ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ



Еши Донден

 

ВВЕДЕНИЕ В ТИБЕТСКУЮ МЕДИЦИНУ

Здоровье и Равновесие

 

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА восстанавливает и поддерживает равновесие трех жизненных начал организма, предлагая разнообразные лечебные диеты и внося поправки в образ жизни человека, а также используя лекарственные средства и методы дополнительной терапии. На протяжении более чем тысячелетия тибетские врачи совершенствовали исходную систему медицины своими практическими изысканиями.

Применяя целостный подход, доктор Донден рассматривает факторы личных особенностей больного, его возраста, питания, образа жизни, времени года, климатических условий и других обстоятельств, чтобы подобрать средства для восстановления здоровья. В этой книге описаны многообразные методы лечения, применяемые в тибетской медицине.

ОБ АВТОРЕ : Доктор Еши Донден родился в 1 929 году и получил традиционное для Тибета медицинское образование в Лхасе. Начиная с 1960 года, в течение более чем двадцати лет был личным врачом Его Святейшества Далай-ламы, живя в Дхарамсале, Индия. Там он вос­создал Тибетский медицинский центр и снискал славу благодаря успешному лечению многих известных людей. Ныне доктор Донден про­должает помогать огромному числу пациентов во всем мире.

«...Лучшая из работ по тибетской медицине, когда-либо публиковавшихся на Западе».

Д-р Барри Кларк

 

Dr. Yeshi Donden

HEALTH THROUGH BALANCE

AN INTRODUCTION TO TIBETAN MEDICINE

Ithaca, New York, USA. Snow Lion Publications. 1986

Еши Донден

ВВЕДЕНИЕ В ТИБЕТСКУЮ МЕДИЦИНУ: ЗДОРОВЬЕ И РАВНОВЕСИЕ

СПб. Уддияна. 2005

ББК 86.35

Еши Донден.

Введение в тибетскую медицину: здоровье и равновесие — Пер. с англ. — СПб.: Уддияна, 2005. — 272 с.

В книге доктора Дондена — выдающегося врача, личного лека­ря Далай-ламы XIV , необычайно подробно рассматриваются основы тибетской медицины в полном соответствии с кано­ном этой древней традиции. Книга представляет интерес для практикующих врачей, целителей народной медицины, а так­же всех, кто интересуется традиционной восточной медициной и методами естественного оздоровления. Книга может быть ис­пользована как пособие при изучении тибетской медицины.

 

Публикуется по договору с изд-вом «Сноу Лайон»:

Snow Lion Publications

Р. О. Box 6483

Ithaca, New York 14851

USA

Перевод с тибетского и редакция: Джеффри Хопкинс при участии д-ра Лобсанг Рабгэя и Алана Уоллиса

Перевод с английского: Ф. Маликова Редакция: А. Арефьев

ISBN 0-937938-25-4 (eng) © Dr- Yeshi Donden. 1986.

ISBN 5-94121-028-Х (рус) ® Культурный центр «Уддияна», 2005.

Все права защищены. Полное или частичное вос­произведение текста возможно только с разреше­ния издателя.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.....................................................................................7

Введение........................................................................................... 11

Глава I.  Общий взгляд на болезнь.................................. 13

Глава П. Курс обучения...................................................... 20

Часть первая

ТЕЛО................................................................................................27

Глава III. Образ существания тела.................................... 34

Глава IV. Ветер, желчь и слизь...........................................48

Глава V. Семь телесных составляющих..........................56

Глава VI. Причины, условия и вторжение......................59

Часть вторая

ДИАГНОСТИКА............................................................................77

Глава VII. Пульс 1...................................................................82

Глава VIII. Пульс 2................................................................. 100

Глава IX. Опрос................................................................... 117

ГлаваХ. Уринодиагностика............................................. 124

Часть третья

ЛЕЧЕНИЕ...................................................................................... 143

Глава XI. Образ жизни....................................................... 151

Глава XII. Питание: зерновые и мясо............................. 169

Глава XIII. Питание: масла, травы и методы

приготовления пищи...................................................... 180

Глава XIV. Вопросы............................................................... 196

