И тот и другой случай — примеры признаков скорой смерти пациента.



Точно так же, если у человекаболезнь холода, а пульс показывает признаки болезни жара, это опять-таки указывает на приближение смерти.

Это верно и для обратного случая, когда при болезни жара обнаруживается пульс болезни холода.

Если при четырех указанных ниже болезнях у пациента нормальный пульс, как будто болезни нет вовсе, это тоже признак приближения смерти. Четыре болезни — это бо­лезнь легких, например туберкулез; отравление мясом; расстройство «желчи» как тяжелая форма желтухи; а также болезни желудка, представляющие собой совокупное на­рушение «слизи» и «желчи».

Ущербный пульс

Конкретные физические признаки в сочетании с особы­ми видами пульса также указывают на приближение смер­ти.

Если пульс сердца отсутствует, язык становится черным, а глаза устремлены в одну точку, пациент умрет через день.

Если пульс легких отсутствует, крылья носа прижаты, а во­лоски в носу поднялись, пациент умрет через два дня.

Если отсутствует пульс печени, глаза закатываются, а веки заво­рачиваются внутрь, смерть наступит через три дня.

Если отсутствует пульс селезенки, нижняя губа отвисает, а гру­дина прогибается внутрь, то пациент умрет через пять дней.

Если отсутствует пульс почек, прекращается жужжащий звук в ушах, а уши прижимаются к голове, то человек умрет че­рез восемь дней.

Паузы между ударами пульса

Следующий вопрос — паузы, свидетельствующие о при­ближении смерти. Эти паузы могут быть вызваны или бо­лезнью, или неким духом. Если паузы, или задержки пуль­са, обусловлены болезнью, то это будет видно по пульсу отдельного пораженного органа, потому что он отражает болезненное состояние этого органа, будь то легкие, печень, кишечник, почки и т. д.; пульс же других органов останется без изменений.

Что касается пауз, вызванных духом, то здесь нельзя по­нять, какой именно орган поражен, потому что пульс при этом бывает напряженным то с одной стороны, то с другой; то он сильный, то мягкий и т. д. Но все-таки можно сказать, что при регулярном характере пауз, например если пауза наступает после каждого третьего или четвертого удара и т.д., это является признаком приближающейся смерти.

Неправильный ритм пульса и паузы бывают обусловле­ны влиянием определенных болезней и не всегда являются указанием на приближение смерти. Поэтому врач должен делать выводы с большой осторожностью.

Что касается лечения, то при паузах, вызванных духами, можно проводить различные ритуалы для изгнания духов. Если паузы вызваны болезнью, даются лекарства против этой болезни, но, если лечение оказывается неэффективным, па­узы можно истолковать как признаки приближения смерти.

Бывают случаи, когда болезнь настолько сильна, что пульс уходит вглубь. Это явление не следует принимать за пульс смерти. Бывают также случаи, когда злые духи запутывают пульс, делают его непонятным. Нужно знать о вероятности таких случаев, потому что они излечимы.

 

ПУЛЬС ДУХОВ

Если говорить о пульсе духов, то в этом случае его бие­ния становятся неровными, то есть иногда они прощупыва­ются с правой стороны, иногда — с левой; бывают связаны то с верхней частью тела, то с нижней; то они связаны с одним органом, то с другим; то проявляется пульс жара, то пульс холода.37 Эти перемены пульса происходят часто и  внезапно. Число ударов пульса изменчиво, то он останавливается, то судорожно убыстряется, а иногда наблюдаются военные удары.

Если дух воздействует на сердце, то это дух, относящийся к классу божеств-защитников38 или дух-царь 39. Если затронуты легкие, то это змееподобный дух 40или яростный дух41.                                                                        

Если такой пульс связан с печенью, то это дело духа — хозяина земли42 или духа-привидения 43, которым иногда становится умерший.

Если пульс духов связан с селезенкой, то это объясняется воздействием свирепого духа — хозяина земли или злобно­го духа-привидения 44. Если пульс духов связан с правой почкой, то здесь действует змееподобный дух и злой дух45. Если почка левая, то это озерный дух цомэн и злой змее­подобный дух женского рода47.

