Вопрос 22: Эпоха производящего хозяйства. Новые производственные достижения. Первое крупное разделение труда.



Стадия позднепервобытной (позднеродовой) общины характеризуется развитием про­изводящего хозяйства ранних земледельцев или земле­дельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высо­коспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирате­лей — в других. На протяжении всей этой стадии повсю­ду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Возникнове­ние производящего хозяйства было величайшим дости­жением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории челове­чества, важнейшей предпосылкой получения регулярно­го избыточного, а затем прибавочного продукта. В пер­спективе именно оно повело к разложению первобытно­го и складыванию классовых обществ. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на время неолита, закрепилось название «неолитической (или аграрной) революции» - зарождение элементов производящей экономики, одно из величайших достижений человечества, предложенное английским археологом Г. Чайлдом. Высо­коспециализированное хозяйство высших охотников, рыболовов и собирателей также открывало значитель­ные возможности для дальнейшего развития.

 

Когда, как и где возникли скотоводство и земледелие? Какова древность более или менее бесспорных нахо­док остатков культурных растений и домашних жи­вотных? Они относятся к IX—VIII тысячелетиям до н. э. и происходят из Передней Азии — Палестины, Си­рии, юго-восточной Турции, Из растений это полба-эммер, пшеница, ячмень, чечевица, одним словом, те растения, которые требовали в то же время изобретения определенных навыков приготовления, чтобы быть упот­ребляемыми в пищу. Археологически зафиксировано интенсивное собирательство этих растений в диком со­стоянии, поэтому несомненно навыки их приготовления в пищу относятся к более раннему времени, чем время их введения в культуру. Первыми продуктивными домаш­ними животными были овца и коза, крупный рогатый скот был приручен и начал использоваться позже. Бес­спорные свидетельства одомашнивания осла, лошади, верблюда, северного оленя, ламы относятся к значи­тельно более позднему времени.

В настоящее время трудно назвать единичный фак­тор, который бы привел к освоению новых природных ресурсов и переходу к производящему хозяйству. Суще­ствовавшие в мезолите техническое вооружение и спосо­бы охоты, как их сейчас можно реконструировать, были достаточно продуктивны, чтобы обеспечить существова­ние земледельческих общин. Переход к могильникам как к коллективной форме захоронения покойников, зафик­сированный именно в это время, косвенным образом свидетельствует об увеличении их числа, а значит, и об увеличении численности коллективов, невозможном при недостаточности средств к жизни.

Другое дело, что охотничье хозяйство, как показывают многочисленные этнографические примеры, по природе своей нестабиль­но. Оно подвержено спадам из-за перемен в природной обстановке, обусловливающих нарушение экологиче­ских ниш и резкое падение численности промысловых животных, чревато поэтому периодическим наступлени­ем голода, иногда продолжающегося несколько лет. Это обстоятельство было сильнейшим стимулом поиска новых источников пищи и до какой-то степени может рассматриваться как экономический стимул или фактор перехода к производящему хозяйству.

Но, несомненно, не меньшую роль должно было играть хорошее знаком­ство с миром животных и растений, приобретенное в процессе многотысячелетней охоты и собирательства. Зоологи обратили внимание на то, что человек смог приручить только тех животных, которые имели в своем собствен­ном поведении предпосылки для одомашнивания — отсутствие боязни человека, смирный нрав. Знание повадок животных и продуктивных свойств растений, а также мест их возможного обнаружения образовало другой фактор или стимул перехода к про­изводящему хозяйству, который можно назвать про­изводственно-познавательным.

При использовании плодов и семян диких растений какая-то их часть оставалась неиспользованной и дава­ла всходы вблизи жилища. Переход от этого в культу­ру — дело времени. Более того, сразу же начинался процесс, выразительно описанный еще Дарвином,— бессознательный отбор, когда человек начинал выращи­вать рядом с жилищем наиболее крупные семена так же, как он сохранял на племя крупных животных.

Проблема очагового, т. е. приуроченного к опреде­ленным замкнутым пространствам, или непрерывного по всей ойкумене возникно­вения производящего хозяйства, представляет собою в настоящее время одну из кардинальных проблем истории первобытного общества. На одном полюсе ее решения стоит крупная фигура Николая Ивановича Вавилова, сформировавшего гипотезу прерывистого очагового происхождения земледелия как в Старом, так и в Новом Свете и аргументировавшего ее результатами тщательных исследований культурного растительного покрова планеты. С другой стороны ему противостоят современные преемники его гипотезы, указывающие на непрерывность процесса введения растений в культуру, отсутствие локальной приуроченности возникновения земледелия, скажем, в Африке. Новейшие археологические исследования в целом поддерживают гипотезу Вавилова. Следовательно, в намеченных им очагах ими практически везде зафиксировано очень древнее земледелие.