Часть четвертая

ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ...................................................................207

Глава XV. Диабет..................................................................209

Глава XVI. Опухоли............................................................214

Глава XVII. Повышение половой потенции

и омоложение....................................................................229

Глава XVIII. Преобразование лекарства

созерцанием.......................................................................237

Приложение 1...............................................................................242

Приложение 2...............................................................................244

Примечания..................................................................................251

Библиография..............................................................................259

Алфавитный указатель...............................................................261

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1980 году доктор Еши Донден, в то время личный врач Его Святейшества Далай-ламы, в течение весеннего семест­ра читал вводный курс тибетской медицины, организован­ный в Вирджинском университете при содействии Центра по изучению Южной Азии. Эти лекции дают начальные представления о сложной и полной тайн области тибетской медицины. Тибетская система, которая ведет происхожде­ние главным образом от индийской буддийской медицины, во главу угла ставит восстановление и сохранение равнове­сия между тремя физическими факторами — тремя жизнен­ными началами, называемыми «ветер» («воздух»), «желчь» и «слизь». (Значение терминов «ветер», «желчь» и «слизь» очень широко. Так, например, хотя понятие «желчь» обозначает в том числе и желчь, вырабатываемую печенью, оно гораздо шире, так как подразумевает жизненное начало, ответственное за хорошее зрение, сильную психику и т. п.)

лечении, направленном на восстановление и сохранение равновесия между этими достаточно уязвимыми фактора­ми, применяются диета, правильный образ жизни, лекарственные средства и вспомогательные методы терапии — причем основа этой системы обогащалась практическими

открытиями умудренных опытом тибетских врачей, занимавшихся ею на протяжении более чем тысячи лет.

После того как доктор Еши Донден перебрался в Индию во время тибетского восстания в 1959 году, он был назначен личным врачом Его Святейшества Далай-ламы, резиденция которого ныне находится в Северной Индии. Доктор Донден приобрел широкую известность во многих уголках Индии благодаря тому, что лечил членов индийского пра­вительства, чинов индийской армии, кинозвезд и т. д. Люди приезжают из Калькутты, Дели, Бомбея в его небольшую клинику на склоне горы в Дхарамсале, чтобы полечиться у врача, к которому многие явно питают чувство глубокой веры, подкрепляемое теми результатами, которые они ощу­тили. Сам доктор Донден — жизнерадостный, открытый человек, с честью преодолевший все трудности, связанные с организацией заново Тибетского медицинского центра в Индии, а затем и с развитием собственной обширной част­ной практики.

Свои лекции он начинает с вопроса о происхождении бо­лезней. Исходная причина — это коренное неведение живых существ, блуждающих в круговороте бытия оттого, что они не понимают природу явлений, а потому погрязают в жела­нии, ненависти и омраченности. Все это порождает привыч­ные склонности, что, в свою очередь, вызывает нарушение равновесия «ветра», «желчи» и «слизи», которое внешне про­является как бесчисленное множество болезней. Проявляя целостный подход, доктор Донден учитывает такие факто­ры, как личные особенности больного, время года, возраст, климатические условия, питание, образ жизни и обстоятель­ства окружающей среды, обращаясь к ним как к средству восстановления здоровья.

По моим собственным наблюдениям — пусть это опыт не врача, а всего лишь пациента, — великая сила тибетской медицины заключается в том, что главное внимание она уделяет симптомам болезни и таким образом тонко реаги­рует на их совокупность, не оставляя без внимания ни одну жалобу. Конечно же, у тибетской медицины нет ответов на все вопросы, но она обладает массой методов, эффективных при сложном, долговременном течении симптомов. Я хра­ню надежду, что компетентные люди будут исследовать ти­бетскую систему медицины, применяя истинно научный подход, с тем, чтобы большой опыт успешного излечения таких хронических болезней, как гепатит, который мы, путешествующие и работающие в Индии, можем подтвердить на коннкретном примере собственного выздоровления, мог быть передан всему остальному миру.

