Специфика региональных очагов цивилизаций Древнего Востока. Проблема путей развития обществ ранней древности.
Несмотря на всю контрастность природы, облика и нравов народов, процесс генезиса древних цивилизаций при всех их многочисленных модификациях универсален.
Цивилизация – общество с укоренившемся прогрессом, производящее прибавочный продукт, с организованной формой производства и потребления при наличии соответствующего аппарата организации и управления, определенной формой территориальной организации и сборов налогов, с общим психико-социальным укладом и религиозно-идеалогическими установками.
Основные признаки цивилизации:
1. На смену экстенсивного присваивающего, бесприбыльного первобытного хозяйства приходит интенсивное производящее хозяйство, рационально организованная экономика основанная на маневрировании материальными и трудовыми ресурсами, со значительным прибавочным продуктом.
2. Возникает город как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр – мощный организатор прогресса общества.
3. Родовая коллективная форма собственности и половозрастной принцип распределения продукта сменяется трудовой формой собственности.
4. Родовая община трансформируется в соседско-территориальную общину.
5. Первобытные, родоплеменные структуры с их традиционным правом заменяет институт государства.
6. Изобретение письменности свидетельствует о мощном рывке в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.
|
|
7. Возрастание роли государственной власти, создание специфической формы-неограниченной монархии, которую часто называют древневосточной деспотией.
Первые цивилизации, сложившиеся на ограниченных территориях в плодородных речных долинах Нила, Тигра и Евфрата, возникли в конце IV тыс. до н. э. Отделенные друг от друга обширными пространствами, они получили название «первичных» или «локальных». Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Египет, Двуречье, Индия и Китай.
Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
???
Общие закономерности возникновения и существования древневосточных «империй».
История Древнего Востока – история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций. Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек – Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира, но вместе с тем, конкретное изучение истории и различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.
|
|
Одной из тенденций динамики исторического процесса является укрупнение политических общностей: от локальных протогосударств к более крупным региональным ранним государствам: от них к развитым централизованным государствам, ранним державам, империям.
Основные механизмы возникновения и существования империй складывались из следующих компонентов:
· армия (завоевательная, карательная функции),
· общеимперская администрация (государственно-бюрократический аппарат),
· система независимых, самоуправляемых городов внутри целостной империи.
Чем более вырастали империи, тем менее они оказывались стабильными, но за падением одной ей на смену в кровавой войне приходила другая, потому что принудительное объединение областей производства, средств производства и производство предметов потребления все время оставалось жизненной необходимостью.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОТОГОСУДАРСТВ ШУМЕРА. РАЗВИТИЕ ОБЩИННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ В РАННЕДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
|
|
С середины 4 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов–государств (Урук). Протогосударства древнего Двуречья развивались энергично. Росло количество населения и совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда => увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей => резко возросли запасы получаемого с этих полей зерна: тамкары отправлялись на груженых зерном судах в далекие экспедиции, включая и морские, с целью выменять зерно на столь необходимые металлы, камень, строительный лес и т.д.
Социальное развитие:
1) рабовладельческие отношения:
- основной источник рабства – война;
- рабы были храмовыми и частновладельческими (храмы – 100-200 рабов, частники –1-3 раба, правитель – несколько десятков);
2) подневольные работники:
- разорившиеся общинники;
- пришельцы из других общин;
- преступники;
3) верхушка общества – рабовладельцы:
- родовая знать;
- высшее жречество;
- представители администрации – служилая знать;
4) мелкие производители – 50% населения – рядовые общинники, имеющие небольшие наделы и объединенные в территориальные и родовые общины.
|
|
Вначале храм был центром хозяйства и разросшихся общин, люди которой обрабатывали земли вокруг храма. Но позже население возросло и избыточный продукт не мог реализоваться в поселениях, находившихся далеко от храма. Поэтому произошло отделение общинных полей от храмовых земель.
Общинники обрабатывали земли и выплачивали ренту- налог, тогда они переставали принимать участие в обработке храмовой земли. Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау в Лагаше. Там часть земель принадлежала храму, часть раздавалась персоналу, а остальное сдавалась в аренду. Отделение храмого хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономически сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиции жреческой администрации, во главе с Энси – верховным жрецом.
Раннединастический период характеризовался борьбой протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей за усиление и укрепление своей власти. Войско состояло из отряда тяжело-вооруженных воинов. Вспомогательной силой были колесницы на сплошных колесах.
Вывод: экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н.э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде использованием металла.
Политическое развитие Южной Месопотамии в Раннединастический период. Возникновение «номовых» городов-государств и формирование органов государственной власти.
В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн»- избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель».
Функции «лугаля» совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.
На протяжении всего раннединастического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя, контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение. Однако постепенно усиливается экономическая и военно-политическая власть правителя; в конце раннединастического периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия.
Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов — все это способствовало сохранению небольших городов-государств (типа египетских номов) на территории Южной Месопотамии на протяжении всего Раннединастического периода.
Но между городами и государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 695; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!