ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ МЕДИЦИНСКИХ ТАНТР
Что касается того, как возникли основные четыре медицинских текста, то в самые древние времена в наш мир сошел Будда Врачевания и проявил двенадцать деяний будды, включая обретение просветления и проповедь ученикам. Он предсказал, что в будущем в Индии ради своих учеников явится четвертый будда, Будда Шакьямуни, в облике Будды врачевания.
Позднее, когда Будда Шакьямуни явил себя как Будда Врачевания, из его сердца вышел Акшобхья; из макушки —Вайрочана; из горла — Амитабха, который попросил дать учение; из пупка — Ратнасамбхава; а из тайного места - Амогхасиддхи. Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава и Амо-гхасиддхи проповедовали четыре медицинские тантры; однако же в действительности эти учения раскрыл сам Будда Врачевания, принявший облик этих будд четырех семейств. «Коренной тантре» учил Акшобхья, «Объяснительной тантре» — Вайрочана, «Тантре устных наставлений» — Ратнасамбхава и «Последней тантре» — Амогхасиддхи. Амитабха, который являет собой сущность различающей мудрости, просил о даровании каждого из этих учений. То есть Будда Врачевания сначала излучил из себя Амитабху, который попросил его дать учение. В ответ на эту просьбу были явлены остальные четыре будды, после чего они дали соответствующие учения. Как и в Гухьясамаджа-тантре, здесь вопрошающий и отвечающий — одно и то же существо.
СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТАНТР
«Коренная тантра» состоит из шести разделов, причем главной начальной темой является здоровое тело.9 Оно называется обычным неизмененным телом, и это подразумевает, что три жизненных начала — «ветер», «желчь» и «слизь» — не выступают в качестве непосредственных причин болезней. Тем не менее, болезнь всегда естественным образом присутствует в дремлющей форме; просто не наступили обстоятельства, способствующие ее проявлению. Следовательно, три жизненных начала находятся в состоянии равновесия, которое еще не нарушено.
|
|
Важно помнить, что три жизненных начала имеются у всех живых существ, выступая в качестве факторов, поддерживающих доброе здоровье, когда их равновесие не нарушено, и в качестве причин болезней, когда их равновесие
нарушилось. Таким образом, они действуют двояко: одни и те же три начала в состоянии равновесия осуществляют жизнедеятельность здорового тела, помогая сохранять хорошее самочувствие, а в случае нарушения их равновесия превращаются в причины телесных и душевных болезней.
В разделе о здоровом теле в «Коренной тантре» речь идет главным образом об этих трех жизненных началах, в каждом из которых имеется пять разновидностей, а также о функциях всех пятнадцати разновидностей. Это самая важная тема в тибетской медицине. В этом же разделе даются объяснения о деятельности пяти «ветров», пяти «желчей» и пяти «слизей», когда, находясь в неуравновешенном состоянии, они вызывают недуг. В «Коренной тантре» также кратко говорится о симптомах болезней и методах исцеления, а также кратко упоминаются вопросы, подробно обсуждаемые в других трех тантрах.
|
|
Первые семь глав второго текста, «Объяснительной тантры», посвящены формированию эмбриона, развитию плода, рождению и дальнейшим этапам существования организма вплоть до его смерти. В них также рассматривается функционирование пяти видов «ветра», «желчи» и «слизи», которые находятся в равновесии и обеспечивают сохранение здоровья, — как они действуют в отдельности и каковы их общие качества. Эти семь глав завершаются описанием процесса и признаков смерти, наступающей как вследствие болезни, так и по другим причинам.
В следующих трех главах рассматриваются причины, условия и классификация болезней. Условия — это те факторы, из-за которых причина проявляется в виде той или иной болезни. Это означает, что, несмотря на наличие причины, если нет условий, болезнь не проявится. Затем дается подробная классификация болезней, которая завершается описанием характерных черт разных типов болезни.
|
|
В следующих главах дается описание вкуса различных дарственных ингредиентов, их силы и воздействия после переваривания. Вкус ингредиентов лекарств является важным показателем их способности противостоять болезням. После обсуждения силы ингредиентов с точки зрения их вкуса в этих главах дается подробное описание того, как действуют лекарства с различным вкусом и силой. В конце говорится о силе лекарств, проявляющейся после переваривания, каким образом они действуют после завершения процесса пищеварения. Действие лекарственных препаратов несколько отличается в период до переваривания, во время процесса пищеварения, а затем после переваривания, когда они усваиваются организмом.
После этого следует обсуждение лечения с точки зрения питания и образа жизни, причем эти факторы считаются жизненно важными как для поддержания доброго здоровья, так и для увеличения продолжительности жизни. Говоря о питании, указывают, каким образом следует принимать пищу, каково должно быть ее количество и что значит неправильное питание. Затем идут главы об образе жизни: о повседневном поведении, о поведении в зависимости от условий, например от времени года, и о постоянных правилах поведения.
|
|
Затем имеется раздел о методах продления жизни: как сохранять здоровье, поддерживая равновесие жизненных начал и тем самым избегая болезней. Есть также раздел о методах, используемых для лечения различных видов нарушений, и, наконец, последний раздел посвящен нравственным принципам, которых должен придерживаться врач, занимаясь своей профессиональной деятельностью. В нем говорится о врачебном долге, о том, как врач должен относиться к пациентам, и т. д. Всего в «Объяснительной тантре» тридцать глав. Третий текст, «Тантра устных наставлений» состоит из пятнадцати основных разделов, разбитых на девяносто две главы. Здесь рассматривается сто одна болезнь, связанная с нарушением равновесия «ветра», «желчи» и «слизи»: причины и условия каждого из этих нарушений, симптомы, лечение, заключающееся в соблюдении предписываемой для данного нарушения диеты и правил поведения, а также лекарственные средства, назначаемые в том случае, когда не удается добиться выздоровления одним лишь соблюдением диеты и правильного поведения. В конце обсуждаются дополнительные методы лечения, используемые, если лекарственные средства не дают нужного эффекта.
