Предмет и назначение философии образования.



 

Чем занимается философия образования, каковы ее цели и предмет? Э.Дж. Паувер в книге "Философия образования"56 посвящает ответу на этот вопрос довольно много места. Философия образования, считает Паувер, дает нам основания и убеждения для педагогической деятельности, определяет природу человека, секреты обучения, направление, которому образование должно следовать. Предназначение философии, говорит он в первой главе своей книги, дать решение проблем образования, основывающихся на философском знании: что такое воспитанный (образованный) человек, какова природа личности, каковы результаты и цели воспитания и образования и какие основные средства (программные и методологические) должны быть использованы для достижения этих целей.

       Под термином " education " Паувер понимает в равной мере проблемы воспитания человека как личности, воспитание характера, подготовку человека к участию в общественной жизни, т.е. в некотором роде социологизацию этой личности, обучение человека, профессиональную подготовку и тренинг: сюда же он относит проблемы целеполагания и организации в школьной и просветительской политике как отдельных общественных групп, так и государства в целом.

       Если первоначально (Платон, Ф.Бэкон, Руссо, А.Нейл) философы решали проблемы образования главным образом в форме утопий, то сегодня они действуют или нормативно ("предписательные" цели философии образования) или как исследователи ("аналитические" и собственно "исследовательские" цели). Э.Паувер считает, что философ образования подобен архитектору, который хорошо знает, как построить дом, но не обладает мастерством плотника. Хотя философия образования и является практической (прикладной) наукой, это не означает, что всякая проблема в образовании является философской. Философское знание, говорит Паувер, заключается в первоначальных разработках и универсальных принципах. Чтобы она имела возможность для практического воплощения этих знаний в человеческую деятельность, философы должны обратиться к политике (трудность при этом состоит в приспособлении универсальных деклараций о воспитании и образовании к конкретным социальным обстоятельствам)57.

       Э.Эдель в книге "Интерпретация образования. Наука, идеология, ценности"58 также выходит в своих рассуждениях к проблеме связи философии образования с политикой. Философский анализ образования в данной культуре, считает он, должен включать в себя: анализ места образования, возможностей его развития, внутренних целей, понимание нормативного характера политики образования и более полное соотнесение этой политики с нормативной базой, т.е. определение базиса ценностных суждений и применение базиса в свете средств и техник обучения в настоящий момент. Философия образования, говорит он, должна помочь в прояснении основных идей и ценностей образования, для этого философия долина привлечь к анализу образования материал и методы других наук, например, антропологию, психологию, социологию и т.п.

       Ценностный аспект философии образования особенно подчеркивается А.Берточчи. С его точки зрения фундаментальная проблема философии образования - вскрытие взаимоотношения между нашими ценностями (и образовательными, и необразовательными) и тем, что является не-ценностью, т.е. опытом жизни человека. Симфонизация, согласованность, согласность ценностей, а не их смешение и хаос - вот достойная проблема философа, исследующего проблемы образования. Берточчи уверен, что отыскивание такой симфонизации невозможно вне принятия важности религиозных ценностей в философской ориентации.

       Здесь нужно заметить, что проблемы философии образования, действительно, не могут обсуждаться только в интеллектуальном ключе, философия образования - гуманитарная дисциплина со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, это не просто мышление (философское, аксиологическое, междисциплинарное), но и особая форма жизни (ответственность за жизнь, вера, понимание других форм жизни), особое духовное переживание и напряжение. Философия образования - это и рефлексия школы, образования и напряженное переживание проблем образования, желание разрешить кризис образования. Мы думаем, что философия образования должна учесть кризис современного образования и требования к образованию, особенности современной культурной ситуации (глубокий кризис нашей культуры и формирование альтернативных очагов культуры). Причем учесть не монологически и догматически, а, напротив, включив в свои теоретические построения и осмысления (культуры, образования, человека) противоположные точки зрения и частичные, дисциплинарные подходы. Например, Жан Буто писал, что если понимать философию как междисциплинарную науку, осуществляющую синтез разных подходов, она могла бы быть полезной педагогике, подсказав ей синтез разных подходов к понятию личности. Только философия могла бы пресечь экспансию одного из этих подходов в ущерб другим59.

