Упражнение «РАЗГОВОР СО СТРАХОМ»



Упражнение можно использовать как в индивидуальном, так и в групповом формате. В обоих случаях есть два варианта проведения упражнения: клиент (или каждый участник группы) может работать в одиночку или в паре с помощником, роль которого в индивидуальном формате выполняет психотерапевт. При работе в групповом формате каждый должен побывать и в роли работающего, и в роли помощника. В режиме «клиент – терапевт» в роли помощника выступает, естественно, только психотерапевт.

Исходя из разных задач, которые психотерапевт предполагает решить этим упражнением, инструкция вполне может быть изменена. Разговор, например, может состояться не со страхом, а с проблемой, мамой, ресурсом, воспоминанием, своим настоящим «Я» и т.д.

Инструкция для индивидуальной работы. Вы ложитесь на спину с открытыми глазами, сгибаете ноги и плотно упираетесь ступнями в пол.

А теперь понаблюдайте пару минут за вашим дыханием, чуть приоткройте рот – и начните звучать. Сначала просто поэкспериментируйте немного с собственным голосом, попробуйте на вкус разные звуки разной высоты и громкости, а потом попробуйте голосом – без слов! – поговорить с собственным страхом. С любым – на ваш выбор – из тех, что имеются в вашей личной истории. Главное, чтобы он был настоящий, значимый, а не высосанный из пальца. Вы говорите, а он вам отвечает - и все голосом! Это совершенно не обозначает, что ваш диалог потом можно будет перевести на нормальный человеческий язык – вовсе нет. Скорее всего, это будет действительно чисто звуковой (но оттого не менее осмысленный для вас лично) диалог.

Инструкция для помощника в паре. Вы устраиваетесь рядом с вашим партнером и аккуратно подкладываете руку ему под шею. Обратите внимание: ваша рука просто прикасается к шее партнера – довольно плотно, но не надавливая. Позаботьтесь, чтобы та поза, которую вы выберете, позволяла вам чувствовать себя в ней комфортно довольно долгое время – минут десять – пятнадцать. На протяжении всех упражнений с голосом вашего партнера вы просто присутствуете рядом, давая ему понять вашим прикосновением, что он не один. Вначале можете постараться пристроиться к его дыханию, но имейте в виду: когда он начнет звучать, его дыхание, скорее всего, углубится и станет намного более редким. Когда его разговор с собственным страхом завершится, очень осторожно уберите свою руку из-под его шеи и сядьте рядом – так, чтобы, если он захочет, открыв глаза, встретиться с вами взглядом, у него была бы такая возможность. В то же время, если ему ваш взгляд будет только мешать, он должен иметь и возможность от него уклониться. Когда он захочет разговаривать, обсудите с ним то, что происходило с вами в это время, и то, что вы наблюдали в проявлениях его тела.

Второй тип упражнений, используемых для работы с нарушениями самоконтроля, пригоден, напротив, для клиентов, чей самоконтроль можно считать избыточным. Тогда целью применения подобных упражнений будет ощущение им разницы между необходимым и избыточным самоконтролем и освоение механизмов, обеспечивающих «дозирование контроля». Такими упражнениями можно считать уже описанные «СМЕРТЬ МАРИОНЕТКИ», «ПИАНИНО», «РЕЗИНОВАЯ КУКЛА», «КУКЛА И КУКЛОВОД»  и «СОВЕТ СТАРЕЙШИН». Попробуем предложить еще несколько эффективных упражнений.

 

Упражнение «ЗВУКОВАЯ ЛЕСТНИЦА»

Инструкция для клиента. Упражнение состоит из трех частей, и для начала попробуйте каждую из частей выполнить по десять раз. Встаньте прямо – так, чтобы ваша макушка оказалась строго над серединой ваших ступней. Чуть-чуть расслабьте коленки, разверните плечи и опустите руки. При этом во время упражнения ваши руки смогут вытворять все, что им заблагорассудится – кроме залезания в карманы, скрещивания на груди или закладывания на спину. Просто начать стоит с их свободного положения.

А теперь глубоко вдохните, представьте себе, что из земли в ваши ступни входит самый низкий звук, какой вы только способны издать, и на выдохе начните звучать. Проводите этот звук, постепенно повышая, по всему телу снизу вверх – так, чтобы из вашей макушки он вышел максимально высоким.

После того, как вы проделаете первую часть не меньше десяти раз, можно переходить ко второй. Звук при этом будет проходить от макушки, то есть от самого высокой ноты, к ступням – к самой низкой. Все остальные условия остаются прежними.