«Последняя тантра» состоит из четырех разделов, разбитых на двадцать пять глав. В первом разделе рассматривается диагностика, причем в первых двух главах описываются урино- и пульсодиагностика. Второй раздел посвящен приготовлению лекарств — пилюль, порошков, сиропов, высушенных препаратов, лечебных масел и т. д. — с объяснением их природы, силы и других особенностей. После чего идет третий раздел, в котором обсуждаются успокаивающие, или облегчающие, лекарства — слабительные и рвотные, — а затем такие виды лекарств, которые действительно устраняют или полностью побеждают болезни. Последним идет раздел, посвященный дополнительной терапии в мягкой и жесткой форме, которую применяют, если прописанные первоначально лекарства на основе трав не помогают, а также как профилактическое средство. Сюда относится прижигание, акупунктура, хирургия и т. п.
Таково краткое содержание четырех основополагающих текстов по медицине. Ниже мы обсудим соответствующие разделы и главы несколько более подробно.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БОЛЕЗНЕЙ
Что же самое главное во всех этих многочисленных темах? В основе всякой болезни лежит неведение — именно в нем коренятся суть и причина всех болезней. От неведения проистекает омраченность, из-за которой мы не осознаём ошибочности ущербных состояний ума и вместо того порождаем в себе желание, приводящее ко множеству неблагих дел и накапливанию дурной кармы. Точно так же омраченность приводит и к ненависти, выражающейся, например, в грубых словах, оскорблениях и нападках на других людей. Подобным же образом зависть порождает бессмысленное соперничество, а гордость побуждает нас смотреть на других свысока.
Короче говоря, три основные пагубные эмоции, называемые тремя ядами, — это желание, ненависть и омрачен-ность. От омраченности, качества которой — тяжесть, тупость и мутность, проистекают болезни «слизи», ведь «слизь» тяжелая и вязкая. От желания, природа которого состоит в склонности ума увлекаться, возникают все виды болезней «ветра», ведь природа «ветра» — легкость и подвижность. Поэтому желание порождает болезни «ветра». Ненависть сродни огню; от нее происходят болезни «желчи», а также болезни «крови-желчи».
Корень всего этого — безначальное неведение. Его сила удерживает нас в круге бытия, в бесконечном круговороте рождения, старения, болезней и смерти. Неведение следует за нами, будто тень, а потому, даже если мы думаем, что для болезни нет никаких причин, даже если считаем, что совершенно здоровы, в действительности у нас с безначальных времен присутствует главная причина болезни.
Часть первая
ТЕЛО
Рис. 2. Центральная часть древа медицины, корень тела
КОРЕНЬ ТЕЛА
2 ствола, 12 ветвей, 88 листьев, 2 цветка, 3 плода.
Ствол здорового тела
Ветвь жизненных начал:
1) «ветер», поддерживающий жизнь;
2) восходящий «ветер»;
3) всепроникающий «ветер»;
4) «ветер», сопровождающий огонь;
5) «ветер», опорожняющий вниз;
6) пищеварительная желчь;
7) «желчь», придающая цвет;
8) определяющая «желчь»;
9) зрительная «желчь»;
10) «желчь», придающая лоск коже;
11) поддерживающая «слизь»;
12) расщепляющая «слизь»;
13) ощущающая «слизь»;
14) удовлетворяющая «слизь»;
15) соединяющая «слизь».
Ветвь телесных составляющих:
1) питательный сок;
2) кровь;
3) мышцы;
4) жир;
5) кости;
6) костный мозг;
7) воспроизводящая жидкость.
Ветвь продуктов выделения:
1) кал;
2) моча;
3) пот.
Два цветка:
1) свобода от болезней;
2) долгая жизнь.
Три плода:
1) религиозная практика;
2) благосостояние;
3) счастье.
Ствол больного тела
Ветвь причины:
1) желание (павлин);
2) ненависть (змея);
3) омраченность (свинья).
Ветвь условий:
1) время / время года;
2) духи;
3) питание;
4) образ жизни.
Ветвь вторжения:
1) кожа;
2) мышцы;
3) сосуды;
4) кости;
5) жизненно важные (плотные) органы;
6) полые органы.
Ветвь местоположения:
1) мозг (верх тела);
2) диафрагма (середина тела);
3) бедра, основание позвоночника (низ тела).
5. Ветвь путей распространения болезни:
Болезни «ветра»:
1) кости;
2) уши;
3) кожа;
4) сердце, канал жизни;
5) толстый кишечник.
Болезни «желчи»:
6) кровь;
7) пот;
8) глаза;
9) печень;
10) желчный пузырь и тонкий кишечник.
Болезни «слизи»:
11) питательный сок;
12) кал, моча;
13) легкие, селезенка и почки;
14) желудок, мочевой пузырь;
15) нос, язык.
Ветвь времени возникновения:
1) старость;
2) зрелость;
3) детство;
4) холод (ветер);
5) сухость (жар);
6) влажность;
7) лето (сезон дождей);
8) осень;
9) весна.
Ветвь смертельного исхода:
1) исчерпание срока жизни, карма, заслуги;
2) болезнь, ухудшающаяся несмотря на лекарства;
3) неэффективность диеты, правильного поведения, лекарств, дополнительной терапии;
4) ранение жизненно важных органов;
5) разрыв непрерывного течения «ветра» в центральном канале;
6) неизлечимые болезни жара;
7) неизлечимые болезни холода;
8) невосприимчивость телесных составляющих к лекарствам;
9) жизненная сила похищена духами.
Ветвь побочных эффектов:
1) увеличение «желчи» вследствие облегчения болезни «ветра»;
2) увеличение «слизи» вследствие облегчения болезни «ветра»;
3) увеличение «желчи» вследствие безуспешного лечения «ветра»;
4) увеличение «слизи» вследствие безуспешного лечения «ветра»;
5) увеличение «ветра» вследствие облегчения болезни «желчи»;
6) увеличение «слизи» вследствие облегчения болезни «желчи»;
7) увеличение «ветра» вследствие безуспешного лечения «желчи»;
8) увеличение «слизи» вследствие безуспешного лечения «желчи»;
9) увеличение «ветра» вследствие облегчения болезни «слизи»;
10) увеличение «желчи» вследствие облегчения болезни «слизи»;
11) увеличение «ветра» вследствие безуспешного лечения «слизи»;
12) увеличение «желчи» вследствие безуспешного лечения «слизи».
Ветвь обобщения:
1) холод («ветер», «слизь»);
2) жар (кровь, «желчь»).
