Вопрос 24: Общинно-родовая организация, брак и семья в позднеродовой общине.



Брак и семья: На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше, он был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. У пле­мен с ранним производящим хозяйством чаще практи­ковалась полигиния, в частности сороратная, так как большое значение женского труда в земледелии делало выгодным иметь нескольких жен. Напротив, у племен высших охотников, рыболовов и собирателей большее распространение имела полиандрия, в частности левиратная, так как здесь основным добытчиком был мужчи­на. По-прежнему широко сохранялась и нередко даже поощрялась свобода добрачных связей, так как де­вушка должна была доказать свою способность к де­торождению.

Браки долгое время оставались кросскузенными, но с расширением связей между общинно-родовыми кол­лективами (и в целях этого расширения) кросскузенность сперва перестала быть обязательной, а затем почти исчезла. Тем самым браки утратили свой обмен­ный характер и потребовали возмещения за рабочую силу женщин. Последнее поначалу принимало преиму­щественно форму отработки, впоследствии же, с разви­тием престижной экономики,— главным образом форму брачного выкупа.

Локализация брачного поселения в позднепервобытной общине была как матрилокальной, так и патрилокальной или уксорилокальной и вирилокалыюй. Пер­вый порядок, по-видимому, встречался чаще. Из обществ с простым присваивающим хозяйством до не­давнего времени сохранялись преимущественно бродя­чие патрилокальные общества охотников и собирателей, тогда как более стабильные матрилокальные общества успели перейти к новым видам хозяйства. Вместе с тем большое значение женского труда в земледелии могло способствовать укреплению матрилокальности, а разви­тие престижной экономики — переходу к патрилокальности. В качестве переходного порядка брачного поселе­ния почти повсеместно широко бытовала авункулокальность — поселение с мужскими родственниками, но не с отцом, а с братом матери.

При матрилокальном поселении мужчина, переходя в группу жены, не порывал хозяйственных связей с собственной родней и работал как бы «на два дома*. При патрилокальном поселении женщине в какой-то мере приходи­лось делать то же. Такая двойственность была особенно заметна в многородовых общинах, где заключались внутриобщинные браки и ни один из супругов не менял места жительства. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и родовая община нахо­дились в состоянии усиливавшегося противоборства. Чем более крепкими оставались общинно-родовые свя­зи, тем слабее была семья, а чем более укреплялась семья, тем слабее становилась родовая община.

Хотя хозяйственные и социальные функции парной семьи несколько расширились, она по-прежнему имела несоизмеримо меньшее значение, чем общинно-родовая организация. У нее не было отдельной от родовой, общей для обоих супругов собственности на такое основное средство производства, как земля. Да и совместное движимое имущество супругов, за исклю­чением жилища, чаще всего было невелико, намного уступая по размерам и значению их раздельному иму­ществу.

Наряду с парными, хотя и реже их, на стадии позднепервобытной общины существовали уже упоми­навшиеся большие материнские семьи, или домохозяй­ства. Для них были характерны матрилокальность или авунколокальность, нередко также дислокальность или амбилокальность. Костяк их составляли женщины со своими детьми, но очень крепкими были также связи с братьями и соответственно с дядьями по матери. Тесная связь племянников с их дядьями по матери получила название авункулата.

В историческом плане большие материнские семьи, гипотетически реконструируемые и на стадии раннепервобытной общины, возможно, предшествовали пар­ным. Но в дальнейшем они сохранялись не как пережи­ток, а как параллельный вариант развития, нередко доживавший до эпохи классообразования. В таких семьях также вызревали начала экономической обособленности от родовой общины, но еще медленнее, чем в парных семьях.

Общинно-родовая организация: Вобществах с ран­ним производящим и высокоспециализированным при­сваивающим хозяйством общинно-родовая организация не претерпела принципиальных изменений, но заметно усложнилась. Это относится как к структуре общины, так и к характеру родовых связей.

По сравнению с предыдущей стадией резко увеличи­лось количество многородовых общин. Это было вызва­но в одних случаях возросшими потребностями в коопе­рации труда, в других — хозяйственными и обществен­ными интересами мужчин в условиях матрилокального брачного поселения. Поскольку же брачная сеть к этому времени расшири­лась, многородовые общины обычно состояли не из двух, а из нескольких групп сородичей. Члены каждой такой группы со своими мужьями или женами образовывали как бы субобщину в общине. В свою очередь, они могли делиться на еще меньшие общинные ячейки, например тяготевшие к упоминавшимся выше материнским семьям.

Потребности в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов способ­ствовали завязыванию связей на межобщинном уровне. Возможности для этого предоставляло развитие пре­стижной экономики, которая и сама стимулировала такие связи. Укрепление межобщинных отно­шений способствовало развитию таких по большей части зародившихся уже раньше институтов, как госте­приимство, побратимство, адопция.

Родовые связи и родовая организация на стадии позднепервобытной общины стали более сложными. На этом основании часть ученых полагает, что род вообще возник только в это время. В действительности же он теперь стал лишь более выраженным. Прежде всего с ростом народонаселения и сопут­ствующим ему почкованием родов родовая организация сделалась более разветвленной. Роды разделились на внутриродовые группы, те в свою очередь — на еще меньшие группы сородичей и т. д. Внутриродовые группы сородичей были потомками более или менее реальных и памятных пред­ков. Такие группы называют ставшим международным термином «линидж» *. Поскольку для рода существует и другое обозначение — клан *, внутриродовые группы называют также субкланами. Род обеспечивал важнейшие экономические, социальные и идеологиче­ские функции (распределение земли, трудовая и матери­альная взаимопомощь, наследование имущества, одно­го из родовых имен и т. п., взаимозащита, экзогамия, культовая жизнь), линидж был родственным ядром домохозяйства.

С усложнением родовой организации изменился сам характер родства: из горизонтального оно быстро пре вращалось в вертикальное, или предковое. Определяю­щее значение приобрела генеалогически прослеживае­мая связь с отдаленным предком рода, ее линия и ее степень. Поэтому такое родство называют еще линейно-степенным. Оно могло быть унилинейным — матрилинейным или патрилинейным (агнатным) и билинейным (когнатным). В первом случае связь с родоначальни­ком прослеживалась только по одной — материнской или отцовской — линии, во втором — по обеим линиям.

Сегментарная организация еще больше усложня­лась там, где роды продолжали группироваться в фрат­рии. Фратрии по-прежнему могли быть исходными, первоначальными родами, но могли и возникать в ре­зультате искусственного объединения нескольких родов. Те же процессы, что вели к завязыванию связей на межобщинном уровне, способствовали развитию меж­родовых контактов и подчас приводили к возникнове­нию новых фратрий. Соответственно фратрии могли быть экзогамными или не экзогамными, считаться род­ственными или не родственными, но у них по меньшей мере было общее наименование.

Фратрии (а если их не было, то непосредственно роды) объединялись в племена, на этой стадии обозна­чившиеся четче, чем на предыдущей. Во внутриплеменной жизни ро­ды одной фратрии всегда выступали солидарно, под­держивая друг друга в случае надобности против родов другой фратрии. Веро­ятно, фратрии в какой-то мере выступали в качестве особых военных единиц. Племя было верховным со­бственником территории, носителем определенной куль­турно-бытовой общности, кругом эндогамных браков и, что особенно важно, уже обладало не только этнокуль­турными особенностями, но и социально-потестарными функциями.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!