Нам посчастливилось, что ныне, при наличии огромного прогресса в современных медицинских методах, существует признание того, что ни одна система не обладает ответами на все вопросы, а потому многие проявляют открытость по отношению к направлению натуропатии, как в теоретичес­ком, так и в практическом ее аспектах. В особенности нам повезло в том, что в Тибете столь древняя форма медицины осталась почти не затронутой современным влиянием, и эту систему, сохраненную тибетской диаспорой, можно изучать не только с точки зрения истории медицины, но и как воз­можный источник новых для нас методов лечения.

Первые восемь глав, а также глава о повышении потен­ции впервые были переведены Досточтимым Лобсанг Рабгэем, тибетским монахом, который сопровождал доктора Дондена в его поездке по США и впоследствии получил в Индии степень доктора философии. Девятая глава была впервые переведена Досточтимым Джампа Келсангом (Ала­ном Уоллисом), который изучал тибетский буддизм и ти­бетскую медицину в течение пятнадцати лет и является переводчиком книги доктора Дондена «Тантра сердечного нектара». Сначала я перевел остальные главы, а позднее заново перевел и отредактировал весь текст. Благодаря не­принужденной форме устных бесед эта книга представляет собой доступное введение в обширный кладезь тибетских воззрений на здоровье человека.

Об авторе

Доктор Еши Донден родился в 1929 году в семье зажиточных крестьян в южной части Центрального Тибета, в деревне Намро, в местности, называемой Лхо-га, на расстоянии одного дня езды верхом от Лхасы.1 В возрасте шести лет он был отдан  родителями в небольшой монастырь, где было около четырехсот монахов, а затем, благодаря проявленным большим способностям к запоминанию, в возрасте го перевели в Медицинскую школу столицы Тибета Лхасы. Там он выучил наизусть «Четыре медицинские тан­тры», а затем приступил к официальному обучению под руководством директора Школы Кьенраба Норбу 2. В сво­ем интервью «Нью-Йорк тайме» от 11 января 1981 года Джон Эйвдон говорит: «Когда Еши Дондену было двадцать лет, он занял третье место в классе, пропустив вперед двух соучеников. Но так как баллы, набранные этими тремя юношами, отличались очень ненамного, им устроили до­полнительную проверку. Надо было с закрытыми глазами определить растения только по вкусу и запаху. "В тот год я получил диплом, — вспоминает д-р Донден со свойствен­ной ему скромностью, — мои друзья допустили небольшие ошибки, и получилось так, что я стал первым"».

Доктор Донден начал медицинскую практику в 1951 году, вернувшись в свои края и завоевав высокую репутацию ре­зультатами лечения. Затем, когда в 1959 году Далай-лама бе­жал от китайских коммунистов, доктор Донден также решил перебраться из Тибета в Индию, где стал лечить тибетских беженцев. Получив должность личного врача Далай-ламы, он переехал в Дхарамсалу, где принял на себя бремя осно­вания Тибетского медицинского центра. Успешно решив эту задачу вопреки огромным трудностям, сопряженным с по­ложением беженцев, в 1969 году он вернулся к частной прак­тике, принимая огромное число пациентов из всех слоев об­щества и оставаясь личным врачом Далай-ламы до 1980 года. Доктор Донден продолжает ежедневно принимать большое число пациентов в промежутках между частыми поездками на Запад с лекциями и демонстрациями тибетской медици­ны. Его необъятный опыт блестяще проявляется в составив­шей эту книгу серии лекций, прочитанных в Вирджинском университете.

Я хотел бы поблагодарить д-ра Бэрри Кларка за опре­деление многочисленных растений, животных и минералов, а также за множество полезных советов.

Джеффри Хопкинс Шарлоттсвилль, Вирджиния

 

ВВЕДЕНИЕ

I

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЕЗНЬ

Все в этом мире: все живые существа, все, что дышит — будь то люди, животные, кто угодно, — подвержены различ­ным видам страдания. Согласно тибетскому мировоззрению, считается, что независимо от того, ощущаем мы себя физи­чески здоровыми или нет, по существу все мы больны. Хотя болезнь может и не проявляться, она присутствует в спящей форме, и поэтому трудно определить ее границы.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ

Относительно происхождения болезней Будда Шакьямуни сказал, что есть восемьдесят четыре тысячи различных видов пагубных факторов, таких, как желание и ненависть, которые оказывают соответствующее воздействие на живых существ и тем самым приводят к возникновению восьми­десяти четырех тысяч различных видов болезней. Их мож­но свести к тысяче шестнадцати видам болезней, а затем объединить в четыреста четыре вида.