III
ОБРАЗ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕЛА
Выше упоминалось, что «Четыре тантры», являющиеся основными руководствами тибетской медицины, изучают с помощью наглядных пособий в виде деревьев, называемых «Изображение древ медицины». 10 Имеется три корня, от которых произрастают девять стволов с сорока двумя ветвями, на которых имеется двести двадцать четыре листа, а также два цветка и три плода.
Первый из трех корней называется «образ существования тела» 11. Он расходится на два ствола, причем первый называется стволом здорового тела, пребывающего в нормальном, уравновешенном состоянии, а второй ствол — нездорового тела, или больного тела, пребывающего в неуравновешенном состоянии. 12
Обычно при объяснении этих древ все три корня объединяют вместе, затем идут объяснения всех девяти стволов, потом — сорока двух ветвей, двухсот двадцати четырех листов и, наконец, двух цветков и трех плодов. Однако для лучшего понимания я буду объяснять отдельно каждый корень с соответствующими ему стволами, ветвями и листьями, сначала кратко, а затем более подробно. Тогда вам будет легче понять основополагающий принцип тибетской медицины.
ЗДОРОВОЕ ТЕЛО
Первый корень, образ существования тела, имеет два ствола: ствол здорового тела и ствол больного тела. У ствола здорового тела три ветви: жизненные начала, телесные составляющие и продукты выделения.
Жизненные начала
У ветви жизненных начал здорового тела три побега: «ветер», «желчь» и «слизь». В здоровом теле три жизненных начала — «ветер», «желчь и «слизь» — уравновешены и как таковые не способствуют возникновению болезни. Ведь находясь в состоянии равновесия, эти три начала поддерживают и укрепляют здоровье. Но как только равновесие нарушается, они становятся причинами заболеваний. Здесь же, в качестве ветви ствола здорового тела, они находятся в состоянии равновесия.
«Ветер» бывает пяти видов: «ветер», поддерживающий жизнь; восходящий «ветер»; всепроникающий «ветер» (существующий во всех частях тела); «ветер», сопровождающий огонь (или пищеварительный «ветер»), и «ветер», опорожняющий вниз. 13 Таковы пять главных видов «ветра», или энергетических потоков, имеющихся в теле.
«Желчь» тоже бывает пяти видов: пищеварительная желчь; «желчь», придающая цвет; определяющая «желчь»; зрительная «желчь» (которая позволяет видеть); и «желчь», придающая лоск.
Есть и пять видов «слизи»: поддерживающая «слизь»; расщепляющая «слизь»; ощущающая «слизь» (ощущающая вкус); удовлетворяющая «слизь»; и соединяющая «слизь».
Эти пятнадцать видов жизненных начал присутствуют в каждом живом существе; они служат факторами, благодаря которым организм функционирует, — питают тело и позволяют ему осуществлять разнообразную деятельность в зависимости от требований. Хотя, по сути, каждое живое существо больно в силу одного лишь факта наличия у него неведения, болезни не проявляются, если пятнадцать видов жизненных начал находятся в равновесии. Если же их равновесие нарушается, то одни из них увеличиваются, а другие
уменьшаются, вследствие чего проявляется болезнь. Эти жизненные начала — пятнадцать листьев ветви жизненных начал, отходящей от ствола здорового тела.
Телесные составляющие
Следующая ветвь ствола здорового тела называется ветвью телесных составляющих, а ее листья — это семь видов физических основ, из которых складывается тело: питательный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и воспроизводящая жидкость. Каждая из этих составляющих служит источником той составляющей, которая следует за ней. Говоря в общих чертах, перевариваемая пища разделяется на очищенную и неочищенную часть, причем очищенная часть и есть питательный сок. Он поступает в печень, где превращается в кровь. Кровь в свою очередь производит мышцы, которые порождают жир, а тот превращается в кости, дающие костный мозг — исходный материал для воспроизводящей жидкости. В ходе полного процесса пищеварения разделение на очищенную и неочищенную части происходит неоднократно.
Продукты выделения
На третьей ветви ствола здорового тела, ветви продуктов выделения, имеется три листа: кал, моча и пот. В тексте подробно объясняется, как они вырабатываются.
Таким образом, на первом стволе произрастает двадцать пять листьев: пятнадцать листьев на ветви жизненных начал, семь листьев на ветви телесных составляющих и три листа на ветви продуктов выделения. Для каждого из них требуются подробные объяснения, теперь же я только сообщаю их названия.
Если тело свободно от болезней и пользуется долголетием, можно обрести три плода доброго здоровья: успешную религиозную практику, благосостояние и счастье. Таким образом, два цветка — свобода от болезней и долголетие, — созревая, приносят эти три плода.
НЕЗДОРОВОЕ ТЕЛО
Второй ствол, отходящий от корня тела, это тело, пораженное болезнью. Он имеет девять ветвей. Первая — это ветвь причины. Вторая — ветвь условий, причем условия — это факторы, способствующие созреванию причины или проявлению ее как болезни.
Третья ветвь, ветвь вторжения, — это стадии, через которые болезнь развивается и распространяется по различным частям тела, когда условия способствуют созреванию причины. Войдя в тело через эти различные входы, болезнь затем локализуется в определенных областях; таким образом, четвертая ветвь — это ветвь локализации, или местопребывания, болезни, где она поселяется после внедрения в тело. Здесь подробно описывается локализация болезней с преобладанием «ветра», «желчи» или «слизи».
Пятая ветвь — это пути, по которым распространяются болезни «ветра», «желчи» и «слизи», затрагивая семь телесных составляющих и органы, упомянутые выше. Локализовавшись в определенной области, болезнь распространяется по этим путям.
Шестая ветвь — ветвь времени возникновения. Здесь имеется в виду то, каким образом конкретные факторы возраста, времени года, времени суток и местности способствуют развитию соответствующих нарушений жизненных начал.
Седьмая — ветвь смертельного исхода; здесь имеются в виду девять категорий неизлечимых случаев.
Восьмая ветвь — ветвь побочных эффектов, являющихся следствием лечения. Например, в качестве побочного эффекта лечения болезни «ветра» может возникнуть болезнь «желчи» или же лечение болезни «желчи» может способствовать появлению болезни «ветра».
И, наконец, девятая ветвь — это обобщение: в конечном счете, все болезни можно подвести под две категории — болезни холода и болезни жара.
