Догмат и внутренний религиозный опыт.



Нужно не приспосабливать догмат к своему образу восприятия, а, наоборот, пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в такое состояние, которое позволяет нам понимать смысл догматов.

В процессе усвоения догматов человеческим сознанием, можно выделить три последовательных этапа:

Этап первый- связь, между догматом и духовной жизнью человека отсутствует.

Чаще всего причиной такого состояния является человеческая греховность, состояние- окамененное нечувствие.

Второй этап – это такое состояние, когда человек начинает устанавливать связь между своей духовной жизнью, спасением, которого он ожидает, и содержанием догматов.

Человек начинает понимать, что Боговоплощение – это не просто событие, имеющее своей целью поразить человеческое воображение, или сообщить человеку истинное учение, а что это есть самое таинство нашего спасения, что Боговоплощение открывает человеку путь к реальному соединению с Богом, потому что Бог вочеловечился для того, чтобы человек получил возможность обожиться.

Третий этап – это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются.

Созерцание – это такое переживание человеком содержание догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним.

 

Вопрос 2 (Б-4). Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом.

 

Ответ 2 (Б-4).

 

Промысл Божий о мире духовном.

Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Духовный мир неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие, демоны или бесы. И промышление Божие о двух категориях бесплотных духов, естественно, различно.

Промысл Божий о добрых ангелах - выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, т. е. через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде.

а) прямой путь служения ангелов Богу. Примеры непосредственного служения ангелов Богу из Свщ. Писания: видение пророком Исайей серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 2-3), аналогичные образы мы встречаем в книге Откровения (4 и 7 главы), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим.

б) косвенный путь служения ангелов Богу. Примеры служения ангелов Богу в качестве орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры .Особенно ангелы содействуют делу нашего спасения.
в) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Об ангелах-хранителях народов и обществ в Свщ. Писании говорится очень немного.

Ангел-хранитель дается человеку при Крещении. Некрещенному ангел-хранитель по каким-то особым причинам может быть на время дарован, как, например, был приставлен архангел Рафаил Товии на время исполнения его миссии.

Эти ангелы не оставляют человека даже по смерти. По отношению к человеку, которому ангел дается, он является хранителем его души и тела и молитвенником пред Богом . Человек своим образом жизни может отогнать от себя своего ангела-хранителя. Примиряет человека с его ангелом-хранителем покаяние, от которого у ангелов бывает радость на небе .

Промысл Божий в отношении злых духов - попускает и ограничивает.

Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает.

У христиан имеются особые средства для противостояния бесовским искушениям- призывание имени Иисусова, пост и молитва, Духовное бодрствование и трезвение. Из аскетической литературы мы знаем многие другие способы борьбы с нечистой силой: это почитание Животворящего Креста, участие в церковных таинствах, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий.

 


Билет 5

 

Вопрос 1 (Б-5). Божественное Откровение. Естественное богопознание.

 

Ответ 1 (Б-5).

 

Божественное Откровение - есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его» .

Божественное Откровение есть не однократный акт, а процесс, который имеет начало в Ветхом Завете, где Бог постепенно открывал людям некоторые знания о Себе, приспосабливаясь к способности восприятия дохристианского человечества. Но эти знания о Боге были фрагментарными, поскольку каждый из пророков сообщал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открывалась, и опосредствованными, потому что пророки говорили о том, что они, как люди, знали о Боге. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, Который и открыл нам все необходимое для спасения.

Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог, Который открывает истину о Себе.

Естественное богопознание.

Согласно Священному Писанию знать – значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Поэтому Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни.

Цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение.

Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественно богопознание.

а) Познание Бога возможно через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В общем это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является «христианкой».

Бога можно познать через Его творения. Естественное откровение-познание через окружающий мир. Мир- книга Божия.

Познание Бога через рассматривание творений  восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя.

Вопрос 2 (Б-5). Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.

 

Ответ 2 (Б-5).

 

«Душа и дух – наименования одной и той же сущности». Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух – это та же самая душа, только после своего благодатного обновления. Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин : «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».

Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Но сколько этих природ?

Богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различных природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различных субстанции: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.

 


Билет 21

 

1. Вопрос 1 (Б-21). Толкование уничижительных мест Священного Писания о Сыне Божием (примеры: Ин.14,28; Ин.20,17).

.

 

Ответ 1 (Б-21).

Вопрос 2 (Б-21). О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.

 

Ответ 2 (Б-21).

Бог является Первопричиной – Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно.Происхождение мира от Божественного первоначала признается в той или иной степени практически всеми религиозными и многими древними философскими учениями. По содержанию учения эти различны.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!