И, наконец, третья часть представляет собой последовательную комбинацию из первой и второй: на первом выдохе вы звучите «снизу вверх», а на втором – «сверху вниз».

Критериев правильности выполнения несколько. Во-первых, звук должен постепенно ощущаться во всех частях тела – начиная от ступней и кончая макушкой. Во-вторых, высотный диапазон этого звука должен быть действительно максимальным. В-третьих, звук должен повышаться равномерно, без ступенечек и скачков. В-четвертых, тело на протяжении всего звучания должно оставаться неподвижным – не нужно помогать себе ни головой, ни коленями, ни плечами.

Упражнение позволяет, кроме того, получить точную диагностическую картину расположения в теле клиента мышечных зажимов – именно в этих местах он будет переставать чувствовать звук в теле, и именно в этих местах будут возникать те самые ступенечки и скачки в высоте звука. Вполне возможно, что где-то звук будет просто застревать, упорно не желая двигаться дальше. Кстати, и попытаться распустить эти зажимы посредством этого упражнения вполне возможно – именно это и произойдет, когда клиент в конце концов добьется правильного выполнения.

Упражнение «СБРОС НАПРЯЖЕНИЯ».

Упражнение в основном используется в индивидуальной терапии, но может быть применено и в групповом формате, а также использоваться в качестве домашнего задания.

Инструкция для клиента.  Потратьте несколько раз в день по две-три минуты на то, чтобы примерно представить себе лично ваши непродуктивные затраты мышечной энергии. Чем бы вы ни занимались – работой, отдыхом, общением с друзьями или чем-то еще, - замрите в той позе, в которой вы это делаете. Пробегитесь внутренним взглядом по собственному телу и постарайтесь обнаружить те мышечные напряжения, которые никак не являются необходимыми с точки зрения выполняемой в данный момент физической работы. Даже обнаружение таких напряжений можно считать серьезной личной победой, а уж если вам удастся хотя бы на несколько минут эти напряжения сбросить – это будет просто превосходно!

 

Упражнение «СМАЗКА»

Поскольку упражнение выполняется каждым самостоятельно, оно вполне применимо и в индивидуальном, и в групповом режиме.

Инструкция клиенту. Встаньте и закройте глаза. Представьте, что ваше тело – очень сложный и тонкий механизм. Я сейчас прикоснусь к кончику вашего указательного пальца (в групповом режиме – «Я по очереди прикоснусь к кончику указательного пальца каждого из вас»). Представьте себе, что этим прикосновением я ввожу в ваше тело – то есть в ваш механизм – некоторое количество вещества, достаточное, чтобы смазать все его суставы. Вещество абсолютно безвредное и очень нужное для нормального функционирования вашего механизма. Но оно не может волшебным образом попасть в каждый сустав – вам для этого придется собственными усилиями распределить его по всему телу. Сначала энергичными движениями всеми суставами указательного пальца вы продвинете смазку к ладони, затем в дело вступят другие пальцы, запястье и так далее. Будьте внимательны, постарайтесь в достаточной мере смазать каждый сустав вашего тела.

4. Этап осмысления

Главная работа, связанная с коррекцией нарушений четвертого этапа, направлена в целом на способность человека к осознанию, осмыслению и рефлексии. По сути дела, такая работа имеет две главные цели: одна из них связана как бы с подготовкой почвы для эффективной психотерапии, а другая имеет прямой психотерапевтический смысл.

Поэтому мы сочли возможным разделить упражнения на три большие группы – по тем задачам, которые они способны решать в психотерапевтическом процессе для достижения двух вышеназванных целей.

Первая группа упражнений призвана решать демонстрационно-диагностические задачи и позволяет клиенту в ходе их выполнения осмыслить собственные жизненные стратегии и свои отношения с собой и окружающим миром.

К упражнениям, предоставляющим богатейшие демонстрационно-диагностические возможности для осознания и осмысления собственных жизненных стратегий, можно отнести уже известные вам «КУЧА МАЛА» «ПОТОЛКУШКИ», «СТОП-СИГНАЛ», «РАСШИРЕНИЕПРОСТРАНСТВА», «КУКЛА И КУКЛОВОД» и «РАЗРЫВУШКИ».

Для исследования клиентом в ходе психотерапии своих отношений с собой и окружающим миром пригодятся «БЕЗ СЛОВ», «ДАЙ РУКИ», «ДВАДЫХАНИЯ», «МОЛЧАЛИВЫЕ ИСТОРИИ» и «УХОД». Кроме того, тем же целям может прекрасно послужить следующее упражнение:

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 623; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!