Тема 3. Проблемное поле эстетики на современном этапе развития науки



Расширение проблемного поля современной эстетики. Идея дискретности художественного процесса и идея исторической целостности: проблема совмещения. Художественно-исторический цикл: поиск смыслообразующих оснований. Внутрихудожественные и общекультурные факторы художественного процесса. Гносеология искусства. Онтология искусства. Аксиология искусства. Универсалии в искусстве. Искусство и цивилизация. Социальные функции искусства. Современные социологические теории. Элитарное и массовое в искусстве. Изучение аудитории искусства. Пограничные формы художественной деятельности. Актуальный вид искусства в истории культуры.

 

Тема 4. Эстетика в XX - XXI вв.: новые горизонты

Интеграция эстетики с философией, социологией, психологией, культурологией. Становление художественного видения как проблема культурологии. Представление о культурной типичности искусства. Влияние художественного творчества на утверждение новых ориентаций в культуре. Зависимость художественного творчества от картины мира, от культурной онтологии сознания, оптических возможностей эпохи. Опосредованные связи общекультурного и художественного. Относительность исторических типов художественного видения.

 

Темы практических занятий

Тема 2. Основные этапы становления науки эстетики

Художественное сознание Древней Греции

1. Единство индивидуального и общественного в классической античности.

2. Калокагатия как принцип художественного сознания.

3. Разработка основных эстетических категорий.

4. Платон: художественно-эстетическая выразительность как чувственное воплощение предельных сущностей.

5. Аристотель о миметической природе искусства.

6. Теория катарсиса.

7. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества.

Художественная теория и практика эллинизма

1. Нарастание психологической углубленности в художественном творчестве эллинизма.

2. Соотношение хтонической и героической мифологий.

3. Особенности театральной культуры.

4. Плотин и его теория эманации.

5. Роль Цицерона в разработке теории художественного стиля.

6. Гипертрофия эротического в художественном сознании.

7. Философская патристика о символике художественного образа.

Эстетические представления средневековья

1. Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания.

2. Художественные каноны искусства Византии.

3. Символика цветов.

4. Романский стиль.

5. Готический стиль.

6. Антикизирующие тенденции.

7. Основные музыкальные жанры.

8. Григорианский хорал.

9. Литургическая драма.

10. Фома Аквинский о природе прекрасного.

11. Светские жанры литературы.

Художественные идеалы Возрождения

1. Поэтапность возникновения ренессансных мотивов в искусстве и культуре.

2. Реальность и иллюзорность художественного сознания Возрождения.

3. Новый тип самосознания деятелей искусства.

4. Истоки рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения.

5. Внутренняя логика ренессансной художественной культуры и причины ее кризиса.

Художественная теория и практика Нового времени

1. Культурно-эстетический смысл перехода от последовательного к параллельному развитию художественных стилей.

2. Драматизм духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в новых художественных тенденциях.

3. Эстетические принципы барокко и классицизма.

4. Противоречия художественной практики и ее эстетический анализ у Дидро.

5. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве.

Концепция искусства Романтизма

1. Причины возникновения романтического мироощущения в искусстве и эстетике.

2. Воплощение идеи универсальной личности в художественном творчестве и теории искусства.

3. Теория иронии Ф. Шлегеля.

4. Достижения романтизма в психологическом обогащении художественного языка.

5. Самоценный статус искусства в эстетике романтиков.

Немецкая классическая эстетика

1. Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике Канта.

2. Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера.

3. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга.

4. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!