Факторами, способствующими возникновению болезней, являются причины и условия, причем последние позволя­ют причинам созревать или проявляться. Причины бывают двух видов: отдаленные и непосредственные. Непосредствен­ные причины — это «ветер», «желчь» и «слизь» 3. Что каса­ется отдаленных причин, то трудно перечислить определен­ные причины каждой болезни, потому что в основе своей все болезни происходят от определенного состояния ума в прошлом — от предшествующих пагубных факторов, — и именно эти психические факторы в конечном счете лежа! в основе всех видов болезней. Эти пагубные факторы при­водят в движение действия (карму), которые закладывают в сознании потенциальные возможности, впоследствии со­зревающие как болезни. Поэтому невозможно определить все конкретные отдаленные причины той или иной болез­ни; однако основной сутью этих причин являются три яда: желание, ненависть и омраченность. А они, в свою очередь, проистекают от неведения.

 


Рис. 1. Будда Врачевания

Неведением называется такое состояние ума, при кото­ром не только нет понимания истинного положения вещей, но и присутствует заблуждение относительно самой приро­ды явлений. Неведение порождает желание, которое влечет за собой ненависть, гордость, зависть, злословие, омрачен­ность и т. д. В общих чертах, вследствие активности этих неблагих состояний ума возникают три вида нарушений жизненных начал: «ветра», «желчи» и «слизи». Вследствие желания возникают сорок два вида болезней «ветра». Вслед­ствие ненависти, которая проявляется в таких аспектах, как гордость и зависть, возникают двадцать шесть видов болез­ней «желчи». А вследствие омраченности возникают трид­цать три вида болезней «слизи». Таким образом, всего по­лучается сто одна болезнь.

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ

Болезни можно сгруппировать разными способами: по их локализации в теле больного, по их типу, по факторам окружающей среды и т. д. Если подразделить сто одну бо­лезнь на следующие четыре разновидности, их число будет равняться четыремстам четырем:

1) 101 болезнь из-за сильного влияния деяний (кармы) прошлых жизней;

2) 101 болезнь нынешней жизни — причины этих болезней накоплены в раннем возрасте, и они проявляются в этой жизни;

3) 101 болезнь, связанная с духами;

4) 101 поверхностная болезнь — их можно устранить простым соблюдением диеты и правильного образа жизни, не прибегая к лекарствам и дополнительной терапии.

Последний вид болезней, поверхностные, могут быть следствием приема неподходящей пищи либо несбаланси­рованной диеты или неправильного образа жизни. Таким образом, эти болезни лечатся сами собой без применения какой-либо формы лечения, если исправить временные об­стоятельства — питание и образ жизни, — из-за которых они возникли. Однако болезни нынешней жизни, причина которых кроется в раннем периоде жизни и которые прояв­ляются позднее, связаны с кармой, а потому обычно оказы­ваются смертельными, если их не лечить. В этом случае назначение лечения является жизненно важным. Кроме того, в некоторых случаях одних материальных лекарственных средств может оказаться недостаточно и необходимо при­бегнуть к духовным практикам, таким, как раскаяние в не­когда совершенных дурных действиях, и ослаблять силу этих действий, творя добрые дела и развивая в себе намерение воздерживаться от подобных действий в будущем. В таких случаях добродетельные поступки и лекарственные средства работают сообща.

Что касается болезней, связанных с вмешательством злых духов, то, согласно буддийским представлениям, сущест­вуют незримые силы, способные причинять человеку вред. А потому, даже без каких бы то ни было явных причин, человека могут мучить боли и различные недомогания, обусловленные влиянием таких духов. Несмотря на то что человек длительное время получает лекарства, он не чув­ствует облегчения и продолжает страдать. Причина в том, что болезнь вызвана злым духом, и если не победить его духовными методами, то никакое лечение — внешнее и любое другое — не сможет освободить человека от такой болезни. Если же духа изгнать, то болезнь проходит.