 

Кратко говоря, если пульс духа объемный, продолжитель­ный, неясный и на правой стороне, то действует дух муж­ского рода. Если пульс тонкий, короткий, неясный и на ле­вой стороне, то действует дух женского рода.

 

Если объяс­нять по-другому, то дух-царь, являющийся хранителем богатства48, виновен в насылаемых духами нарушениях «ветра». Яростные духи 49 и змееподобные яростные духи 50 бывают виновны в легочных воспалительных заболеваниях. Духи женского рода, называемые мамо чанг мэн 51, виновны в насылаемых духами инфекционных болезнях «желчи». Злобные змееподобные духи 52 и духи — хозяева земли53, действующие совместно, бывают виновны в таких болезнях, как водянка, опухоли, подагра, язвенные новообразования, волчанка и проказа.

 

Хотя этих духов нельзя увидеть, они, несомненно, суще­ствуют и причиняют вред. Например, на руках бывают язвы, которые сильно воспаляются и не проходят, сколько бы вра­чи их ни лечили. Это может быть обусловлено совершён­ными ранее в этой жизни действиями (кармой). Например, ребенок мучил лягушек или змей, облик которых приняли духи, или же он своим озорством наносил вред лесу, земле или озеру, где обитают те или иные духи. Дух приходит  к нему в этой же жизни, чтобы отомстить. Такое случается тогда, когда спровоцировавшие духов действия были совершены в прошлой жизни. Бывает, что сила накопленных заслуг человека исчерпывается, а злой дух, обитающий поблизости, наоборот, по каким-то причинам получает большую силу, тогда он может напасть и овладеть этим человеком. Иногда случается и так, что духи не имеют намерения вре­дить, им просто нравится какой-то человек, он привлекает их, и из-за своего влечения к нему они наносят ему вред.

Установив, что в болезни замешаны духи, врач предлагает против нее такие средства, как проведение ритуалов, жерт­воприношение пищи, обращение к опытным ламам с прось­бой об изгнании духов, получение благословений, соверше­ние пожертвований ламам и другим духовным лицам, на­копление заслуг помощью нуждающимся и так далее.

 

Вопрос: Часто ли бывают такие случаи и насколько эффективна в этих случаях религиозная практика?

Ответ: Таких случаев много. Невозможно даже представить, сколько людей пострадали от духов. Врач должен определить, какой именно класс духов является причиной неприятностей. Затем пациент идет к ламе, мо­наху или тантрийскому йогину, которому он доверяет, и просит их провести нужные ритуалы. После проведе­ния ритуалов принимаемые лекарства могут подейство­вать. В противном случае, сколько ни принимай лекарств, они не помогут.

 

Вопрос: Что значит использовать свои заслуги? Ответ: Это значит использовать добродетельную силу ума — способности, заслуженные совершением бла­гих действий, и обуздывать силы, связанные с неблагими действиями. Чтобы обладать хорошими способностями, нужно уметь различать хорошее и дурное и верить в закон причины и следствия. Все, что делается с намерением помочь другим и т. п., — благое, а действия, совершённое с противоположным намерением, — неблагое.

Например, если у какого-то человека появляется очень дурное намерение, когда он думает: «Убью такого-то» и т. п.,  то порождает дурную направленность ума. Затем этот человек приступает к поиску средств для совершения этого действия — достает нож или яд — и доводит задуманное до успешного завершения. Такое действие в будущем ста­нет причиной его перерождения в аду, а в этой жизни принесет много страданий. К благим действиям относятся, например, подношение Трем Драгоценностям, помощь нуждающимся или умирающим. В результате соверше­ния таких действий человек приобретает хороших спутников жизни и переродится в хороших условиях. Это очень непростая тема.

 

Вопрос: У каждого ли человека и всегда ли есть пульс смерти?

