Переворот в положении полов. Обособление семьи и его социальные последствия в эпоху разложения первобытно-общинного строя



Частнособственнические отношения начали разъедать не только общину, но и коснулись элементарной ячейки общества – семьи. Одним из главных проявлений разложения ПО и одной из важнейших его предпосылок явилось изменение в положении полов. Суть этих процессов сводилась к оттеснению женщин на второй план в большинстве сфер функционирования общества, всё большего подчинения её мужчине. Всё это несёт за собой изменения в семейно брачных отношениях, которые происходили не сразу, болезненно. Суть: переход от парной семьи через большую к семье моногамной (простой, нуклеарной, патриархальной). Изменение социального статуса полов вытекало из изменения значения мужского и женского труда. Прежде всего – переход от ручного к пахотному производству, формирование ремёсел, развитие торговли (на дальние расстояния), усиление борьбы за перераспределение прибавочного продукта. Всё это приводит к усилению роли мужчины в хозяйственной и других отраслях производства. Следовательно, мужчина стал занимать главенствующую роль в хозяйстве. Всё это повлекло за собой 3 социальных последствия:

· Отстранение женщины от основных видов хозяйственной деятельности и ограничение её участия в общественном производстве рамками домашнего хоз-ва (обслуживание мужа и других членов его семьи).

· Переход практически всех средств производства в распоряжение, а затем и в собственность мужчин, повлекшее за собой экономическую зависимость и неравное положение женщин, т. е. женщина, стала рассматриваться как нахлебница, иждивенка.

· Мужчина, узурпировав собственность в семье, стал заинтересован в передаче её по наследству своим прямым потомкам.

Таковы главные основания совершившегося в эпоху классообразования у подавляющего большинства народов мира переворота в положении полов и установления патриархата. Почти повсеместный переход от материнского счёта родства и наследования к отцовскому так же не способствовал сохранению женщиной её прежнего статуса. Более того, формируется общественное мнение о женщине как о ритуально нечистом существе, которое одним своим присутствием может осквернить окружающее. Экономические, общественные и идеологические принципы патриархата нередко активно внедрялись мужскими и тайными союзами.

           Чем больше человек мог производить, тем меньше у него было необходимости в совместной деятельности крупного коллектива. Отсюда:

· Характерное для эпохи классообразания постепенное превращение коллективного хозяйства и собственности общины и рода в частное хозяйство и собственность отдельных семей,

· Необходимость превращение таких семей в устойчивые, целостные экономические и социальные общности, потребовавшие новых брачно-семейных форм. Началось вытеснение непрочного парного (первобытно-эгалитарного) брака и соответствующей форы семьи прочным соединением супругов, которое обычно называют единобрачием или моногамией, патриархической брачно-семейной организацией. Происходят важные изменения в брачных отношениях: развивается покупной брак (выкуп становится не только социальной нормой, но и платой за рабочие руки женщины), выкуп, как брачный обычай, постепенно превращает невесту в предмет купли-продажи. Практика покупного брака повлекла за собой оживление других патриархальных брачных обычаев, прежде всего женитьба состоятельных стариков на молодых девушках, многожёнства, левирата, а также практиковались ортокузенные браки. Развод становится практически невозможным.

Важные изменения, характеризующие принижение женщин охарактеризовал Энгельс: « Жена превращена в орудие его желаний, простое орудие деторождения». Это ярко проявилось и в семейно-брачных отношениях. Если сформулировать процесс изменения семейно-брачных отношений с точки зрения форм собственности в семье, то он выглядит так:

· Образование больших семей с их частной по отношению к внешнему миру, но коллективной по отношению к самой семье групповой собственностью.

· Выделению в большой семье обособленной собственности глав этих семей, эта собственность была обусловлена по отношению ко всему коллективу.

· Выделение малых (нукларных), простых семей, которые стали основными носителями частной собственность.

Таким образом, эволюция семьи в эпоху классообразования в основном совпадала с развитием форм семейной собственности.

Переход к новой форме семьи совершался не прямо, а через своеобразные промежуточные формы – авункулат, авункулатная семья, которая состояла по вертикали не из родителей и детей, а из племянников и дядей. Но мужчина стремился предать своё имущество не племянникам, а собственным детям, что могло быть достигнуто путём замены материнского счёта родства и порядка наследования отцовским. Распространение получила перемежающаяся филиация (одни дети вели происхождение и наследования по материнской линии, а другие по отцовской) у некоторых народов возник обычай наследования от брата к брату.

Эпохе классообразования присущ расцвет таких ставших известными уже раньше обычаев как травестизм (обычай демонстративной перемены пола) и кувада (обычай демонстрации отцом своей причастности к рождению ребёнка).

Первой формой отдельной семьи как целостной экономической ячейкой общества была большая семья (сложная семья, семейная, большесемейная или домашняя община, патриархальная семья – с развитием патриархата). В такой семье различают два основных типа:

· Вертикальная (однолинейная) большая семья, состоящая из нескольких, обычно 3-4, поколений женатых и не женатых родственников по прямой линии);

· Горизонтальная (многолинейная) большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по прямой линии.

Большая семья могла быть основана как на многожёнстве так и на единожёнстве. Все члены семьи жили вместе, сообща владели землёй средствами производства, совместно потребляли произведённое. Семью возглавлял «старший», «старшая». Важнейшие дела семьи решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Таки образом, это была ячейка, хотя и обособившаяся внутри родовой или другой общины и отличавшаяся от неё своим близкородственным составом, но внутри себя сохранявшая начала первобытного коллективизма и демократии.

Патриархальный порядок наследования, требовавший бесспорности факта отцовства, вызвал к жизни новые правила брачной морали: супружеская неверность жены жестоко каралась, а муж продолжал пользоваться остатками половой свободы. Всё это также сказалась на бытовом положении женщины сходным с положением младших мужчин, которые постепенно всё больше попадали в зависимость от старших, и прежде всего от главы семьи.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!