Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.



Догматическое

Богословие

 

Лекции - канд.богослов. наук отец Василий

 

 

Воронеж

2018


Билет 1

 

Вопрос 1 (Б-1). Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность, церковность, общеобязательность (законообязательность).

 

Ответ 2 (Б-1).

 

Догмат(думать, полагать)- конкретные истины, Богооткровенные и непреложные.

Догмат – богооткровенная истина, содержащая учение о Боге и Его Домостроительстве, которую Церковь определяет и исповедует как неизменное и непререкаемое положение православнойверы.

Догмат – это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры . Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

«Догмат» - философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система.

В IV в. догматами стали называться исключительно вероучительные истины и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.

Существенными свойствами догматов являются их теологичность (вероучительность), богооткровенность, церковность и законообязательность (общеобязательность).

Теологичность (вероучительность) – это свойство догматов по содержанию,  догмат содержит в себе учение о Боге и Его отношениях Истины. Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательную способность человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.

Богооткровенность – есть свойство догматов по способу их получения, т.е. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны. Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, то догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами.

Церковность – есть свойство догматов по способу их существования. Это те истина, которые приняты церковью. Через апостолов говорит дух святой.Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Только Церковь способна к правильному истолкованию Священного Писания, только она может безошибочно устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, т. е. догмата.

Общеобязательность (законообязательность) – для нас догматы являются непреложными истинами. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая которых нельзя назваться членом Церкви. Поэтому формальная законообязательность догматов проявляется в том, что признание истинности догматов – это обязательность всех членов Церкви.

Догматы есть не что иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовывать свою духовную жизнь.

«Символ веры»- краткая формулировка всех догматов.

 

 

Вопрос 2 (Б-1).О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.

Ответ 2 (Б-1).

Бог является Первопричиной – Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно. Происхождение мира от Божественного первоначала признается в той или иной степени практически всеми религиозными и многими древними философскими учениями. По содержанию учения эти различны.

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.

В творении мира участвует вся Пресвятая Троица. Есть указания на Бога Троицу, как Творца мира, и указания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы.

Указание на Бога Отца, как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» ,эта молитва обращена к Первой Ипостаси Прев. Троицы, к Отцу.

О Сыне Божием, как о Творце мира: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». Слова эти сказаны о Сыне Божием.

О Святом Духе. Дух Святой является совершителем творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари.

Все три Божественные Ипостаси одинаково являются Творцами, хотя и участвуют в деле творения различным образом. Свт. Василий Великий: «В творении представляй первоначальную причину – Отца, и причину зиждительную – Сына, и причину совершительную – Духа».


Билет 2

 

Вопрос 1 (Б-2). Догмат и догматическая формула. Догмат и его истолкование. Догматическое системы.

 

Ответ 1 (Б-2).

 

Догмат – богооткровенная истина, содержащая учение о Боге и Его Домостроительстве, которую Церковь определяет и исповедует как неизменное и непререкаемое положение православной веры [Алипий].

Догмат – это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры [Давыденков].

Собственно догмат – это содержание, сама онтологическая истина, которая содержится в догмате, а догматическая формула – это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы в принципе могут изменяться.

Например, II Вселенский Собор дополнил и переработал Символ, который был принят на I Вселенском Соборе, само содержание догмата о Пресвятой Троице при этом, естественно, не изменилось, но была сообщена новая догматическая формула, новый способ выражения вероучительной истины.

Поэтому, когда мы говорим о том, что догматы неизменны, мы должны понимать, что сами догматические формулы в зависимости от условий и обстоятельств могут так или иначе изменяться.

Когда мы изучаем догматы, догматическое богословие, нужно всегда ясно представлять, что само по себе изучение догматических формулировок, их заучивание, ни в коей мере нельзя отождествлять с постижением самого содержания догмата. Скажем, если человек заучил догматическую формулировку догмата о Пресвятой Троице из Катихизиса митрополита Филарета Московского, отсюда вовсе не следует, что он познал, что есть Пресвятая Троица.

Догматические системы. -это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое целое.

К догматическим системам предъявляются следующие требования:

-отсутствие внутренних противоречий (догматическая система не должна быть внутренне противоречивой, там не должно быть положений взаимоисключающих).

- проведение четкой границы в процессе изложения между собственно догматами и богословскими мнениями. Это не значит, что при изложении догматической системы нельзя так или иначе опираться на богословские мнения; их можно приводить, но при этом обязательно должно быть подчеркнуто, что это именно богословское мнение того или иного отца Церкви.

- догматическая система должна представлять собою не просто набор святоотеческих и библейских цитат по тому или иному догматическому вопросу, но и авторский текст, определенный комментарий, в котором автор пытается осмыслить содержание догматических истин. Сокращенная система догматического богословия называется катехизисом.

Первой попыткой построить догматическую систему была работа Климента Александрийского (конец II века) «Строматы».

Наиболее совершенным трудом, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина «Источник знания».

В истории русской богословской мысли было несколько авторов, которые брались за построение догматических систем.

Первым, конечно, нужно назвать митрополита Макария (Булгакова), его «Православно-догматическое богословие». После 1917 года в русской богословской традиции попыток построить именно целостную систему догматического богословия не было, хотя, например, есть «Догматическое богословие» Владимира Николаевича Лосского, но в сущности это есть не более, чем курс блестящих, конечно, лекций по догматическому богословию. Однако назвать это догматической системой в полном смысле слова нельзя.

Вопрос 2 (Б-2). Образ Божественного творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения.

 

Ответ 2 (Б-2).

