ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1544 ГОДА




45


философии как какого-то непререкаемого авторитета, либо, если в процессе критики и благодаря чужим открытиям в нем зародились сомнения в правильности этих философских пред­посылок, он трусливо и неоправданно их покидает, от них абстрагируется, причем его раболепие перед этими предпо­сылками и его досада на это раболепие проявляются теперь только в отрицательной, бессознательной и софистической форме.

(Он негативно и бессознательно выражает себя тем, что либо беспрестанно повторяет уверения в чистоте своей собст­венной критики, либо, чтобы отвлечь внимание читателя и свое собственное внимание от необходимой полемики критики с ее материнским лоном — гегелевской диалектикой и немец­ кой философией вообще, — чтобы уйти от необходимости преодоления современной критикой ее собственной ограничен­ности и стихийности, более того, он пытается создать такое впечатление, будто критике приходится иметь дело лишь с некоей ограниченной формой критики вне ее — с критикой, остающейся, скажем, на уровне XVIII века, — и с ограничен­ностью массы. И, наконец, когда делаются открытия относи­ тельно сущности его собственных философских предпосылок — такие, как открытия Фейербаха, — то критический теолог создает видимость, будто сделал эти открытия не кто другой, как он сам. Он создает эту видимость будучи неспособным на такие открытия, швыряя, с одной стороны, результаты этих открытий в виде готовых лозунгов еще находящимся в плену у философии писателям; с другой стороны, он убеждает себя в том, что по своему уровню он даже возвышается над этими открытиями, с таинственным видом, исподтишка, коварно и скептически оперируя против Фейербаховской критики геге­левской диалектики теми элементами этой диалектики, которых он еще не находит в этой критике и которые ему еще не препод­носятся для использования в критически переработанном виде. Сам он не пытается и не в состоянии привести эти элементы в надлежащую связь с критикой, а просто оперирует ими в той форме, которая свойственна гегелевской диалектике. Так, например, он выдвигает категорию опосредствующего доказа­тельства против категории положительной истины, начинающей с самой себя. Ведь теологический критик находит вполне естест­венным, чтобы философы сами сделали все нужное, дабы он мог болтать о чистоте и решительности, о совершенно критической критике, и он мнит себя истинно преодолевшим философию* когда он, например, ощущает, что тот или иной момент Геге­ля отсутствует у Фейербаха, — ибо за пределы ощущения


К. M А Р К С

к сознанию теологический критик так и не переходит, несмотря на все свое спиритуалистическое идолослужение «.самосозна­нию» и «духу». >

Теологическая критика, которая в начале движения была действительно прогрессивным моментом, при ближайшем рас­смотрении оказывается в конечном счете не чем иным, как выродившимся в теологическую карикатуру завершением и следствием старой философской и в особенности гегелевской трансцендентности. В другом месте я подробно покажу эту историческую Немезиду, этот небезынтересный суд истории, которая предназначает теперь теологию, искони являвшуюся гнилым участком философии, к тому, чтобы на себе самой про­демонстрировать отрицательный распад философии, т. е. про­цесс ее гнилостного разложения 20.

(А в какой мере, напротив, Фейербаховские открытия отно­сительно сущности философии все еще — по крайней мере для того чтобы доказать их — делали необходимым критиче­ское размежевание с философской диалектикой, читатель уви­дит из самого моего изложения. ) [XL]


...................... ...................................... ____________ t 47

[ПЕРВАЯ РУКОПИСЬ]21

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

[ I ] Заработная плата определяется враждебной борьбой между капиталистом и рабочим. Побеждает непременно капи­талист. Капиталист может дольше жить без рабочего, чем ра­бочий без капиталиста. Объединение капиталистов обычно и эффективно, объединение рабочих запрещено и влечет за собой для них плохие последствия. Кроме того, земельный собствен­ник и денежный капиталист могут присовокупить к своим доходам еще предпринимательскую прибыль, рабочий же к свое­му промысловому заработку не может присовокупить ни земель­ной ренты, ни процентов на капитал. Вот почему так сильна конкуренция среди рабочих. Итак, только для рабочего разъ­ единение между капиталом, земельной собственностью в трудом является неизбежным, существенным и пагубным разъедине­нием. Капитал и земельная собственность могут не оставаться в пределах этой абстракции, труд же рабочего не может выйти за эти пределы.

Итак, для рабочего разъединение между капиталом, земель­ной рентой и трудом смертельно.

Самой низкой и единственно необходимой нормой заработной платы является стоимость существования рабочего во время работы и сверх этого столько, чтобы он мог прокормить семью и чтобы рабочая раса не вымерла. По Смиту, обычная заработная плата есть самый низкий минимум, совместимый с «простой человечностью» 22, т. е. с животным уровнем существования.

Спрос на людей неизбежно регулирует производство людей, как и любого другого товара. Если предложение значительно превышает спрос, то часть рабочих опускается до нищенского уровня или до голодной смерти. Таким образом, существование


48


К. МАРКС


рабочего сводится к условиям существования любого другого товара. Рабочий стал товаром, и счастье для него, если ему удается найти покупателя. Спрос же, от которого зависит жизнь рабочего, зависит от прихоти богачей и капиталистов. Если пред­ ложение количественно превышает спрос, то одна из составных частей цепы (прибыль, земельная рента, заработная плата) вы­плачивается ниже цены; в результате этого соответствующий фактор ценообразования уклоняется от такого применения, и та­ ким путем рыночная цена тяготеет к естественной цене как к не­которому центру. Но, во-первых, рабочему, при значительном разделении труда, труднее всего дать другое направление своему труду, а во-вторых, при подчиненном положении рабо­чего по отношению к капиталисту, ущерб терпит в первую очередь рабочий.

Итак, при тяготении рыночной цены к естественной цене больше всего и безусловно теряет рабочий. И именно способ­ность капиталиста давать своему капиталу другое направление либо лишает куска хлеба рабочего, ограничешюго рамками определенной отрасли труда, либо вынуждает его подчиниться всем требованиям данного капиталиста.

[ II] Случайные и внезапные колебания рыночной цены отражаются на земельной ренте меньш«, чем на той части цены, которая распадается на прибыль и заработную плату; но и на прибыли они отражаются меньше, чем на заработной плате. В большинстве случаев бывает так, что при повышении заработной платы в каком-нибудь одном месте, в другом она остается прежней, а в третьем падает.

При выигрыше капиталиста рабочий не обязательно выиг­рывает, при убытке же капиталиста рабочий обязательно вместе с ним теряет. Так, например, рабочий ничего не выиг­ рывает в тех случаях, когда капиталист — благодаря фабричной или торговой тайне, благодаря монополии или благодаря благоприятному местоположению своего земельного участка — держит рыночную цену выше естественной цены.

Далее: цены на труд гораздо устойчивее, чем цены на сред­ ства к жизни. Зачастую те и другие находятся в обратном отно­ шении друг к другу. В год дороговизны заработная плата падает вследствие сокращения спроса на труд и повышается вследствие роста цен на средства к жизни. Таким образом, одно уравновешивает другое. Во всяком случае некоторая часть рабочих лишается куска хлеба. В годы дешевизны заработная плата повышается вследствие повышения спроса на труд и падает вследствие падения цен на средства к жизни. Таким обра­зом, одно уравновешивается другим.



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!