Примерное содержание ответов учащихся, подкрепленное цитатами из текста.



Образы Венеры и Наташи Граевой очень похожи, недаром лирический герой восклицает: «Ее [Наташи] бессмертье я нашел [в Венере]». О двух этих героинях он говорит одно и то же: «Причуда света и тепла», «стыдлива», в обеих чувствуется радость жизни, «радостный полет». Но если Венера осталась такой «на вечный срок», то Наташа «свяла, не успев расцвесть» от тяжелой работы. Эти два образа накладываются друг на друга во сне лирического героя, о чем говорят такие строки: «Походкой легкою Наташи/ Венера русая идет», «Уж не Венера,/ А Наташа/ С укором смотрит на меня». Мотив этого наложения, слияния двух образов есть уже во второй и третьей строфах второй части поэмы, когда герой увидел в книге ту, «Кем милая не стала/ И кем она могла бы стать». Объединение образов Наташи и Венеры – это символ вечности красоты, доказательство того, что ее не сломят «ни мировое потрясенье, ни горе одного двора». Благодаря такому наложению раскрывается тема бессмертия красоты.

И, наконец , Определите главный философский вопрос поэмы «Проданная Венера»? Как он разрешён автором?

Примерное содержание ответов учащихся, подкрепленное цитатами из текста

Главный вопрос поэмы можно сформулировать так: «А подвиг стоит красоты»? И автор отвечает на него утвердительно: «На все/ Я в жизни вижу отклик,/ От горя к радости мосты./ Судьба Наташи – это подвиг./ А подвиг стоит красоты». Он заявляет, что «За красоту/ Людей живущих,/ За красоту времён грядущих» можно отдать и красоту женскую, и красоту картины. Он приравнивает трудовой подвиг к подвигу военному: «Любая черточка почетна, / Как честный шрам фронтовика». Эти слова заключают в себе основную мысль поэмы: красота Наташи Граевой загублена непосильной работой, «Венеру» Тициана продали, чтобы купить машины для заводов – за счастье ныне живущих и будущих поколений заплатили этой красотой

Лирический герой сожалеет об этих утратах, чувствует в этом свою вину («И я, читатель,/ С тобой в растратах виноват»), но в настоящем изменить ничего не может, лишь веря, что в будущем «людям жить и быть красе».

 Заключительное слово учителя.

Сцена в мартеновском цехе - это сон. А во сне случается порой  самое

невероятное. В цехе оказались рядом две красоты - вечная и земная. И

Наташа тоже требует, чтобы перед ней оправдались так же, как перед вечной, обращаясь уже не к мастеру, а к самому поэту. И автор отвечает:

История от первых дней

Ни перед кем не виновата.

Виновны только перед ней.

Одной цепи я вижу звенья.

Сработанные не вчера:

И мировые потрясения,

И горе одного двора.

Ответ поэта - это страстное слово, обращенное к нам, современникам, к тем, для которых пожертвовала своей красотой Наташа Граева. Это обращение и к тем, кто на словах «за красоту людей живущих, за красоту времен грядущих», но при этом забывает, что «кровь пролита, а не чернила в сражениях за красоту». Страстное обращение как бы соединяет три времени - прошлое, настоящее и будущее.

Поэт выражает уверенность, что прекрасное все больше и больше будет проникать в нашу жизнь, несмотря на трудности, выпавшие нам.

В поэзии наряду с литературными достоинствами стиха, темой, способом выражения мыслей и чувств,  привлекает тайна личности самого поэта.

Отсюда повышенный интерес к тем произведениям, где поэт выражает себя как мыслящую личность. У Василия Федорова таких произведений много. Но из всего написанного в 50-е годы поэма «Проданная Венера» представляет интерес особый. Именно в ней наиболее полно выражено отношение к тому, что пережило его поколение, поколение, спасшее мир от фашизма, одержавшее величайшую победу в борьбе за дело века - испытание на человечность.

Сам автор так сказал о своей поэме: «Основной вопрос, волновавший меня в «Проданной Венере», был о человеческой ценности, о его духовной и физической красоте, даже более о физической, ибо и она - продукт социальный. Человек приходит в жизнь и становится участником лишь коротенького отрезка человеческой истории, полной противоречий и борьбы, и тем важнее, чтобы на этом коротком отрезке мы не забывали о главном - о счастье и красоте не только в каком-то отдаленном будущем, но еще при жизни человека».       

Комментарий к домашнему заданию: написать эссе на тему «Что такое красота и почему ее обожествляют люди?».

Сценарий урока, посвящённого творчеству Василия Дмитриевича Фёдорова, «Он марьевский и поступью, и родом…»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!