Таковы основные пункты тибетской медицины, касающиеся этиологии, или причин возникновения болезней. Теперь перечислим листья на каждой из девяти ветвей ствола больного тела.
Причины
Первая из девяти ветвей ствола больного тела — ветвь причины. На ней три листа: желание, ненависть и омраченность, вызывающие, соответственно, болезни «ветра», «желчи» и «слизи».
Все существа на нашей планете, и люди, и животные, хотят счастья и не хотят болезней и страдания в какой бы то ни было форме. Однако же мы не знаем, как обрести причины счастья, и не знаем, как избавиться от причин страдания. Нам кажется, что мы прилагаем огромные усилия, дабы достичь счастья и избежать страданий, но вместо того мы чаще всего достигаем совершенно противоположного тому, чего добиваемся, — причиняем себе еще больше страданий и уменьшаем то счастье, которое у нас есть.
За всем этим стоит могучая сила наших прежних действий, совершённых под влиянием пагубных эмоций: желания, ненависти и омраченности. Так что, задаваясь вопросом об источнике болезней, мы обнаруживаем, что существует незримая сила, которую нельзя устранить какими-то внешними средствами, будь то лекарства или уколы. Эта сила — карма: наши прежние действия и те склонности, которые они запечатлели в нашем сознании. Корень неблагоприятной кармы, в свою очередь, кроется в трех ядах ума: желании, ненависти и неведении. Таким образом, корнем всех болезней являются те же самые пагубные эмоции — желание, ненависть и неведение.
Если вы сможете противостоять этим пагубным эмоциям, то болезнь пойдет на убыль. Вы станете более умиротворенными — спадут все ваши напряженности. Например, многие отмечают, насколько жизнерадостны большинство тибетцев, несмотря на крайне тяжелые обстоятельства: разлука с родиной, потеря родных и т. п. Это объясняется складом их ума.
Полезно проанализировать причину болезни — как она возникает. Как я уже упоминал выше, необходимо понять, что неведение относительно истинного состояния каждого живого существа и внешних явлений поневоле приводит нас к желанию, а затем, шаг за шагом, — к ненависти, гордости, зависти, злословию и т. д. Все это — источники болезни.
Считается, что от желания проистекают болезни «ветра». Как это понимать? Прежде всего, из-за власти неведения мы покорно, будто бык, которого ведут за кольцо в носу, приходим к желанию: хотим то одного, то другого, нуждаемся то в этом, то в том. Но ведь достичь исполнения всех этих желаний невозможно, и большей частью их нельзя удовлетворить немедленно. Когда мужчина или женщина хочет, чтобы кто-то стал их партнером, то для этого недостаточно одного их желания, поскольку нужна взаимность. Даже если говорить о материальных вещах, и то зачастую у нас нет возможности их заполучить. Мы прибегаем ко всяческим ухищрениям, чтобы добиться желаемого, но часто нам это не удается. Не достигнув того, чего хотим, мы слишком много думаем об этом и тем самым тревожим свой ум. Это влечет за собой всевозможные нарушения «ветра». Следовательно, именно желание приводит к болезням «ветра».
Точно так же ненависть способствует увеличению «желчи». Вследствие гордости мы часто предъявляем чрезмерные претензии, что увеличивает кровь и «желчь». Подобные действия, обусловленные ненавистью, которая по природе характеризуется повышенным жаром, влекут за собой болезни «желчи», также по природе горячие.
Болезни же «слизи» происходят от омраченности. Омраченность — это невежество относительно своих недостатков, относительно того, что позволительно делать и что непозволительно; эта омраченность приводит нас к различным неуместным действиям. Омраченность, подразумевающая вялость ума, влечет за собой соответствующие болезни «слизи».
Условия
Вторая ветвь ствола больного тела — это ветвь условий, имеющая четыре листа. Первый лист — время, например влияние времени года, способствующее тому, что причины — «ветер», «желчь» и «слизь» — созревают, давая начало болезням. Если питание или образ жизни человека противоположны рекомендуемым для данного времени года — например, он ест слишком много или слишком мало или же одевается слишком тепло летом и слишком легко зимой, — может развиться болезнь. Кроме того, если в какое-то время года пациент принимает слишком большое или слишком малое количество лекарственных средств, в связи с переменой погоды или неподходящие для данного сезона лекарственные средства, то это может послужить фактором, способствующим созреванию уже имеющейся причины. В текстах подробно описывается питание, образ жизни и лекарственные средства для каждого сезона.
Следующий лист на ветви условий — это духи, которые внезапно воздействуют на три жизненных начала, вызывая в них нарушения, принимающие форму болезни. Такие болезни называются внезапными, потому что с этими духами, которых бывает множество разновидностей, сталкиваются, например, переехав из одного места в другое. Поскольку они невидимы, их очень трудно опознать.
Третий лист — это неправильное питание. Если вы не понимаете, какое питание требуется вашему организму, то неправильное питание может стать условием, вызывающим проявление болезни. Например, если после пребывания на солнце и принятия крепкого напитка есть пищу, дающую много тепла, скажем, говядину или баранину, то может развиться болезнь.
Четвертый, и последний, лист на ветви условий — это неправильный образ жизни. Например, если человек носит меховую одежду летом, когда и так жарко, это может стать условием, способствующим возникновению болезни.
Вторжение
Ветвь вторжения обозначает те области, через которые болезни входят в организм, когда присутствие воздействующих факторов активизирует причины. Она несет шесть листьев. Первый — это пребывание и распространение болезни в коже, затем она развивается в мышцах, движется по телесным каналам, поражает кости и проникает в плотные или полые органы. Таковы шесть последовательных стадий заболевания, когда условия ухудшают состояние жизненных начал, но такая последовательность не всегда встречается при всех видах болезней.
Местоположение
У ветви местоположения, или локализации, есть три листа, соответствующих верхней, средней и нижней части тела, которые здесь называются мозгом, диафрагмой и бедрами. К верхней части относится область головы, где преимущественно локализуется «слизь»; к средней части — верхняя часть брюшной области, где преимущественно локализуется «желчь»; к нижней части — тазовая область, где преимущественно локализуется «ветер».
