Дворец бракосочетаний (Никахлашу сарае)



Чаша дворец бракосочетания - К открытию Универсиады в Казанив 2013 году был построен новый ЗАГС. Чашу или медный татарский казан (котел) напоминает своей формой новый городской ЗАГС. Чаша украшена металлическим барельефом с крылатыми барсами и драконами Зилантами.

Проект здания создан по рисунку скульптора Намдакова. По легенде, название города Казани произошло от слова «казан» - котел. Медный котел символизирует изобилие и плодородие. Именно это пожелание адресовано всем молодоженам, которые решили заключить брак в новом ЗАГСЕ.

 

19. Мост миллениум (Милленниум күпере)

Мост Миллениум — вантовый мост; самый высокий мост в Казани. Пересекает реку Казанку, соединяя улицу Вишневского с проспектом Амирхана и являясь частью Малого Казанского кольца.

Полная длина мостового перехода составляет 1524 метра. Главной особенностью моста является пилон в виде буквы 'М', имеющий более 45 метров в высоту и 64 метров в основании. Под каждой из половинок пилона проходит мостовой переход с тремя автомобильными полосами и изолированным пешеходным тротуаром.

Мост обязан своим названием тысячелетнему юбилею Казани, в канун которого и был сдан. Реализованная в пилоне моста буква 'М' также символизирует тысячелетнюю историю города в связи с тем, что является первой в слове тысячелетие в татарском (Меңъеллык) и латинских (Millennium) языках. Многие горожане называют мост просто 'Миллениум'.

 

20. Пиал а (Кәсә)

История этого элемента столовой посуды уходит своими корнями глубоко в прошлое. Первое упоминание о пиалах датируется I тыс. до н.э., и относится к жизни древних кочевников. Именно из-за кочевого образа жизни изобретателей этой посудины, определилась наиболее удобная форма изделия – округлые чаши складываются особо компактно. Отсутствие ручек обеспечивало удобство в транспортировке, что очень удобно при переездах с одного места на другое. Их изготавливали из самого простого и доступного материала — глины. Это была прочная посуда простой формы без украшений. Кочевники не украшали свою посуду. Форма пиалы была практичной и помогала раскрыть и сохранить уникальный аромат чая. В чайной церемонии стран восходящего солнца участвуют именно пиалы. Данная посуда особенно широко применяется в Средней Азии. Еще во времена Волжской Болгарии и Золотой Орды культуру застолья трудно было представить без чайных пиал. Поэтому татары и по сей день любят пить чай из пиалок.

Если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую пиалу со свежезаваренным чаем. В этом проявлялось теплое татарское гостеприимство.

Конь (Ат)

Главным занятием татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары - кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так: “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Постоянный на коне в лютый мороз и знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

Можно выше сократить и добавить следующее.

Кони исходя из возраста, функциональной значимости называются по разному: акбүзат, юрга, тулпар, тай, колын, алаша, айгыр, алмачуар, күк ат. Скачки на конях являются один из обязательных соревнований в Сабантуе.

22. Тюльпан (Лал ә)

«У каждого народа есть свой символ, наделённый большим значением, у татар – это тюльпан. Цветок является одним из самых популярных элементов татарского орнамента, он встречается в традиционной вышивке, а также в росписи домов и внутреннем убранстве мечетей. Дикорастущий тюльпан – цветок бескрайних среднеазиатских степей, первым просыпается после зимы. Потому татары считали его символом обновления и возрождения. С приходом ислама в Татарстане растительный мотив приобрёл новый сакральный смысл, его стали называть «Цветком Всевышнего», так как в арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. С веками к религиозным значениям добавилось светское толкование: тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям».

23. Очпочмак ( Ө чпочмак )

Очпочмак (треугольник) — татарское национальное блюдо, печёное изделие из дрожжевого, реже пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса, как правило, баранины, гуся или утки и лука. Определяющей особенностью блюда является вовсе не его форма, а способ приготовления, при котором начинка в очпочмак кладётся сырой, в отличие от большинства других подобных изделий.

 

Гармонь (Гармун)

Для татар этот музыкальный инструмент играет особую роль, его влияние на их жизнь в XX столетии прослеживается в каждой детали народного быта. Без гармони в этот период не обходится ни одно событие традиционной жизни – календарное или семейное, ни одно общественное мероприятие; мелодии, наигранные на любимом инструменте, живут в сердцах и умах людей, определяя их коллективное сознание и мировоззрение. Образ гармони, ее изображение и голос отождествляются с национальным татарским колоритом XX века и на протяжении целого столетия служат одной из цементирующих основ татарского сообщества. На протяжении XX столетия у татар гармонная музыка сопровождала все самые значимые общественные и культурные мероприятия, ряд зимних, весенних, летних и осенних календарных праздников, обычаев и обрядов, а также наиболее значимых семейных обрядов

 

25. Белая мечеть в Болгаре ( Ак Мәчет)

Белая мечеть – современная мечеть в Болгаре (Татарстан).