Ответ: Нет, если имеется такой пульс, это указыва­ет, что через определенное число дней человек умрет. Кроме того, если очень тщательно подготовиться к исследованию пульса, а также очень точно выполнять все другие требования, то можно определить, умрет ли человек через три, четыре или пять лет или же через несколь­ко месяцев и т. д. Есть и другие признаки: если характер человека меняется и он начинает поступать так, как ни­когда не поступил бы раньше, это признак того, что он умрет через несколько лет.

ПУЛЬС СРОКА ЖИЗНИ

Очень трудно обрести человеческую жизнь, а потому нужно очень дорожить этой драгоценностью.54 

Вообще го­воря, жизнь — основа теплоты и сознания, как говорится в Абхидхармакоше55 Васубандху.

Пульс срока жизни прощупывается на ульнарной артерии в области запястья пациен­та.

Если пульс ульнарной артерии бьется нормально, то нормальной будет и продолжительность жизни.

Если он неустойчив, то и качество жизни будет неустойчивым.

Если пульс срока жизни почти отсутствует, то жизнь скоро окончится, но ее можно продлить молитвами и ритуалами.

Если пульс жизни совершенно отсутствует, то для продления жизни нет никаких шансов.

Если пульс срока жизни человека, покинувшего дом и ставшего монахом или монахиней, не пробивается из-под сухожилий запястья, то божества-хранители этого человека превратились в демонов. У мирян это указывает на порчу или проявление злого духа.

Если на правой ульнарной артерии мужчины пульс сро­ка жизни словно зажат и останавливается, то скоро умрет мужчина — родственник пациента, например отец. Если пульс срока жизни левой ульнарной артерии мужчины слов­но зажат и останавливается, то вскоре оборвется жизнь его жены или ребенка.

Если у мужчины и правый и левый пуль­сы срока жизни словно зажаты и останавливаются, можно ожидать насильственной смерти, например, от холодного оружия.

Если у женщины пульс срока жизни на правой руке словно зажат и останавливается, то скоро умрет муж или родственник с его стороны; если левый пульс срока жизни словно зажат и останавливается, то скоро умрет отец или родственник с отцовской стороны.

Если оба пульса срока жизни женщины словно зажаты и останавливаются, то вско­ре умрет ее муж или ребенок.

Если один из двух пульсов «пустой» или замирающий, то случится потеря богатства. Если он не останавливается, но то и дело словно зажимается, произойдет ссора с други­ми людьми.

Если он не остается в одном месте, а перемеща­йся то туда, то сюда, присутствует злой дух.

Кроме того, выпирающий и взволнованный пульс указывает на присут­ствие духа мужского рода, а короткие, грубые биения пульса указывают на дух женского рода.

  

 Каждый удар пульса срока жизни в одной непрерывной серии совершенно не имеющей никаких отклонений, ровной и правильной, обозначает один год жизни. Так что сто таких ударов свидетельствуют о продолжительности жизни в сто лет; пятьдесят — о продолжительности жизни в пятьдесят лет и т. д.

 

Заключение

 Пульс раскрывает перед нами природу болезней, как фи­зических, так и психических, или душевных. Если человек обладает полным пониманием пульса, то он станет великим врачом, способным действенно помогать своим пациентам. Имеется гораздо больше тонкостей, чем те, которые я здесь упомянул.

IX

ОПРОС

Последний ствол корня диагностики — это ствол опро­са. У него три ветви: вопросы относительно «ветра», «жел­чи» и «слизи».

 На ветви, касающейся болезней «ветра», одиннадцать листьев.

Первый лист — это вопросы об условиях: питании и поведении, повлекших за собой болезнь «ветра». Например, врач спрашивает пациента: «Пили ли вы креп­кий чай?», «Ели ли козлятину?», «Ели ли свинину?», «Не го­лодали ли вы?», «Принимали легкую или грубую пищу?». Относительно поведения врач задает, например, такой во­прос: «Не находились ли вы в таком месте, где дуют холод­ные ветры?». Вопросы об условиях составляют первый лист.

 Следующие девять листьев относятся к симптомам бо­лезней «ветра».