Пути распространения болезни
Затем идет ветвь путей, имеющая пятнадцать листьев. Они указывают, в каком направлении распространяются болезни трех жизненных начал с точки зрения пяти категорий: семи телесных составляющих, пяти органов чувств, трех продуктов выделения, пяти плотных органов и шести полых органов. Преобладающие пути, по которым устремляются болезни «ветра», следующие:
1) кости, относящиеся к категории телесных составляющих;
2) уши, относящиеся к категории органов чувств;
3) пот, относящийся к категории продуктов выделения;
4) сердце, относящееся к категории плотных (жизненно важных) органов;
5) толстый и тонкий кишечник, относящиеся к категории полых органов.
Куда устремляются в первую очередь болезни «желчи»
1) кровь, относящаяся к категории телесных составляющих;
2) пот, относящийся к категории продуктов выделения;
3) глаза, относящиеся к категории органов чувств;
4) печень, относящаяся к категории плотных органов
5) желчный пузырь и тонкий кишечник, относящиеся к категории полых органов.
Куда устремляются главным образом болезни «слизи»:
1) питательный сок, мышцы, жир, костный мозг и воспроизводящая жидкость, относящиеся к категории телесных составляющих;
2) нос и язык, относящиеся к категории органов чувств;
3) кал и моча, относящиеся к категории продуктов выделения;
4) легкие, селезенка и почки, относящиеся к категории плотных органов;
5) желудок и мочевой пузырь, относящиеся к категории полых органов.
Время возникновения
Шестая из девяти ветвей ствола больного тела — ветвь времени возникновения болезни. Здесь имеется в виду время, когда болезнь, пройдя по этим путям, возникает и постепенно проявляется. На этой ветви девять листьев. Это естественные факторы, способствующие усилению тех или иных жизненных начал. Первые три листа: старость, зрелость и детство — относятся к группе возраста. Преобладание «ветра» характерно для пожилых людей, а также для физически ослабленных, поэтому первый лист называется «старость», что подразумевает преобладание «ветра».
Преобладание «желчи» характерно для людей зрелого возраста, на что указывает тот факт, что обычно люди зрелого возраста более активны, агрессивны и самоуверенны. Поэтому второй лист называется «зрелость», что подразумевает преобладание «желчи».
«Слизь» преобладает у маленьких детей, которые в силу своего возраста физически слабы. Поэтому третий лист — это «детство», что подразумевает преобладание «слизи». В течение этих трех периодов жизни существует большая опасность болезней, связанных с жизненным началом, преобладающим в данном возрасте: болезней «ветра» в старости, болезней «желчи» в зрелые годы и болезней «слизи» в детстве.
Затем идут три листа, обозначающих, каким образом место жительства — характер местности, где живет человек, — способствует преобладанию того или иного жизненного начала. Местность, расположенная на большой высоте над уровнем моря и холодная, где дуют холодные ветры, способствует увеличению «ветра» в организме живущих там людей. В сухой и жаркой местности естественным образом увеличивается «желчь». В низменной, влажной местности естественным образом возрастает «слизь».
Последние три листа на ветви времени возникновения относятся к сезонным и временным факторам, благоприятствующим увеличению того или иного жизненного начала. Болезни «ветра» обычно возникают или усугубляются — если говорить о времени суток — на рассвете и ранним вечером; и признаком наличия у человека болезни «ветра» является ухудшение его состояния на рассвете и ранним вечером. Если говорить о времени года, расстройства «ветра» возникают преимущественно во время сезона дождей. Симптомы расстройства «желчи» проявляются большей частью в середине дня и в полночь. Время года, способствующее расстройствам «желчи», — осень. Расстройства «слизи» бывают преимущественно весной, а их симптомы сильнее проявляются ранним утром и в сумерках.
Смертельный исход
Следующая ветвь — это ветвь исхода, имеющая девять листьев. Она относится к таким критическим ситуациям, когда с самого начала пациент должен прибегнуть к религиозным практикам, чтобы накопить заслуги и очистить дурные деяния, потому что, раз уж была накоплена дурная карма, которая сокращает жизнь, и поскольку она начинает созревать, то ее нельзя преодолеть только такими материальными средствами, как лекарства.
Для поддержания физической жизни требуется три причины: продолжительность жизни, определяемая прежними деяниями, заслуги и благая карма, причем эти три фактора действуют сообща. Жизнь нельзя продлить одним лишь хорошим питанием и правильным образом жизни: будь это так, люди материально процветающие и живущие в чистой окружающей среде, что на Западе не редкость, обязательно должны были бы жить очень долго, но это вовсе не так.
Продолжительность жизни, заслуги, благая карма — все это не так легко понять, потому что эти термины обозначают религиозные понятия. Например, для обретения долгой жизни нужно, чтобы в предыдущей жизни, в течение которой вы накапливали карму, послужившую движущей силой этой вашей жизни, вы не совершали убийств и защищали жизнь других живых существ. Заслуги — это деятельность на благо других, проявление милосердия и т. п. С этой точки зрения, благая карма — это другие виды благих действий и воздержание от неблагих действий.
Следовательно, первый лист ветви смертельного исхода соответствует трем главным факторам, обрывающим жизнь: исчерпанию срока жизни, благой кармы и заслуг. Ведь когда исчерпаны эти три фактора, болезнь смертельна. Хотя поначалу это трудно понять, если вы вдумаетесь, то все прояснится, поскольку речь идет о реальной ситуации нашей
жизни.
Второй лист — это невосприимчивость к применяемому лечению. Болезнь не поддается даже правильному лечению, а само лекарство, которое обычно ее излечивает, только ухудшает состояние — лекарство усиливает болезнь. В таких случаях болезнь также оказывается смертельной; здесь трудность в том, что исчерпана благая карма.
Третий лист этой ветви отражает неэффективность диеты, правильного поведения, лекарств и дополнительного лечения — невосприимчивость ко всему этому.
Четвертый лист — это смертельное повреждение жизненно важного органа, без которого жизнь невозможна. Если такой орган, как мозг, сердце или печень, повреждены оружием — стрелой, острым камнем, ножом и т.д., последствия могут быть критическими и не поддающимися излечению.
Пятый лист на ветви смертельного исхода — это прекращение «ветра» жизни; здесь имеется в виду, что исчерпывается сила «ветра», поддерживающего жизнь. Время для возможного лечения уже упущено, и поэтому, несмотря на все усилия, болезнь оказывается смертельной.
