и Вавилон.
Итогом 55 летнего правления Саргона было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде.
Аккадская держава при преемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна.
Созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений: уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отделились некоторые области (Субарту) и города (Вавилон).
Преемник Саргона — Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера.
1) три похода против мятежных правителей (против Уммы, Адаба, Лагаша);
2) два похода на Элам;
3) попытка заручиться поддержкой жречества, смерть от рук заговорщиков.
Брату Римуша — Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний. После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.).
Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада».
|
|
Внешняя политика:
- успешные походы на северо-запад (Эбла);
- на север (Субарту, верховья Тигра);
- восток (Элам, страны Персидского залива);
- в горы Загрос (племена луллубев);
- сузская «Стела Нарам-Суэна» – титул «царя четырех стран света».
Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).
Распад Аккадской державы и период господства кутиев в Южной Месопотамии
Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.
|
|
Кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.
Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.
Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяжелее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.
|
|
В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура — Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII — начало XX в. до н. э.)
5. ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ III ДИНАСТИИ УРА, ЕЕ ПОТЕСТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
III династия Ура (кон. XXII – нач. XX вв. до н. э.). Основатель Ур-Намму. Его законы – один из основных памятников древневосточного права.
Экономика:
- восстановление ирригации, строительство новой сети каналов;
- на царско-храмовой земле организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства;
- ремесленное производство в царских мастерских;
- унификация системы мер и весов;
- увеличение объемов государственной торговли с соседними странами;
- строительство храмов, зиккурата Ур-Намму;
- царский фонд земли:
а) царская земля обрабатывается находящимися на положении рабов «гурушами» (букв. «молодцами»);
б) храмовая;
в) земля в пользование административному и храмовому персоналу, воинам
- земля частных лиц и общин, площадь меньше царской.
2) Общественное устройство:
- рабовладельческий характер;
- господствующее положение – рабовладельцы: служилая + военная аристократия, родовая знать, высшее жречество, верхушка общин;
- мелкие производители – крестьяне-общинники и ремесленники – имущественное расслоение;
- запрет купли-продажи общинной земли;
- рост временного рабства – должничества;
- увеличение класса рабов за счет военнопленных и проданных в рабство.
3) Государственное устройство:
- древневосточная деспотия – «царь Ура, царь Шумера и Аккада»;
- идеология на основе религии – Энлиль – покровитель царя, «Царский список» царей «до потопа» и «от потопа»;
- царю подчинено жречество;
- огромный бюрократический аппарат, исчезает самостоятельность городов-государств, исчезает местная общинная знать;
- страна разделена на наместничества с «энси» («ишшаккум»);
- организован царский суд.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!