С 2010 года по инициативе первого президента Татарстана Шаймиева в Булгаре началась широкомасштабная реализация программы республиканского Фонда сохранения и развития Булгара и Свияжска «Возрождение», включающая реставрацию, реконструкцию исторических достопримечательностей и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры.

Сооружены новые здания соборной Белой мечети (подобной по стилю мечети Кул-Шариф в Казани, но меньшей размерности), комплекса речного вокзала, гостиницы и экспозиционно-информационного центра музея-заповедника, музея хлеба с мельницей и пекарней, музея ремёсел с кузницей и других объектов.

 

Театр Камала (Камал Театры)

Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала (ТГАТ, Галиәсгәр Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры) – театр в Казани, (Татарстан), на улице Татарстан и одноимённой площади.

Уже в начале 20 века появились первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси (1856-1895). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиасгара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года, так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской группой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для группы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай.

В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский, выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал, Карим Тинчурин, актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская, Касым Шамиль, Мухтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского и писателя Фатиха Амирхана.

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в группе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

27. Мечеть Кул-Шариф ( Кол Шәриф мәчете)

Мечеть Кул-Шариф (Кол Шәриф мәчете) –главная мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005 года); расположена на территории Казанского кремля.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.

Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Это была героическая оборона, так как огромному 150 тысячному войску Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница.

Весь город охватил пожар. Многобашенная мечеть почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Иван Грозный праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возводили красивейший собор Василия Блаженного.

Во время обороны Казани главным руководителем был сеид Кул Шариф. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена.

Татарский народ веками мечтал о восстановлении знаменитой мечети. И вот, наконец, президент республики Татарстан пошел им на встречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года подписал указ о воссоздании мечети.

Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является центром для всех татар мира, одним из национальных образов.

 

28.Башня Сююмбике ( Сөембикә манарасы) 

Башня Сююмбике (Сөембикә манарасы) – дозорная (сторожевая) башня в Казанском кремле.

Башня Сююмбике также относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 2 м.

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII – XVIII веками, некоторые – относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие – и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

29. Мухамадия (Мөхәммәдия)

Мухамадия – Казанское Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия — высшее медресе на территории исторической Старо - Татарской слободы города Казани.

Здание является объектом культурного наследия республиканского значения.

Существует с 1882 года. Основатель — видный татарский религиозный деятель Галимжан Баруди. Одноэтажное кирпичное здание было построено М.И. Галеевым в 1883 г. по проекту архитектора М. Ермолаева. Впоследствии его надстроили вторым и третьем этажами. В 1901 г. к его уже трёхэтажному объёму было пристроено новое трехэтажное кирпичное здание.

На церемонию закладки первого камня в основание нового здания в 1901 г. приехал религиозный лидер Зайнулла Расулев, «духовный король татар».

В 1918 году медресе было разогнано, здание передано организациям. Медресе заново открылось в 1993 году после длительного перерыва. Учредителем выступило Духовное управление мусульман Республики Татарстан. В 1998 году здание медресе было возвращено учебному заведению.

 

30. Шурале ( Шүрәле)

Шурале - антропоморфное мифическое существо татарских сказок, персонификация духа леса. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герой сказки Габдуллы Тукая также обманывает Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

 

Калфак

Калфак — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар, в том числе сохранившийся в женском костюме кряшен. Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Калфак богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

 

32. Казанский кремль (Казан кирмәне)

Казанский кремль (Казан кирмәне) — древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность, официальная резиденция Президента Татарстана. Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

 

33. Татарское чаепитие (Чәй эчү)

«Чәй яны – гаилә җаны» (Чайный стол – душа семьи), – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как к напитку, но и значимость его в застольном ритуале. Это одна из характерных особенностей татарской кухни. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями: коймак (блинчики), кабартма порой заменяет завтрак, обед или ужин. Чай – непременный атрибут встречи гостя, причем любого – званого и незваного. Предметом сервировки чайного стола, кроме чашек, индивидуальных тарелок, сахарницы, молочника, заварного чайника, чайных ложек, является и самовар. До блеска вычищенный, шумящий самовар с заварным чайником на конфорке задает тон приятной беседе, хорошему настроению и всегда украшает стол, как в праздники, так и в будни.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!