Истоки неклассической эстетики



1. Признаки неклассической эстетики.

2. Взаимообогащение языка эстетической мысли и художественного творчества.

3. Интенсификация темпов преобразования европейской культуры.

4. Дискредитация классических представлений об искусстве.

5. Бальзак, Стендаль, Флобер о новом статусе художественного творчества.

6. Теории искусства Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше.

 

Тема 3. Проблемное поле эстетики на современном этапе развития науки

Актуальный вид искусства в истории культуры

1. Механизмы «передислокации» видов искусств в зеркале культурологии.

2. Взаимодействие рационального и нерационального в культуре как фактор миграции видов искусств.

3. Причины возвышения изобразительной и неизобразительной групп искусств в относительно устойчивую и переходную культурную эпоху.

Художественное творчество в условиях относительно устойчивой и переходной культурной эпохи

1. Экстатичность и избыточность художественных поисков в переходную культурную эпоху.

2. Вспышки мистицизма, углубленный метафоризм и символика в искусстве переходных периодов; культ интуиции и психологизма.

3. Тенденция к нормативности художественного творчества в устойчивую культурную эпоху; внимание к правилам художественной выразительности, высокий статус мастерства.

4. Классицистский и романтический типы творчества как «вневременные полюсы» художественной эволюции.

Искусство и ценностные формы сознания

1. Нередуцируемость художественного содержания.

2. Опосредованный характер взаимосвязей искусства с другими формами творчества.

3. Искусство и мораль.

4. Особая роль негативных образов в истории искусства.

5. Художественное и религиозное сознание: общее и особенное.

6. Взаимодополняемость художественного и философского творчества.

Формы художественного драматизма как отражение социокультурных противоречий

1. Драматизм как наджанровый признак искусства, способ претворения социокультурных и художественных противоречий.

2. Драматическое начало в художественном формообразовании разных эпох.

3. Культурно-историческое своеобразие типов художественного драматизма.

4. Драматизм как художнически выверенное «искусство нагнетания» и драматизм как эклектика разбившейся формы.

Понятие художественного видения. Культуротворческие и культурозависимые возможности искусства

1. Становление художественного видения как проблема культурологии искусства.

2. Представление о культурной типичности искусства.

3. Влияние художественного творчества на утверждение новых ориентации в культуре.

4. Зависимость художественного творчества от картины мира, от культурной онтологии сознания, оптических возможностей эпохи.

5. Опосредованные связи общекультурного и художественного.

6. Относительность исторических типов художественного видения.

Общие стимулы «самодвижения» в духовной и художественной культуре

1. Несводимость факторов культурно-художественного процесса к социальным стимулам.

2. Состав духовной культуры.

3. Обменные процессы внутри духовной культуры как источник ее самодвижения.

4. Возможности искусства как генофонда культуры.

5. Художественное творчество как инструмент и как цель культуры.

6. Роль искусства в созидании и в разрушении культурных норм.

 

Тема 4. Эстетика в XX - XXI вв.: новые горизонты

Посещение выставок, творческих лабораторий, мастерских авторов с последующим обсуждением.

 

4.3. Тематический план дисциплины (очная и очно-заочная формы обучения)

 

Раздел (тема)

дисциплины (модуля)

Компетенции

Виды учебной работы

(включая самостоятельную

работу студентов) и

трудоемкость (в часах)

Оценочные средства

 

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа Всего
1. Тема 1. Эстетика и проблемы философской рефлексии об искусстве ОПК-1 ОПК-2 2     4 6 Проверка конспектов. Устный и письменный опрос. Дискуссия
2. Тема 2. Основные этапы становления науки эстетики   ОПК-1 ОПК-2   16   40 56 Проверка тезауруса, аннотаций, рецензий на научные статьи и монографии по теме; устный опрос. Дискуссия
3. Тема 3. Проблемное поле эстетики на современном этапе развития науки   ОПК-1 ОПК-2   12   18 30 Проверка тезауруса, аннотаций, рецензий на научные статьи и монографии по теме; устный опрос. Дискуссия
4. Тема 4. Эстетика в XX-XXI вв.: новые горизонты   ОПК-1 ОПК-2   6   10 16 Дискуссия

ИТОГО

  2 34   72 108  

 

5. Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) представлены в приложении (ФОС).

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!