Если очерчивать представления об очагах перехода к первичному земледелию и производящему хозяйству, то древней­шим из очагов земледелия является, наверное, передне-азиатский в широком смысле слова, охватывающий огромную территорию и настолько сложный по составу культурной флоры, что он, по многим высказываниям ученых, сам распадается на самостоятельные и незави­симые очаги, скажем, кавказский, среднеазиатский, переднеазиатский в узком смысле слова. Близок к нему территориально средиземноморский очаг, сформировав­шийся при бесспорном влиянии из Передней Азии и, в свою очередь, распадающийся на западносредиземно-морский, балканский, восточносредиземноморский, се­вероафриканский очаги, каждый из которых сформиро­вался частично самостоятельно, а частично при значи­тельных воздействиях со стороны. На востоке Старого Света громадным очагом возникновения земледелия и, может быть, самостоятельного введения в культуру животных была Восточная Азия, оказавшая влияние на возникновение производящего хозяйства на Японских островах, в бассейне Амура, в материковой части Юго-Восточной Азии.

Возникновение земледелия и скотоводства сопро­вождалось другими сдвигами в развитии производи­тельных сил. Прежде всего значительно прогрессирова­ла техника изготовления каменных орудий труда. Местами известные уже в мезолите шлифование, или полирование, а также пиление и сверление камня в нео­лите получили намного большее распространение, так как для расчистки леса под поля и огороды потребова­лись более эффективные топоры и тесла. Наряду с пре­жними стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов — нефрит, жадеит, обсидиан. Нача­лась разработка подземных отложений камня, появи­лись крупные «мастерские» каменных орудий, распро­странявшихся далеко от места своего производства. Нужды земледелия потребовали усовершенствования не только топоров, но и других орудий труда Применявши­еся собирателями палки-копалки и примитивные жат­венные ножи эволюционировали в настоящие мотыги и серпы, а зернотерки и ступки с пестами широко вошли в хозяйственный быт. Местами стали практиковаться простейшие приемы мелиорации почв, например иррига­ции в Передней Азии или дренажа на Новой Гвинее.

Там, где развилось высокоспециализированное охотничье-рыболовческо-собирательское хозяйство, орудия труда также приобрели намного более совершенный облик. В сухопутной охоте стали применяться изощрен­ные ловушки, капканы, силки, в морской охоте и рыбо­ловстве — более усовершенствованные гарпуны, сети, удочки с крючками. Широкое распространение получи­ли средства передвижения: лодки-долбленки, волокуши, в которые со временем стали запрягать собак, на севе­ре — сани и лыжи. Для изготовления многих из этих орудий труда и транспортных средств также нередко применялись шлифованные топоры.

Переход к производящему или высокоспециализиро­ванному присваивающему хозяйству совершался там, где уже к концу предыдущей стадии развития была достигнута относительная оседлость, и, в свою очередь, упрочивал эту относительную оседлость. Поэтому те­перь примитивные хижины стали сменяться более дол­говременными землянками или полуземлянками, а за­тем и прочными наземными домами. Одежда в разных широтах варьировала от набедренной повязки до глухо­го мехового комбинезона; с изобретением в неолите прядения и простейшего ткачества стала появляться также одежда из растительного волокна, а позднее и шерсти. Домашняя утварь пополнилась одним из крупных нововведений — изобретенной теперь керами­кой.

Основные производственные достижения на стадии позднеперврбытной общины — становление земледелия и скотоводства, усовершенствование техники обработки камня, изобретение керамики, ткачества и т. п.— свиде­тельствуют о значительном расширении опыта и навы­ков человечества. Эти достижения требовали также дальнейшего совершенствования организации труда. Труд по-прежнему оставался простой кооперацией, но его разделение стало уже не только половозрастным. Новый производственный уровень сделал возможной дальнейшую индивидуализацию и специализацию в не­которых областях деятельности.

Ранние земледелие и скотоводство чаще всего были как мужским, так и женским занятием, причем на долю мужчин обычно приходились наиболее тяжелые, а на долю женщин — наиболее кропотливые работы. Изготовление орудий труда, средств передвижения, предметов обихода по большей части считалось делом мужчин, и только в изготовления керамики лидирующая роль чаще принадлежала жен­щинам.

Дальше продвинулось межобщинное и межплемен­ное разделение труда. Это было подлинно общественное разделение труда, т. е. закрепление определенных заня­тий за определенными группами людей, не связанное с их половозрастным делением. До конца XIX в. счита­ли, что первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Позднее выяснилось, что скотоводство не старше земледелия (см. об этом дальше), но на стадии позднепервобытной общины действительно произошло первое крупное раз­деление труда — выделение племен с производящим хозяйством из общей массы других племен. Это способ­ствовало развитию обмена между ранними земледель­цами или земледельцами-скотоводами и охотниками-рыболовами, как низшими, так и высшими. Наряду с сырьевыми ресурсами и изделиями стали обменивать­ся скот и пищевые продукты.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!