Врач спрашивает пациента: «Не часто ли у вас бывает зевота? Не бывает ли у вас дрожи?». Это один лист.

«Не ощущали ли вы в последнее время желание как сле­дует потянуться?». Это второй лист.

«Не бывает ли у вас часто холодного озноба?». Это третий лист.

«Не бывает ли у вас болей в бедрах, позвоночнике или вообще в костях или су­ставах?». Это четвертый лист.

«Не бывает ли у вас боли нео­пределенной локализации, то там, то здесь, такой боли, ко­торая перемещается повсюду?». Это пятый лист.

И еще: «Бы­вают у вас позывы на рвоту?». Это шестой лист.

Затем: «Не было ли у вас притупления органов чувств?». Это седьмой ист.

«Не было ли у вас тревожного состояния? Не было ли так, что ваш ум ни на чем не может остановиться, но перескакивает с одного на другое? Не грубый ли у вас характер?». Это восьмой лист.

И еще один вопрос: «Когда вы голодны, не ощущаете ли вы большую боль, чем обычно?». Таковы девять листьев вопросов об ощущении пациентом симпто­мов болезни «ветра».

Последний лист — это средства против болезней «вет­ра», то, что полезно при такой болезни. В плане питания это рекомендации есть маслянистую или высокопитательную пищу, а в плане образа жизни — рекомендации находиться в теплом месте.

Таким образом, имеется одиннадцать лис­тьев: один — условия, один — лечебные средства и девять — симптомы самой болезни. Первые десять — это вопросы, а одиннадцатый — советы врача.

Вторая ветвь, опрос относительно болезни «желчи», не­сет семь листьев.

Сначала задают вопросы о возможных при­чинах заболевания в плане питания и поведения, например: «Не пили ли вы крепкого пива? Не пили ли вы старого пива? Пили ли вы крепкие напитки? Не сидели ли вы долго на сол­нце или в жарком месте? Не ели ли вы острой и жгучей пищи?». Эти вопросы составляют один лист, он касается при­чин возникновения болезни «желчи».

Вследствие этих причин человек мог заболеть, сами же симптомы болезни выясняют с помощью следующего ряда вопросов.

«Есть ли у вас горький привкус во рту независимо от того, что вы съели»?

«Часто ли у вас болит голова»?

«Не ощущаете ли вы чрезмерного жара во всем теле»?

«Не ощу­щаете ли вы болей в верхней части тела (в любом месте выше пояса)»?

 «Не чувствуете ли вы боли во время еды»?

Каждый из вопросов соответствует одному листу, и таким образом получается пять листьев симптомов болезни «желчи».

Что касается листа рекомендаций, то пациент должен есть холодную, а также горькую пищу, образ жизни пациента так­же должен быть связан с прохладой, например, ему нужно находиться в тени деревьев или в таком месте, где дуют про­хладные ветры, носить легкую одежду.

Итак, имеется один лист, касающийся причин, пять лис­тьев, касающихся симптомов, и один лист, касающийся ре­комендаций. Шесть из них — это вопросы, а седьмой — советы врача пациенту.

 

Что касается ветви опроса относительно болезни «сли­зи», то первый лист — это ряд вопросов о причинах, сред­ние девять листьев — это вопросы о симптомах, а послед­ний лист — это рекомендации.

Первый лист — выяснение у пациента, не ел ли он жирного мяса, например мяса сурка, состоящего в основном из жира и поэтому имеющего свой­ства маслянистости и тяжести. Также задают такие вопросы: «Не ели ли вы вареного недоспелого зерна? Не ели ли вы не совсем зрелой фасоли или гороха?». Относительно образа жизни вопрос может быть таким: «Не сидели или не лежали ли вы в сыром месте?».

Относительно симптомов болезни «слизи» задают такие вопросы:

«Не потеряли ли вы аппетит, так что вам не хочет­ся ничего есть?

 Не вздувался ли у вас желудок (нет ли изжо­ги)?

Не появлялся ли у вас во рту кислый привкус?

