Развитие полезных знаний и духовная культура эпохи разложения первобытно-общинного строя.



В эволюции духовной культуры произошли качественны сдвиги, нашедшие своё выражение в начавшимся разделении умственного и физического труда и в утверждение принципиально новой формы накопления и передачи информации - письменности.

Развитие земледелия требовала точного определения начала полевых работ, что вело к пересмотру астрономических и календарных знаний.

Развитее скотоводство требовала подсчета поголовий скота, подсчета мерил стоимости. Это привело к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых были положены разные, но почти всегда связанные со счетом на пальцах принципы. Развитию математики и механики способствовали строительство укреплений, культовых комплексов, постройка усовершенствованных сухопутных и транспортных средств. С возникновение выплавки рудных металлов зародилось металловедение. Были расширены биологические знания о культурных растения домашних животных и о самих людях. Рост населения увеличил опасность заразных заболеваний, что привело к усовершенствованию медицины. Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль как генеологистика – собрание родословий. В силу возникновения формального обучения в школах, получила значения педагогика, с зарождением государства и права стали возникать правовые знания.

В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало разделяться на элитарное и простонародное. Возникла монументальная архитектура (появились храмы, усыпальницы), монументальная структура (надгробные статуи). Расцвет прикладного искусства сопровождался выделение ремесла. Это были ювелирные изделия , оружия, домашняя утварь и т. п. Получили распространение художественное литье, золочение металлических изделий, применение эмалей и т. д. Устное творчество характеризуется рождением таких новых жанров как героических эпос, панегирик, волшебная сказка. Героически эпос уходит корнями в первобытную мифологию, отражает обстановку нескончаемых войн, культ воинской доблести и славы (сказания о Гильгамеше) . Панегирик - один из жанров прославления, восславлявший богов, вождей, великих воинов и т. п. Волшебная сказка – повествование о простом обездоленном человек, которому преодолеть трудности помогают волшебные силы, на долю простого народа оставались попытка самоотверждения мечта о восстановление социальной справедливости.

Таким образом, если в героическом эпосе преобладает аристократическая оценка процессов эпохи классообразования, то в волшебной сказке ей противостоит народная оценка этих процессов .

Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлении и культов. Развивалась вера в личных покровителей (нагуализм). С переходом к патриархату возникли представления о семейных патронимических и родовых предках – покровителях, ставших объектом почитания. Особенно специфичны для эпохи классообразования куль духов мужских или тайных союзов и культ племенных вождей. 

Как и сама эпоха классообразования, свойственные ей религиозные представления и культы были эклектичны. Постепенно возникала иерархия объектов культа, поклонение могущественным божествам – политеизм. С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей – жрецов ( им приписывались культовые способности, чудесные качества, тайные знания). В связи с этим получило развитие особая форма религии – шаманизм, состоящая в выделение определённых лиц - шаманов, которые имели способность в непосредственное общение с духами.

В эпоху классообразования религия впервые стала особым миропониманием, но т средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы.

Происходило выделение из трудовой деятельности умственного труда. Начало этому было положено выделением организаторско -управленческой, жреческой и полководческой деятельности. Процесс разделения физического и умственного труда шёл, всё дальше захватывая новые прфессионалезирующиеся области духовной жизни. Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся сказители, танцоры, знатоки обычаев, родословий, знахари и т. д. Несмотря на ценностные ориентации древнейшей интеллигенции сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовала развитию и обогащению духовной культуры.

Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретения средства графического закрепления речевой информации – письменности. Возникновение упорядоченной письменности происходило путём постепенного превращения пиктографической в идеографию или логографию. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности. Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. В отличие от общедоступной примитивной пиктографии крайне сложная идеография требовала длительного специального обучения и была не доступна широким слоям населения. Жрецы – хранители идеографии на первых порах держали её в строгой тайне. Многие исследователи считают, что первоначально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, откуда распространилась в другие очаги цивилизации. В некоторых очагах древности упорядоченная письменность самостоятельно возникла вмести со складыванием здесь классов и государства, в других центрах она заимствовалась вступавшими на этот порог народами у соседей. 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!