       Но, пожалуй, наиболее обстоятельно и современно предмет философии образования обсуждают в своей книге А.Огурцов и В.Платонов. Я бы в их работе выделил следующие основные трактовки.

- Философия образования как область совместных усилий философов и педагогов, как общие исследовательские программы (выше мы ссылались на эту точку зрения).

- Философия образования как прикладная философия, как прямая реализация в педагогике философских представлений о познании, науке, человеке, образовании. «Интерпретация философии образования как прикладной области общей философии, - пишут А.Огурцов и В.Платонов, - была характерна для начала ХХ века (например, у П.Наторпа, а у нас – у С.И.Гессена) и принципиально отвергнута современной специализированной философией образования». «Другая группа философов полагает, что философия образования есть, по сути дела, приложение философии к педагогике. Такова позиция П.Г.Щедровицкого». Обсуждая отношения между педагогической и философской антропологией, образующей одну из главных концепций философии образования, авторы замечают, что «педагогическая антропология представляет собой перенос способов трактовки человека в философской антропологии на педагогику (наиболее последовательным представителем этой позиции является О.Больнов)»60.

- Философия образования как область частной методологии, назначение которой обслуживать педагогику и образование. «В 1954 году, - пишут А.Огурцов и В.Платонов, - в журнале «Harward educational Review» проводилась дискуссия по философии образования, в процессе которой большинство согласилось, что философия имеет отношение к образованию, с одной стороны, аналитическую или критическую функцию, а с другой – синтетическую или конструктивную, подчеркнув, что последняя не должна заслонять первую». «Концепции философии образования в их взаимодействии образуют особую исследовательскую область, в которой разрабатываются… методологии познания и ценностного осмысления образования (взаимодействия различного типа наук, вненаучного опыта и ценностей); методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности в образовании (педагогической, управленческой и т. п.)». В ходе этой критики педагогической антропологии и антропологии вообще с середины 70-х годов «проблема сместилась в иную, гораздо более перспективную область – предметом размышлений стали условия возможности антропологического подхода в педагогике и границы такого подхода» «Свою точку зрения Больнов проводил весьма четко – для него антропология есть скорее методология, чем теоретическо-философская система»61.

Эту трактовку я отношу к методологической, поскольку, как показано в моей книге «Методология: становление и современное состояние» обе указанные функции – критико-аналитическая и проектно-конструктивная, а также анализ «рефлексивных содержаний», к числу которых относится и обсуждение условий мыслимости каких-то явлений, характерно как раз для методологического подхода62. Возможно, Огурцов и Платонов, как и многие философы, включают методологию в философию, но я показываю, что во второй половине ХХ века методология выделяется из философии и обособляется как самостоятельная дисциплина.  

       - Философия образования как основание (обоснование) педагогикии образования. «В философии образования, - пишут А.Огурцов и В.Платонов, - усматривали способ мысли, который даст возможность преодолеть разноречие в педагогических теориях и концепциях, подвергнуть критическому анализу исходные принципы и предположения различных педагогических теорий, выявить фундамент теоретического знания в педагогике, найти те предельные основания, которые могут послужить почвой для консенсуса в сообществе педагогов» (как мы видим, помимо взгляда на философию образования как основания здесь проводится еще одна – это условие, создание общего языка для понимания, консенсуса разных подходов; впрочем, эту задачу тоже можно отнести к обоснованию). «Концепции философии образования в их взаимодействии образуют особую исследовательскую область, в которой разрабатываются исходные основания общей системы образовательного знания…». «Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Это достаточно общее определение задач и цели педагогической антропологии конкретизуется представителями этого течения внутри философии образования в различных направлениях. Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики. Другие усматривают ее основную задачу в развертывании теории и генезиса личности. Третьи считают педагогическую антропологию частной областью наук об образовании. Четвертые видят в ней науку о междисциплинарном поле коммуникаций, в которые вступает человек и которые являются предметом различных наук, объединяемых ею»63.