Мир возник не случайно, а в соответствии с Божественным замыслом. Из Священного Писания следует, что Бог сотворил мир.

а) Разумом и премудростью. Логика заставляет признать, что Божественный замысел о мире является вечным, поскольку мысль о сотворении мира не могла в Боге возникнуть внезапно. Таким образом, творение – это переход от вечных Божественных предначертаний к действительному бытию мира.

б) Волею, или хотением, т. е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо внешней или внутренней необходимости. С древнейших времен св. отцы и христианские писатели учили о том, что Бог создал мир не по какой-либо нужде, но исключительно по Своему изволению.

в) Словом . Под этим «словом» не следует понимать какой-либо членораздельный звук или слово, подобное человеческому. Это творческое слово обозначает только мановение, или выражение Его всемогущей воли, которое из ничего произвело вселенную.

Итак, Бог сотворил мир по вечным первообразам (идеям) Своим о нем, совершенно свободно, всемогуществом воли Своей. В образах от века предначертан был план мироздания, свободная воля благоволила в определенное время осуществить этот план, действие всемогущества Божия вызвало из небытия в бытие сообразный с вечными первообразами мир.

1. мир духовный (Ангелы)

2. мир телесный (материальный,человек)

1 день ‒ свет ‒ день, тьма ‒ночь

2 день ‒ небо ‒ твердь

3 день ‒ суша (земля (растительность)‒ море)

4 день ‒ светила ‒ солнце, луна, звёзды

5 день ‒ рыбы, птицы

6 день ‒ животные и человек

7 день ‒ покой

Бог ничего после 6 дней творения не творит, «Бог почил от дел Своих» на 7 день творения. Он только заботился о мире.

 


Билет 3

 

Вопрос 1 (Б-3). Основной принцип раскрытия содержания догматических истин.

 

Ответ 1 (Б-3).

Догматы должны быть человеком так или иначе осмыслены. Догмат не есть магическая формула, повторяя которую можно добиться каких-то плодов в духовной жизни. Суть этого истолкования состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучительной истины.

Истолкование догматов предполагает некоторую внутреннюю работу человека и на этом пути необходимы определенные правила, которыми человек должен руководствоваться, чтоб не сделать ошибок.

Каковы же основные принципы раскрытия содержания догматических истин? Эти принципы очень простые, лучше всего они выражены в первых словах Ороса IV Вселенского Халкидонского Собора: «Последующе Божественным отцам». Именно так, последующе Божественным отцам, и нужно стремиться к раскрытию содержания догматических истин.

Совершенно необходимо, чтобы нить толкования пророческих и апостольских писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания».

При истолковании божественных догматов нужно пользоваться теми же методами, которые применяются к истолкованию Священного Писания, т. е. их понимание должно находиться в контексте Священного Предания Церкви.

 

Вопрос 2 (Б-3). Происхождение зла. Что такое зло?

 

Ответ 2 (Б-3).

 

С библейской точки зрения ЗЛО является результатом греха. Грех же является результатом свободной воли человека. Проблема зла (самая трудная проблема религиозной философии) упирается в проблему свободной воли человека. Решение этих проблем представляет собой огромные затруднения для человеческого ума.

Зло понимается либо как один из аспектов абсурдности (бессмысленности) мирового бытия, либо – более примитивно – как следствие несовершенства организации общества, его недостаточной просвещенности или «несправедливого» распределения материальных благ и т. п. ЗЛО—самополагание.

Христианский опыт, однозначно свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток, несовершенство природы. Зло имеет свою собственную активность.

Молитва Господня («Отче наш») заканчивается прошением «избави нас от лукаваго». Лукавый не есть нечто, некоторая сущность, – это некто, некоторая личность. Поэтому, с христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский дает такое определение зла: «Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».

 


Билет 4

 

Вопрос 1 (Б-4). Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний религиозный опыт.

 

Ответ 1 (Б-4).

 

Догматика указывает также цель и путь духовной жизни, направляет эту жизнь в определенном русле. Поэтому изменение человеком своей догматической позиции обуславливает соответствующее изменение всего строя его духовной жизни.

Божественное Откровение свидетельствует о глубокой связи, существующей, в частности, между верой и христианской нравственностью, между догматами и заповедями.

Нравственность человека тесно связана с его догматическим сознанием. Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни. Верно и обратное, порочность нравственной жизни ведет к омрачению и искажению догматического умозрения.

Взаимоотношение догматических и нравственных истин:

1) Одной из причин ересей являлось неправильное нравственно-аскетическое устроение ересеначальников:( Павел Самосатский, окруживший себя немыслимой по тем временам роскошью, отличался еще и гордостью, он «шел в разрез со всеми церковными традициями своего времени и не скрывал своего неуважения к ним, дерзко отзываясь об умерших отцах Церкви».)

2) Впадение в ересь искажает нравственно-аскетическое устроение человека: (расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на молитвенном опыте. Свт. Игнатий Брянчанинов приводит пример прелестного настроения писаний Фомы Кемпийского, в котором «ложным понятиям и созерцаниям непременно сопутствуют обольстительные, сладострастные, сердечные ощущения, признаваемые за вкушение Божественной благодати». Достаточно вспомнить такие неприемлемые для православия факты, как чувственная медитация, эротическая мистика Терезы Авильской и блаженной Анжелы, экстатическое почитание страданий Христовых и частей Его тела. Результаты применения подобного рода практик, являющихся следствием искажения вероучительных истин, пагубно сказывается на духовной жизни практикующих. )


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!