Шестой лист — это чрезмерно далеко зашедшие болезни жара. Это болезни жара, становящиеся смертельными потому, что момент эффективного лечения уже упущен.
Седьмой лист — это очень запущенные болезни холода, которые не поддаются лечению, потому что их не лечили тогда, когда они впервые возникли и еще могли быть вылечены лекарственными средствами и т. д. Эти болезни также оказываются смертельными.
Восьмой лист относится к таким случаям, когда лекарство неэффективно, потому что телесные составляющие настолько истощились, что неспособны отвечать на лечение. Организм настолько слаб, что не реагирует на силу лекарств.
И, наконец, девятый лист — это одержимость духом, похищающим жизненную силу. Это также крайне тяжелые, неизлечимые случаи, поскольку здесь речь идет о смертельном исходе.
Побочные эффекты
Восьмая ветвь — побочные эффекты — имеет двенадцать листьев.
Первый лист — это возникновение расстройства «желчи» при успешном лечении нарушений «ветра». Второй лист — это возникновение расстройства «слизи» при успешном лечении нарушений «ветра». Эти два случая бывают при употреблении слишком сильных средств лечения «ветра».
Третий лист — это возникновение расстройства «желчи» при безуспешном лечении нарушений «ветра», четвертый — возникновение расстройства «слизи» при безуспешном лечении нарушений «ветра». В этих двух случаях лекарства против болезней «ветра» недостаточно эффективны, в результате чего происходят нарушения равновесия «желчи» или «слизи». На примере этих четырех случаев можно понять остальные восемь.
Пятый лист — это возникновение расстройства «ветра» при успешном лечении болезней «желчи». Шестой — возникновение расстройства «слизи» при успешном лечении болезней «желчи». Седьмой — возникновение расстройства «ветра» при безуспешном лечении болезней «желчи», а восьмой — возникновение расстройств «слизи» при безуспешном лечении болезней «желчи». Девятый лист — возникновение расстройства «ветра» при успешном лечении болезней «слизи», десятый — возникновение расстройства «желчи» при успешном лечении болезней «слизи». Одиннадцатый — возникновение расстройств «ветра» при безуспешном лечении болезней «слизи», и двенадцатый — возникновение расстройств «желчи» при безуспешном лечении болезней «слизи».
Чтобы избежать этих побочных эффектов, лекарственные средства должны обладать соответствующей силой и содержать дополнительные ингредиенты, препятствующие возникновению нарушения равновесия других жизненных начал.
Обобщение
Девятая ветвь — обобщение всех болезней — имеет два листа: холод и жар. Это означает, что, по существу, все болезни можно свести к одной из двух категорий: холоду или жару. Считается, что заболевания «ветра» и «слизи» имеют холодную природу, подобную воде, поэтому они относятся к категории болезней холода. Заболевания крови и «желчи» имеют горячую природу, подобную огню; поэтому они относятся к болезням жара.
Кроме того, заболевания, связанные с микроорганизмами и лимфой, могут относиться к обеим категориям. Если связанное с указанными факторами заболевание сопровождается преобладанием «ветра» или «слизи», то следует отнести эту болезнь к категории болезней холода, тогда как при преобладании крови или «желчи» нужно отнести данную болезнь к категории болезней жара.
IV
ВЕТЕР, ЖЕЛЧЬ И СЛИЗЬ
Вернемся теперь к первому стволу — стволу здорового тела, — имеющему три ветви: жизненных начал, телесных составляющих и продуктов выделения. Три жизненных начала — это «ветер», «желчь» и «слизь», каждое из которых делится на пять главных категорий, в результате чего получаются пятнадцать видов жизненных начал, представленных пятнадцатью листьями ветви жизненных начал. 14 Я расскажу о локализации этих пятнадцати жизненных начал, сфере их деятельности и сути их деятельности.
ВЕТЕР
«Ветер», поддерживающий жизнь, локализуется в макушке и, выходя из этой области, циркулирует главным образом в грудной клетке. Что касается его функций, то он делает возможным глотание пищи, вдох, сплевывание слюны, отрыжку и чихание. Он дает ясность уму и органам чувств и поддерживает жизнь в том смысле, что обеспечивает физическую основу сознания.
Восходящий «ветер» локализуется в грудине. Он циркулирует и функционирует в области носа, языка и горла. Его назначение в том, что он обеспечивает речь, дает силу и жизненный тонус, стимулирует активность, придает энергию усилиям, дает ясность памяти и остроту внимания.
Всепроникающий, или распространенный, «ветер», локализуется в сердце. Но, хотя его основным местопребыванием
является сердце, он проникает во все уголки организма. Его назначение в том, чтобы обеспечивать сгибание и выпрямление конечностей, а также открывание и закрывание отверстий тела: рта, глаз и т. п. Таким образом, всепроникающий «ветер» управляет большинством мышечных действий.
«Ветер», сопровождающий огонь, локализуется в нижней части желудка и циркулирует во всех полых структурах: кишечнике, желчном пузыре, протоках сердца и т. д. Его назначение — способствовать пищеварению, или метаболизму, а именно выделению питательного сока и разделению очищенной и нечистой частей. Вследствие этого он придает соответствующий цвет крови, желчи и т. п. Желудок подразделяется на три части: верхняя часть — это место локализации расщепляющей «слизи», средняя — где работает пищеварительная желчь, а нижняя — это та часть, где осуществляет свои функции «ветер», сопровождающий огонь, называемый так потому, что он участвует в процессе пищеварения, который подобен огню.
Опорожняющий «ветер» локализуется в области гениталий. Он функционирует в нижней части живота: в толстом кишечнике, мочевом пузыре, гениталиях и других органах этой части тела. Его назначение в том, чтобы управлять механизмами извержения и удерживания семени, менструаций, выделения кала и мочи. Он также удерживает плод в матке и выталкивает его при родах.
Так наша медицинская система описывает локализацию, область функционирования и деятельность пяти видов «ветра». Что касается локализации «ветра», поддерживающего жизнь, и всепроникающего «ветра», то здесь взгляды тантрийских систем Старой и Новых школ различаются. Новые школы принимают обратный порядок их локализации, помещая «ветер», поддерживающий жизнь, в сердце, а всепроникающий «ветер» — в темя. Старая же школа придерживается порядка, описанного выше. Но различие в локализации не затрагивает соответствующих функций, которые одинаковы в любом случае.
