Татарский пролив (Татар Бугазы)



Пролив между материком Евразия и островом Сахалин, соединяет Японское и Охотское моря. Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X – XVIII использовался не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов, но и к большинству других тюркских народов. Свое название получил от французского мореплавателя Ж.Ф. Лаперуза.

 

Исмаил Гаспринский (Исмаил Гаспралы)

Исмаил Гаспринский (1851— 1914) — выходец из небогатой крымско-татарской семьи. Учась в Милютинском кадетском училище в Москве, он воспитывался в семье известного публициста М. Н. Каткова. В доме Каткова юноша знакомится с И. С. Тургеневым. Встретившись с ним в Париже, Гаспринский станет личным секретарем писателя.

Гаспринского называют отцом тюркизма. Путешествуя по странам Востока, он приходит к идее объединения всех тюркских народов, создания единого тюркского литературного языка. С большими трудностями удалось начать выпуск общетюркской газеты «Тарджеман», лозунгом которой было «Единство в мыслях, словах и делах». Тюркская идея Гаспринского распространялась, прежде всего, на культурно-просветительскую деятельность.

Работая в медресе, он убеждается в необходимости преобразования мусульманских школ. Обучая русскому языку, Гаспринский применял не старый слоговый, а фонетический метод. «Новый метод» по-арабски — «Усул-и-джадид», отсюда и название — джадидизм.

Воззрениям кадимистов И. Гаспринский противопоставил джадидистские принципы: реформирование начальных и средних мусульманских школ, не забыв об образовании женщин; поскольку религия является главной опорой национальной идеи, подвергнуть реформе духовное управление; овладевать русским языком.

Под влиянием «Тарджемана» в разных концах России открывались новые школы, мусульманские благотворительные учреждения.

Со временем термины «кадимизм» и «джадидизм» переросли область педагогических исканий и стали применяться в более широком смысле. Кадимистами называли консерваторов и даже реакционеров. «Джадидизм» стал синонимом нового, лозунгом борьбы передовой татарской буржуазии и интеллигенции.

Он выступал за его просвещение своего народа и за то, чтобы татарский народ занял достойное место среди процветающих и культурных наций.

 

49.Сююмбике (Сөембикә)

Сююмбике (1516-1557) – правительница Казанского ханства, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама. Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике то есть «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Существует легенда о правительнице. Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню, которую русский царь за семь дней должен построить в Казани . Условия царицы были приняты и началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий. К исходу седьмого дня башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.

Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

 

Рудольф Нуриев

Советский, британский и французский артист балета и балетмейстер татарского происхождения.

Родился 17 марта 1938 года в поезде Транссибирский экспресс, который шел на дальний восток. С 7 лет занимался в кружках народного танца. В 1955 году студентом Ленинградского хореографического училища. В 1959 году на Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Вене завоевал первую премию. В Период с 1958 по 1961 год в Кировском театре исполнил 15 ролей! В июне 1961 года во время гастролей в Париже он отказался возвращаться в СССР и попросил политического убежища. После этого он был принят в Гастрольную труппу Балета Маркиса де Куэваса, где исполнял партию в балете «спящая красавица». В 60-70-е годы Нуриев активно выступал с ведущими балетными труппами мира: Гранд Опера, Ла Скала, Американский балетный театр и тд. Рудольф Нуриев полностью изменил мужской балет, сделав роль танцовщика активной и значимой, сгладил антагонизм классического и современного балета. Пробовал себя в качестве хореографа, актера кино, дирижера.

Умер 6 января 1993 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

 

Батырша

Батырша(1710 — 24 июня 1762) (в исторической литературе известен как Абдулла Алеев, настоящее имя Габдулла Галиев) – идеолог и предводитель башкирского восстания (1755 – 1756). Родился в селе Карышево ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье. Учился в Медресе, затем работал учителем и муллой. Отличался глубоким знанием шариата. В 1955 году обратился к мусульманам края с воззванием, в котором разоблачал колониальную политику царизма в Башкортостане. Он призывал мусульман подняться на священную войну за веру и свободу. Воззвание явилось программой башкирского восстания 1755-1756 годов. В ходе восстания был схвачен, а позднее приговорен. К наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге. Затем был отправлен в Шлиссельбургскую крепость на пожизненное заточение. Поднял бунт, убил 4 охранников и в схватке погиб сам.

Позднее Екатерина II принимая во внимание, что мусульмане Российской Империи недовольны своим положением в 1766 году дает разрешение о постройке каменных мечетей. Так были построены первые мечети в Казани – Апанаевская и мечеть Марджани.

 

Садри Максуди

Садри Максуди — российский, а впоследствии турецкий юрист (татарского происхождения), государственный и общественно-политический деятель.

Родился в семье татарского муллы. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, где в это же время преподавал его старший брат Ахмедхади Максуди. После смерти их отца братья в 1894 году возвращаются в Казань, где Ахмедхади пишет прошение о зачислении своего младшего брата в русскую учительскую школу, которую Садретдин закончил в 1901 году. По совету выдающегося татарского интеллектуала Исмаила Гаспринского отправился во Францию, где в 1901—1906 учился на юридическом факультете Парижского университета, и получил степень кандидата права. В первое время во Франции жил крайне бедно, но впоследствии стал работать корреспондентом парижской газеты и сам читал лекции о мусульманах в России и больше не нуждался.

В 1906 вернулся в Казань. Включился в политическую жизнь, был избран в созданный в ходе 3-го Всеросийского мусульманского съезда (Нижний Новгород, август 1906) ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин». Депутат второй Государственной Думы от Казанской губернии. После роспуска второй думы был избран в Думу третьего созыва. В четвертый созыв Думы не был избран и вернулся в Казань, где занимался адвокатской практикой.

После Февральской революции член Казанского мусульманского комитета (создан 7 марта), член Временного центрального бюро российских мусульман, участвовал в нескольких съездах российских мусульман в Казани. Он выступал в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России.

5 января 1918 года Садри Максуди был избран председателем Милли Идарэ, органа национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Как образно пишет историк Айдар Хабутдинов, он стал отцом современной татарской нации. При Максуди татары образовали единый политический и культурный организм.

После захвата территории Казанской и Уфимской губерний большевиками эмигрировал в Финляндию.

Позднее выехал на Версальскую конференцию и остался во Франции в эмиграции. Преподавал в Сорбонне историю тюрок.

В 1924 году совершил поездку с курсом лекций в молодую Турецкую республику. Был приглашен Ататюрком участвовать в строительстве новой Турции.

Был одним из основателей юридической школы в Анкаре. Много лет преподавал там, а затем в Стамбульском университете. Играл важную роль в создании общества изучения турецкого языка и турецкой истории. Был автором многих трудов по истории и философии права. Трижды был членом турецкого парламента. Также был членом турецкой делегации в Лиге Наций.

Умер в 1957 году. Внучка Садри Максуди, Гонуль Пултар, живет в Турции, доктор филологии, сейчас возглавляет Всемирную лигу татар.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!