Часто ли бывает отрыжка?

Не ощущаете ли вы тяжесть в теле и вя­лость ума, так что вам не хочется ни двигаться, ни думать ни о чем?

Нет ли у вас трудностей с перевариванием пищи независимо от того, что вы едите? Бывает ли у вас рвота?

Нет ли у вас ощущения потери вкуса — что бы вы ни ели, вы не можете распробовать, кислое оно, сладкое или какое-то иное?

Чувствуете ли вы внешний и внутренний холод в организме?

Ощущаете ли вы холод только внутри тела или на поверхности тоже?

Не чувствуете ли вы боли, недомога­ния, как только пища попадает в желудок?».

Что касается рекомендаций, то пациент должен есть пищу легкую, горячую и грубую, легко перевариваемую.

В отношении образа жизни рекомендуется жить в теплом месте.

Таким образом, на ветви опроса относительно 6олезни «слизи» есть один лист опроса пациента о причинах, способствовавших болезни «слизи», девять листьев, касаю­щихся симптомов, и один лист — рекомендации.

 

Вопрос: Расположены ли листья симптомов в по­рядке возрастания их тяжести?

Ответ: Нет, это не так. Все это признаки соответ­ствующих болезней. Когда имеется сочетание двух или трех нарушений жизненных начал, то симптомы всех трех нарушений присутствуют у одного и того же человека.

 

Вопрос: Обязательно ли, чтобы при заболевании проявлялись все эти симптомы или большинство из них?

Ответ: Если, например, болезнь «слизи» исключи­тельно тяжелая, то будут присутствовать все симптомы.

Вопрос: Есть ли другие симптомы каждого типа бо­лезней или имеются только перечисленные?

Ответ: Их больше. Это только общий перечень. На­пример, что касается «ветра», бывают также усиления «ветра» и большие усиления «ветра», а также потери и большие потери силы «ветра». Существуют различные категории усиления, истощения и возмущения отдельных жизненных начал. Так что этот перечень содержит толь­ко общие категории.                                                         

Всего на корне диагностики имеется в общей сложно­сти тридцать восемь листьев. Ствол осмотра имеет две ветви: осмотр языка и осмотр мочи; каждая ветвь несет по три листа. Ствол прощупывания пульса имеет три ветви и три листа. Ствол опроса — три ветви и двадцать девять листьев: одиннадцать, семь и одиннадцать. Зная эти признаки, можно с уверенностью определить болезнь пациента.

 

Вопрос: Это количество листьев оставалось посто­янным в течение веков или какие-то листья были добав­лены? Не будет ли в следующем веке сорок листьев?

Ответ: Это общее описание, опирающееся на корен­ную природу людей, но в разные столетия количество болезней может различаться. Например, Будда Шакьяму-ни предсказал возникновение различных болезней в бо­лее поздние времена.

 

Вопрос: Есть ли вопросы относительно психики в разделе «желчи», какие есть, например, в разделе «ветра», когда врач спрашивает о грубости характера, или в раз­деле «слизи», когда он спрашивает о вялости ума?

Ответ: Нет. Таких вопросов нет. Большинство пси­хических болезней проистекают от нарушений «ветра». Неустойчивость психики обусловлена природой «ветра», для которой характерны легкость и неустойчивость.

 

Вопрос: Можно ли с помощью этих методов диаг­ностики, исследования пульса или мочи определить, что болезни вызваны действиями, совершёнными в прошлой жизни?

Ответ: Очень трудно определить, что болезнь вы­звана действиями, совершёнными в прошлой жизни. Поскольку я обычный человек, а не бодхисаттва, кото­рый мог бы определить это сразу же, только посмотрев на человека, то я последовательно устанавливаю диагноз, прописываю лекарства, а затем смотрю, помогает лекар­ство или нет. Определить, вызвана ли болезнь поступка­ми человека в прошлой жизни, можно с помощью умо­заключения. Простой человек, такой, как я, не может знать этого непосредственно.