Кроме этих пяти главных видов «ветра» существуют пять второстепенных видов «ветра». Далее их можно разделить на множество аспектов и категорий, но здесь мы будем говорить только о главных.
Вопрос: Являются эти виды «ветра» дыханием, осуществляющимся во всем организме, или чем-то более тонким?
Ответ: Здесь под «ветром» подразумевается не только дыхание, но и те факторы, которые управляют дыханием, а также множество других. Поэтому он отличается от собственно дыхания, хотя между их качествами есть соответствие. «Ветер» по своим качествам грубый, легкий, холодный, тонкий, жесткий и подвижный.
Поскольку «ветер» — это один из пяти первоэлементов, важно иметь представление об их системе. Весь наш мир состоит из первоэлементов: земли, воды, огня, ветра и пространства. Организм живого существа также несет в себе качества тех же самых пяти элементов. Так, кровь и «желчь» обладают природой огня; «слизь» обладает природой земли и воды; «ветер» — это то, что движет первыми двумя.
Не будь земли, не было бы никакой основы, опоры. Без воды ничто не имело бы связи друг с другом. Без огня ничто не могло бы созреть. Без ветра ничто не могло бы расти и увеличиваться. Без пространства не было бы возможности и места для роста. Необходимо понять, что такое жизненные начала с точки зрения пяти элементов. Из пяти элементов состоит внешняя среда, и обитающие в этой среде существа тоже состоят из тех же пяти элементов, а потому структура того и другого одинакова.
Люди различают шесть вкусов: сладкий, кислый, горький, вяжущий, жгучий и соленый. Вкус определяется преобладанием тех или иных элементов. Возьмем для примера морковь и рассмотрим ее с точки зрения составляющих ее пяти элементов. Земля (или твердость) дает ей основу; вода действует как связующий фактор; огонь дает возможность созревания; ветер, или воздух, дает возможность расти, а элемент пространство дает возможность проявиться и развиваться. В моркови преобладают элементы земля и вода, что дает сладкий вкус, а потому после ее усвоения она увеличивает силу тела.
Вопрос: Не противоречат ли друг другу два качества «ветра»: «грубый» и «тонкий»?
Ответ: Как качества «ветра», «грубый» и «тонкий» не противоречат друг другу. «Грубый» означает противоположность «гладкому», а «тонкий» означает здесь способность проникать повсюду.
Вопрос: Не равнозначен ли «ветер» нервным импульсам?
Ответ: Это не совсем одно и то же. «Ветер» управляет нервными импульсами.
Вопрос: Какой вид «ветра» управляет кровообращением?
Ответ: Кровообращение обеспечивается всепроникающим «ветром» и «ветром», сопровождающим огонь. «Ветер», сопровождающий огонь, течет по всем полым структурам организма, в том числе по нервам, кровеносным сосудам и т. п.
Вопрос: Как узнать, какое именно жизненное начало преобладает у данного человека?
Ответ: Вообще существует два возможных способа исследования всех явлений: первый — это прямое восприятие, а второй — путем рассуждений. Преобладание какого-либо жизненного начала в организме человека может быть установлено путем умозаключений. Например, если у человека шершавая кожа, то можно сделать вывод, что у него высокий уровень «ветра». Точно такой же вывод можно сделать, если человек страдает бессонницей. Хотя это жизненное начало — «ветер» — не воспринимается непосредственно, его наличие можно предположить по определенным симптомам, точно так же, как наличие огня мы определяем, чувствуя дым — признак огня.
ЖЕЛЧЬ
«Желчь», обладающая природой огня, тоже бывает пяти видов. Первый и самый важный из них — это пищеварительная желчь: она имеет очень большое значение. Локализуется она в области живота между еще не переваренной и уже переваренной пищей, т. е. в центре. Ее функции заключаются в том, что она, словно огонь, варит, готовит пищу. Она отделяет очищенную часть пищи от неочищенной, производит телесный жар, активизирует другие четыре вида «желчи» и помогает им, обеспечивает силу тела.
Следующей идет «желчь», придающая цвет. Она локализуется главным образом в печени, но функционирует во всех частях организма. Она управляет цветом всех семи телесных составляющих: питательного сока, крови, мышц, жира, костей, костного мозга и воспроизводящей жидкости. Например, кровь она делает красной, кости белыми, желчь желтой, ногти на руках блестящими и т. д.
Третья — это направляющая «желчь». Ее локализация — сердце, а функции заключаются в том, что она придает решительность, твердость и уверенность в себе при совершении каких-либо действий и достижении желаемого, не давая человеку падать духом. Отрицательной ее стороной может быть то, что она порождает чрезмерно высокое самомнение, гордыню.
Четвертый вид «желчи» — зрительная «желчь», ответственная за зрение. Локализуется в глазах и позволяет нам видеть.
Последняя разновидность — «желчь», придающая лоск; она локализуется в коже, придает коже приятный оттенок, обеспечивает хороший цвет лица.
Качества «желчи», которая в основе своей имеет природу огня, — маслянистость, резкость, острота, легкость, пахучесть, способность очищать и влажность.
СЛИЗЬ
«Слизь» также бывает пяти видов. Первый из них — это поддерживающая «слизь», локализующаяся вдоль грудины. Ее главная функция в том, чтобы увлажнять организм, как, например, слюна во рту, но кроме того она обеспечивает соединение, т. е. скрепляет все тело в единое целое и дает поддержку всем остальным видам «слизи».
Затем идет расщепляющая «слизь», локализующаяся в первой части желудка, куда вначале попадает непереваренная пища. Ее главная функция в том, чтобы перемешивать и расщеплять перевариваемую пищу.
Ощущающая «слизь» локализуется в языке. Ее назначение в том, чтобы обеспечить способность ощущать шесть видов вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий.
Удовлетворяющая «слизь», локализующаяся в головном мозге, приносит удовлетворение. Например, когда глаза видят объект или уши слышат звук, именно она вызывает удовлетвореие. Кроме того, эта разновидность «слизи» обеспечивает различение, например, различение вкуса — сладкий или кислый; запаха — приятный он или неприятный: звука - мелодичный он или раздражающий; формы - хорошая она или нет; и т. п.
И, наконец, соединяющая «слизь», локализующаяся во всех больших и малых суставах, обеспечивает соединение суставов, их сгибание и разгибание.