       Как мы видим, обоснование и основания отдельными авторами понимаются по-разному, но вряд ли мы сильно ошибемся, если свяжем эту трактовку с идеей онтологического осмысления педагогики и образования в рамках классического философского мышления.

       - Философия образования как включенное в само образование осмысление педагогического опыта и образовательной практики. Анализируя две разных позиции в философии образования, авторы книги «Образы образования» пишут следующее. «Одна из них – позиция трансцендентализма - связана с проведением дистанции между философским сознанием и действительностью, делая акцент на процедуру отстраненной рефлексии о процессах и системе образования, допуская однородность интеллектуального пространства и выдвигая идеалы и нормы образования как сферы долженствования в противовес реальной системе образования. Другая – имманентная позиция, при которой философское сознание вплетено в акты образования, образование осуществляется в самой жизни, а акцент делается на процедурах вживания, понимания, интерпретации, включенной в педагогическое отношение. Если первую позицию можно назвать позицией, «сознания-о-мире образования», то вторую – позицией «сознания-в-жизни образования». «На самом деле разработка отправных идей философии образования происходит «не так, что философское размышление дает основания, которые затем будут определять воспитательное исследование, но скорее наоборот: все новые эмпирические данные о конкретной воспитательной жизни, все новые соразмерения с изменяющимися духовными и общественными условиями определенного времени требуют все нового, модифицированного размышления, которое затем освещает специальное исследование»64.  

       - Философия образования как учение или наука о воспитании, образовании и человеке. «Плодом и целью всякой истинной философии, - писал Дильтей, – является педагогика в широком понимании, учение об образовании человека». Для Г.Рота, - отмечают А.Огурцов и В.Платонов, - педагогическая антропология интегративная эмпирическая научная дисциплина. Основываясь на эмпирических данных о человеке, она разрабатывает теории и гипотезы относительно этой исследовательской области». «Это другой полюс, полюс сциентистский, подчеркивающий, что педагогическая антропология как наука ничем не отличается от остальных наук и что она может быть построена методами эмпирических наук. Конечно, здесь имеется различие между теми, кто прямо ориентируется на методы естественных наук и мыслит натуралистически, и теми, кто стремится понять ее как социальную науку, широко использующую эмпирические методы»65.

       - Философия образования как комплекс перечисленных характеристик. Как правило, такая трактовка дается в целях определения или в энциклопедических целях. Например, авторы «Образы образования» открывают книгу следующим определением. «Философия образования – исследовательская область образовательного знания на его стыке с философией, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, их цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем»66.

       Для выработки собственного представления о предмете философии образования, большое значение имеют тенденции, которые А.Огурцов и В.Платонов выделяют в истории этого движения мысли. При этом они обсуждают принципиальные отношения, имеющие место (а также возможные) между философским познанием (дискурсом) и современной педагогикой. Ведь только поняв эти отношения, можно правильно выстроить философию образования и оценить разные ее направления. Из анализируемых авторами наиболее важные, на мой взгляд, выступают четыре основные тенденции: 1) преодоление оппозиции «эмпирико-аналитических» и «гуманитарных» направлений (по моей типологии наук первое направление реализует «естественно-научный подход», а второе – «гуманитарный»67); 2) сближение подхода, трактующего человека как автономное существо, с подходом, рассматривающим социокультурные факторы и условия безотносительно к человеку; 3) формирование особого направления философии образования (педагогической и философской антропологии), представители которого заявили совершенно новую и весьма перспективную программу философии образования, наконец, 4) выход на новое видение и понимание человека и самого образования. 

           


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!