Впервые опубликовано в издании: Печатается по тексту издания
nArchiv für die Geschichte det Sozialismus „ a
und der Arbeiterbewegung». Перевод с немецкого
Achter Jahrgang. Leipzig, 1919 Ha русском языке публикуется »первые
448 ]
ПРОТОКОЛЬНАЯ ЗАПИСЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ К. МАРКСА
В ЛОНДОНСКОМ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
НЕМЕЦКИХ РАБОЧИХ 30 НОЯБРЯ 1847 ГОДА
Относительно Бельгии могу сообщить, что там образовалось Рабочее общество, насчитывающее в настоящее время 105 чле нов277. Немецкие рабочие в Брюсселе, которые до сих пор были совершенно разобщены, теперь представляют уже силу; и если раньше их никуда не приглашали, то в этом году представителя Общества просили принять участие в праздновании годовщины польсной революции, которое проводится в Брюсселе городскими властями, и выступить от имени этого Общества. В случае если правительство попытается притеснять Общество, поскольку оно безусловно окажет влияние и на бельгийских рабочих, Общество решило передать свою библиотеку, насчитывающую 300 томов, и другое имущество лондонскому Обществу.
Сделаю еще несколько замечаний о литературе. Луи Блан доказывает теперь в одной из своих работ 278, что во время французской революции, в тот момент, когда пролетариат штурмовал Бастилию, городскую тюрьму, буржуазия принимала решения против тех, кто своей кровью обеспечил ей победу. Все главные деятели революции предстают теперь в своем истинном виде, появилось множество листовок, написанных в духе пролетариата и оказывающих значительное влияние на общество. Французы действуют больше в интересах какой-либо пар тии, чем ради выгоды. Перед июльской революцией * циркулиро-
|
|
» — J830 года. p«Q,
йроФоколЬная йайисЬ Выступлений маркса ад ноября 184'? г. 449
I I .................................. ................................................................. Т ' ' ' I '" I " '
вали листовки, написанные в духе буржуазии, точно так же., как теперь в ходу листовки в пролетарском духе.
Из всех трудов, созданных немецкой философией, наиболее важные посвящены критике религии; но эта критика исходила не из общественного развития. Все, что до сих пор писалось против христианской религии, ограничивалось доказательством того, что она покоится на ложных принципах, например, что писатели заимствовали друг у друга; но до Сих пор еще не подвергнут исследованию практический культ христианства. Мы знаем, что высшей идеей в христианстве является жертвопри ношение людей. Даумер доказывает в своей недавно вышедшей работе, что христиане действительно умерщвляли людей и во время причастия ели человеческое мясо и пили человеческую кровь279. Этим он объясняет, почему римляне, которые терпимо относились ко всем религиозным сектам, преследовали христиан и почему позднее христиане уничтожили всю языческую литературу, направленную против христианства. Сам апостол Павел горячо протестует против того, чтобы к причастию допускали лиц, не вполне посвященных в таинства. Теперь также легко поддается объяснению, откуда, например, взялись мощи И 000 девственниц и т. д.; имеется документ, относящийся к средневековью, который рассказывает о контракте, заключенном между монахинями одного французского монастыря и настоятельницей о том, чтобы без согласия всех не допускалось больше никакого обнаружения мощей. Повод к этому подал некий монах, который постоянно разъезжал из Кёльна в Париж и обратно и каждый раз оставлял чьи-то мощи. Все, что с этим было связано, обычно рассматривалось как мошенничество по пов, но при этом им приписывались ловкость и мудрость, далеко превосходившие время, в которое они жили. Жертвоприноше ние людей считалось священным делом, и оно действительно существовало. Протестантизм лишь перенес это на духовную жизнь человека и несколько смягчил дело. Поэтому среди про тестантов встречается больше умалишенных, чем в любой другой секте. Эта история, как она изображена в работе Даумера, наносит христианству последний удар; спрашивается теперь, какое это имеет значение для нас. Это дает нам уверенность, что старое общество идет к своей гибели, что рушится все это здание обмана и предрассудков.
|
|
Впервые опубликовано в издании: Печатается по теисту издания
uArchiv für die Geschichte des Sozialismus „ .
und der Arbeiterbewegung». Перевод о немецкого
Achter Jahrgang. Leipzig, 1919 ца русском языке публикуется впервые
* û l ............ ,,
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!