 

Вопрос: Что вы можете сказать о генетической на­следственности? Могут ли все члены семьи быть пред­расположены к «ветру» и т. д.?

Ответ: Нет. У детей одних и тех же родителей не­одинаковы даже черты лица. Точно так же отличаются и их склонности: что они любят делать, есть, о чем дума­ют, что им нравится и т. п. Это обусловлено действиями в прошлой жизни. Эта тема крайне сложная. Например, то, что у глупых родителей рождается глупый ребенок, может означать, что в прошлой жизни этот ребенок вме­сте с этими двумя людьми совершил какое-то действие, что и послужило причиной его перерождения в данной ситуации. Такой человек, как я, не может рассуждать об этих сложных предметах.

 

Вопрос: Что вы можете сказать о профилактичес­ком питании? Если кто-то в основе своей — человек «вет­ра», поможет ли ему профилактическая диета?

Ответ: Для людей не больных, с природным преоб­ладанием «ветра», «желчи» или «слизи», эти рекомендации очень полезны.

 

Вопрос: Что такое холодная пища?

Ответ: Салат и капуста — холодные. Даже если вы готовите из капусты горячие блюда, она все-таки остает­ся пищей с холодным свойством. Приготовление на огне делает ее немного более легкой, не такой тяжелой.

Вопрос: Что вы можете сказать о специях? Ответ: Например, специи могут сделать блюдо бо­лее теплым.

Вопрос: Попадают ли в какую-либо из этих катего­рий проблемы с беременностью или менструальные на­рушения?

Ответ: Существует около сорока чисто женских за­болеваний, которые имеют отношение к тому или иному жизненному началу — «ветру», «желчи», «слизи» и кро­ви, но преимущественно они являются нарушениями «ветра» и крови. В медицинской литературе они освеща­ются особо.

 

Вопрос: Не могли бы вы привести примеры горя­чей и грубой пищи?

Ответ: Зерновые, выращенные в сухой местности. Жгучий перец. Все, что имеет жгучий вкус. Здесь, в этой стране, вы едите мало горячей пищи; мне кажется, что ваша пища преимущественно сладкая.

 

Вопрос: Если я, скажем, человек «ветра», значит ли это, что я более подвержен нарушениям «ветра»?

Ответ: Да, но я не могу сказать, что человек, приро­да которого — «ветер», обязательно должен иметь боль­ше болезней «ветра». То же самое относится и к двум другим началам. Подверженность болезни зависит от таких факторов, как питание, поведение и т. п. в кон­кретный период времени.

Вопрос: Не просматривается ли преобладание этих типов болезней в различных возрастных группах?

Ответ: Да. Преобладание «ветра», «желчи» и «сли­зи» зависит от трех факторов: природы человека, его воз­раста и местности, где он живет. У взрослых людей пре­обладает «желчь». У пожилых — «ветер». У детей преоб­ладает «слизь». Что касается местности, то у людей, жи­вущих на большой высоте, преобладает «ветер», у живу­щих на сухих и жарких низменностях — «желчь», а у живущих в маслянистых или сырых местах — «слизь». Если пожилой человек живет в холодном месте, а по сво­ей природе он относится к типу «ветра», врач должен ввиду такого неблагоприятного сочетания прописывать максимально эффективные средства от «ветра». Следо­вательно, прописывая лекарство, врач должен учитывать такие факторы: время года, местность, где живет паци­ент, его возраст и природа.

 

X

УРИНОДИАГНОСТИКА

Как смотрят в зеркало, чтобы увидеть отражение, так и опытный врач смотрит на мочу пациента, чтобы увидеть, чем он болен.

Тема уринодиагностики имеет много разделов: подготов­ка к уринодиагностике; соответствующее время для этого исследования; вопрос о посуде, в которую помещается моча для анализа; о том, как меняется окраска в зависимости от прохождения через различные органы. Существует также четыре общих вида уринодиагностики: для обычных людей без серьезных заболеваний, больных людей, людей, находя­щихся при смерти, и людей, одержимых духами. Таким образом, всего получается восемь общих подразделов.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!