«Слизь» обладает следующими качествами: маслянистость, прохладность, тяжесть, тупость, устойчивость, гладкость и липкость (вязкость). Всего имеется двадцать качеств трех жизненных начал.
Вопрос: Бывает ли у людей склонность к преобладанию одного из жизненных начал?
Ответ: На основе врожденного преобладания того или иного жизненного начала всех людей можно подразделить на семь групп: те, у которых от природы преобладают «ветер», «желчь» или «слизь»; те, у которых преобладает сочетание двух жизненных начал; и те, у которых в одинаковой степени сочетаются все три жизненных начала. Таким образом, есть люди, имеющие природу «ветра», природу «желчи», природу «слизи», природу «ветра-желчи», природу «ветра-слизи», природу «слизи-желчи» или же природу «ветра-желчи-слизи».
Вопрос: Можно ли определить эти типы людей по их внешнему виду?
Ответ: Врач легко может определить людей с преобладанием одного из жизненных начал по одному их внешнему виду, даже не проверяя пульс и не осматривая мочу. При двойном сочетании сделать это труднее, а определить тройное сочетание очень трудно. В текстах эти типы описываются очень подробно.
Вопрос: В чем различие между маслянистостью «слизи» и «желчи»? А также чем отличается маслянистость и липкость «слизи»?
Ответ: Различие между маслянистостью «слизи» и «желчи» в том, что у «слизи» поверхностная маслянистость, сальность, а по сути у нее нет маслянистой природы. У «желчи» же, напротив, маслянистость заключена в самой ее природе, а кроме того, она и на вид масляниста. Липкость — это не сухость или влажность, а свойство прилипать при прикосновении.
Вопрос: Какова связь между той слизью, которую мы откашливаем, и «слизью» — жизненным началом?
Ответ: Слизь, которую мы откашливаем, необязательно происходит от избытка «слизи» — жизненного начала, хотя, как правило, это так. Откашливание слизи может происходить и при расстройствах «желчи» или «ветра». Откашливание слизи может быть следствием избыточной силы «слизи» или же недостатка ее силы. Слизь, которую мы откашливаем, и «слизь» — жизненное начало связаны между собой тем, что у них сходная природа — земли и воды.
«Слизь» — жизненное начало соединяет организм в единое целое, обеспечивая факторы разжижения и увлажнения. Откашливание слизи в основном обусловлено избыточной силой «слизи». «Слизь» помогает поддерживать здоровье, когда находится в равновесии с другими жизненными началами, но вызывает болезнь, когда это равновесие нарушено.
V
СЕМЬ ТЕЛЕСНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Следующая ветвь на стволе здорового тела — это ветвь телесных составляющих. Как упоминалось выше, она несет семь листьев: питательный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и воспроизводящую жидкость.
Как образуются эти телесные составляющие? Вследствие усвоения шести вкусов пяти внешних элементов в виде пищи и т. п. развиваются пять внутренних элементов. В общих чертах процесс пищеварения можно представить следующим образом. Сначала перевариваемая пища проходит по пищеводу в первую часть желудка, где локализуется расщепляющая «слизь», один из пяти видов «слизи». Здесь пища перемешивается, то есть жидкости и твердые компоненты объединяются. Затем она переходит во вторую часть желудка, где находится пищеварительная желчь. Эта желчь производит дальнейшее расщепление пищи, и, наконец, в третьей части, где локализуется «ветер», сопровождающий огонь, разделяются питательные вещества и отходы. Грубое отделение отходов от питательной части начинается в третьей части желудка.
В этом процессе последовательного разделения отходов и питательных веществ (или неочищенной и очищенной частей) образуются семь телесных составляющих. Питательные вещества, или строительный материал, сначала направляются в печень, где из них создается кровь. Затем питательный сок крови отделяется от общей крови и превращается в мышцы. Потом питательный сок (или очищенная часть)
пищи превращается в жировую ткань, а питательный сок жировой ткани превращается в кость. Питательный сок костей преобразуется в костный мозг, а питательный сок костного мозга превращается в воспроизводящую жидкость.
Что касается отходов (или неочищенной части), то в кишечнике те отходы, которые были отделены от питательных веществ в третьей части желудка, преобразуются в твердую и жидкую фракции. Твердая превращается в кал, а жидкая — в мочу, которая собирается в мочевом пузыре.
Как было сказано выше, питательный сок, извлеченный в третьей части желудка, печень преобразует в кровь. Отходы этого питательного сока служат факторами, содействующими расщепляющей «слизи», находящейся в первой части желудка. Отходы крови поступают в желчный пузырь. Отходы мышц образуют выделения девяти отверстий тела, например ушную серу и те выделения, которые скапливаются в уголках глаз. Отходы жировой ткани становятся жировой смазкой тела и потом. Отходы костей превращаются в ногти на ногах и руках, а также в волосы. Отходы костного мозга придают внутреннюю маслянистость коже и мышцам. Жировую смазку тела, упоминавшуюся выше в связи с жировой тканью, можно смыть, маслянистость же, производимая отходами костного мозга, является естественной, неотъемлемой маслянистостью, которую невозможно удалить умыванием.
Непитательная часть, или отходы, воспроизводящей жидкости превращается в семя — в ту жидкость, благодаря которой происходит зачатие ребенка. Высшая же, самая чистая часть воспроизводящей жидкости локализуется в сердце, хотя присутствует во всех частях тела. Эта питательная, или очищеная, часть воспроизводящей жидкости поддерживает жизнь, предопределяет срок жизни человека, а также придает
телу лоск и физический тонус.
Обычно период, который занимает весь пищеварительный цикл - от приема пищи и до образования воспроизводящей жидкости, — занимает от шести до семи дней.
Однако есть определенные лекарственные средства, не подчиняющиеся этому правилу: некоторые лекарства, способствующие воспроизводящей функции, проходят этот цикл за более короткое время, даже меньше чем за один день, на стадии питательного сока превращаясь непосредственно в воспроизводящую жидкость, минуя остальные стадии. Некоторые виды пищи также не проходят промежуточных стадий. В таких случаях пищеварительный цикл осуществляется за более короткий период, чем обычный шести- или семидневный.
Таково приблизительное объяснение процесса пищеварения. Каждый из этих этапов можно разобрать гораздо подробнее.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!