Что же касается ста одного вида болезней, обусловлен­ных действиями, совершенными в прошлом, то буддисты верят в перерождение: мы верим, что имеются прошлые жизни. Считается, что болезни этой категории — это след­ствия неблагих действий, совершенных в прошлых жизнях. Когда эта карма созревает и болезнь проявляется в нынеш­ней жизни, такая болезнь очень опасна и обычно смертель­на. В Тибете люди, пораженные подобными болезнями, ча­сто отрекались от всех мирских дел и посвящали себя ду­ховным практикам, причем выживали немногие, потому что эти болезни — результат созревания следствий значитель­ных проступков, совершенных в прошлом.

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Учения Будды о врачевании — это в первую очередь че­тыре текста, которые называются «Четыре тантры» 4. Пер­вый из них известен как «Коренная тантра» 5. Этот очень краткий текст содержит обзор всего учения о врачевании. Второй — это «Объяснительная тантра» 6. В ней рассматри­ваются такие темы, как формирование человеческого тела (эмбриология), анатомия, признаки смерти, условия, вызы­вающие проявление болезней, характеристики отдельных болезней, правильное функционирование «ветра», «желчи» и «слизи», болезни, проистекающие от нарушения их рав­новесия, а также лекарства, требующиеся для исправления конкретных нарушений. В этой второй тантре также име­ются предписания по диете и образу жизни для поддержа­ния здоровья и противостояния болезням. Например, от какого вида пищи следует воздерживаться, в каком количе­стве и какого качества пищу следует принимать, а также указания о различных формах поведения — о поведении

в соответствии с временем года, повседневном поведении, поведении в зависимости от обстоятельств.

Третий текст, «Тантра устных наставлений» 7, — это по­дробное руководство, в котором описываются различные виды болезней: их причины (этиология), природа (патоло­гия) и терапия. В нем очень подробно описаны все главные болезни: их причины, условия и симптомы, а также приме­няемые методы лечения.

В четвертом тексте, «Последней тантре» 8, рассматрива­ются методы диагностики, например уринодиагностика и пульсодиагностика, а также приготовление лекарств.

ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

В третьем тексте, «Тантре устных наставлений», в част­ности, объясняется, что мы живем в период упадка, когда существам свойственны грубое поведение, гордость, жела­ние, ненависть и омраченность: миряне не следуют прави­лам нравственности, а священнослужители не лишены плот­ского желания. Будда предрекал, что в этот период упадка люди создадут различные химические вещества, которые будут вызывать недуги — восемнадцать смертельно опас­ных, злокачественных болезней эпохи упадка.

К этим восемнадцати видам смертельно опасных, злока­чественных заболеваний относятся рак и прочие болезни, которые отсутствовали в прошлом, но широко распростра­нены в наше время. Их можно подразделить на болезни «ветра», «желчи», «слизи» и их сочетаний, по восемнадцать видов в каждой категории.

Мы можем также подразделить все недуги, называемые раком, на четыре разновидности болезней, о которых гово­рилось выше. С этой точки зрения существуют опухоли, связанные с поверхностными факторами, — т. е. возника­ющие из-за неправильного питания и образа жизни; их можно вылечить естественным образом, восстановив правильное питание и правильный образ жизни. Затем, имеют­ся виды рака, вызванные факторами нынешней жизни; их можно вылечить, если принять меры медицинского харак­тера, но, если их не лечить, они могут иметь смертельный исход. Рак, вызванный духами, очень трудно поддается ле­чению и обычно заканчивается смертью, если не применить духовные методы. Кроме того, бывает рак, причина которо­го — неблагие действия, совершённые в прошлой жизни; этот последний вид рака не вылечит ни один врач.

Другой способ более подробной классификации этих смертельно опасных болезней — с точки зрения того, какие органы поражены: жизненно важные (плотные) органы, по­лые органы, сосуды, кости, мышцы, органы чувств и т. д. Кроме того, опухоли описываются отдельно от этих восем­надцати смертельно опасных болезней и подразделяются на одиннадцать видов: связанные с пятью жизненно важными (плотными) органами (сердцем, легкими, печенью, селезен­кой и почками) и шестью полыми органами (желудком, тон­ким кишечником, толстым кишечником, желчным пузырем, семенными канальцами и мочевым пузырем). Далее их мож­но подразделить с точки зрения местонахождения: опухоли поверхностные, внутренние и промежуточные; например: опухоли на поверхности, внутри и те, что находятся между поверхностью и внутренней частью легкого, печени или желудка.

Я убедился на собственном опыте, что тибетская меди­цина эффективна при определенных случаях рака. Состоя­ние нескольких индийских пациентов, у которых, как счи­талось, была последняя стадия рака, за последние несколько лет значительно улучшилось благодаря тибетским лекар­ствам; некоторые лично заявили об этом, другие подтвер­дили письменно. Не буду утверждать, что их было очень много.

Другими видами болезней, при которых, по моему на­блюдению, тибетская медицина оказалась в высшей степе­ни эффективной, являются гепатит, некоторые психические

заболевания, язва желудка, параличи, желчекаменная бо­лезнь камни в почках и артрит. Итак, я лично убедился в том, что наша система медицины доказала свою эффектив­ность при нескольких хронических болезнях.

Это было общее введение, содержащее краткий обзор раз­личных видов болезней; в текстах они описываются весьма подробно.

 

II

КУРС ОБУЧЕНИЯ

Как изучают тибетскую медицину? Выше уже упомина­лись четыре имеющих первостепенное значение медицин­ских текста, которые должны изучать студенты, осваиваю­щие тибетскую медицину. За год или два предварительного обучения им надо запомнить наизусть по крайней мере три из «Четырех тантр»: первую, вторую и четвертую — «Ко­ренную», «Объяснительную» и «Последнюю». Третью, «Тан­тру устных наставлений», нужно только изучать, ее не обя­зательно заучивать на память на стадии этого предваритель­ного обучения.

Затем, в течение первого года собственно изучения ме­дицины, студенты изучают «Коренную тантру» с помощью наглядного пособия, называемого «Изображения древ меди­цины». Эти изображения трех древ используют для иллю­страции физиологии и этиологии, диагностики и лечения. В течение второго года изучают «Объяснительную тантру»» начиная с эмбриологии и уделяя особое внимание этиоло­гии (причинам болезней). На третьем году изучают «По­следующую тантру», где рассматривается диагностика, в осо­бенности методы урино- и пульсодиагностики — два самых важных вида диагностики, которые тибетский врач исполь­зует для определения заболевания пациента. Затем, весь чет­вертый год или даже еще более длительный срок студенты проводят в клинике под руководством врача, наблюдая, как все изучавшиеся предметы применяются на практике; кро­ме того, они изучают медицинские комментарии.

В тибетской медицине врач и фармацевт соединены в одном лице. Врач должен знать все аспекты медицины. Поэтому студенты, особенно летом, сопровождают врачей в их походах в горы, чтобы изучать травы и другие расте­ния, обращая особое внимание на скрытые в них силы, их недостатки и преимущества. Затем в течение зимы они учат­ся готовить лекарства. Тем самым они изучают все стороны медицинской практики.

Что касается людей, которые обучались тибетской меди­цине до захвата Тибета коммунистическим Китаем, то боль­шинство врачей были монахами. Однако каждый округ в стране избирал двух кандидатов-мирян и посылал их учить­ся в Школу медицины и астрологии в столице Тибета Лха­се, чтобы один из них стал врачом, а другой — астрологом. Кроме этих двух человек от каждого округа, в Медицин­скую школу посылали двух кандидатов от каждого из круп­ных монастырей. Таким образом, существовали две катего­рии студентов: миряне, избираемые местными властями, и монахи из крупных монастырских центров.

По завершении обучения в Медицинской школе студен­ты-миряне возвращались практиковать в свои округа. Из студентов-монахов один должен был остаться в Медицин­ской школе, чтобы заниматься там практикой или исследо­ваниями, а другой — возвратиться практиковать в свой мо­настырь.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!