Организация и учение церкви. Раннесредневековое монашество и монастырская организация, появление арианства



Церковь в темные века. Везде сидят короли, которые не имеют реальной административной власти над низами. Эту власть имеет церковь, которая является опорой для подавления хаоса.

Вся администрация сосредоточена в церкви + политизирована.
Церковь:

Ø Сохранилась церковная десятина

Ø Есть летописцы и иные люди, пишущие хронологии

Учение церкви. Учение церкви:

Ø Догматика (вопросы вероучения)

Ø Каноны (организация и дисциплины)

Ø Патристика (учения отцов церкви и об отцах)

Отцы церкви – самые авторитетные священнослужители, толкующие Библию (комментаторы): Василий Великий, Григорий Богослов, Августин Блаженный и др.

Библия: священное писание и священное предание.

В основе христианства лежит учение о Троице. Очень важны учения о спасении. По христианству, жизнь предопределена, но человек волен во многом. Христианский ритуал:

Ø Таинства – Бог присутствует во время них.

Ø Обряд:

· Крещение

· Причащение

· Миропомазание

· Священство

· Брак

· Похороны

Наряду с разработкой тринитарного и хрис-ицинического вопросов большое внимание отцы церкви уделяли и проблеме взаимоотношения человека с Богом, в основе которого лежит учение о спасении человека (сотериологии). Оно тесно связано с христианским учением о вселенной и мире, согласно которому признается, что весь мир есть творение Божие, создан­ное им за шесть дней. Венцом этого творения и господином созданного мира предстает человек, имеющий образ и подобие божие, состоящий из души и тела, наделенный разумом и свобод­ной волей.

Библейский рассказ о запретном плоде, когда первые люди — Адам и Ева не послушались Бога и вкусили от «древа познания добра и зла», т.е. противопоставили свою свободную волю воле Бога, повествует о грехопадении человека («первородный грех»). Следствием этого явилось нарушение мирового порядка, создан­ного первоначально, человек утратил свое бессмертие. С этого же времени в мир вторглось зло, которое в христианском вероучении рассматривается как противоположность долженствующему быть от Бога, а следовательно зло — явление случайное. Материаль­ный мир (в том числе и тело человека), как созданный Богом, сам по себе не является порождением зла; оно может возникнуть в случае противоречия человека воле Божией в нравственной жиз­ни (грех) и как физические страдания (болезни, нищета и пр.). В последнем своем проявлении зло рассматривается не как абсо­лютно отрицательное для человека явление, а как божественное попущение, так как именно через физические страдания часто проходит путь к нравственному очищению и спасению.

Монастырское движение и уставы. Мо­нашество (от греч. monachos — отшельник) — одна из форм осу­ществления христианского аскетического идеала. В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской ас­кезы, не упомянуты там и монахи. Иисус не требовал от своих последователей безбрачия, а также ограничений в пище, сне и одежде. Однако он учил о тщете всего мирского и призывал сле­довать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 17—30). Мотив следования Христу во спасе­ние души, единения с ним, становится ключевым в христианской аскезе. Другой ее важной особенностью был культ послушания, смирения. Христианин должен победить не плоть, но свой эго­изм, себялюбие во имя любви к Богу. Однако в действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствие нередко превалировали в практике монашества, осо­бенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. В III—IV вв. аскеты, до того жившие внутри общины, порывают с ней и удаляются прочь от города, культивированного простран­ства, «в пустыню». Складываются две формы монашества, суще­ствовавшие на протяжении всего средневековья: наряду с кельями еремитов (отшельников) возникают первые монастыри — общи­ны монахов, соблюдающих определенный устав и подчиняющихся аббату (настоятелю). Устав регламентировал распорядок дня, быт и богослужение в монастыре. В 530 г. св. Бенедикт из Нурсии (ок. 480/490—555/560) основал на Монте Кассино близ Неаполя монастырь. В основе его устава лежало более древнее правило, предположительно связанное с кругом Лерина. Бенедикт определял монастырь как «школу служения Господу», где основой жизни монахов должно стать безграничное послуша­ние учителю — аббату, «викарию Христа». С послушания начина­ется воспитание смирения, высшей смысл которого в растворе­нии своей воли в воле Бога.

Региональная специфика монастырской жизни. Монашество появилось в III в. в Египте, затем в Палестине и Сирии. На Западе оно известно со второй половины IV в. Древ­нейшие монастыри были основаны в Аквитании св. Мартином Гурским, однако, они представляли скорее колонии отшельни­ков-энтузиастов, жизнь которых была слабо регламентирована. Иной тип монастыря складывается в юго-восточной Галлии. Около 400 г. близ Канн возник монастырь Лерин, ставший центром целой монашеской «республики» по течению Роны. Именно в Лерине скорее всего берет начало магистральное направление западного монашества, которое обрело завершенные формы в уставе св. Бе­недикта. Распространение устава св. Бенедикта в Европе заняло несколько столетий. Широкую известность принесли ему ирландские мис­сионеры, появившиеся на континенте в конце VI—VII в. Ирланд­ское монашество, возникшее в V—VI вв., отличалось глубоким своеобразием. В Ирландии, где города еще только начинали скла­дываться, епископат, не обладавший светской властью, оказался значительно слабее монастырей. Там, собственно, сложилась мо­настырская церковь. Только монастыри осуществляли пастырское служение, а аббаты или аббатиссы сами назначали епископов или митрополитов. В конце VI в. в Галлию прибыл св. Колумбан. Под воздействием его проповеди франкская знать устремилась в монастыри, ранее бывшие лишь убежищем галло-римлян; число монастырей в Галлии возросло более чем в два раза. Колумбан добивался полной правовой неза­висимости своих обителей от власти епископа. В монастырях Колумбана стало распространяться так называе­мое смешенное правило, основывавшееся как на ирландских тра­дициях, так и на уставе св. Бенедикта. Со­ветник Людовика Благочестивого св. Бенедикт Анианский (ум. в 821), сознавая необходимость приспособить устав к северным реа­лиям и сложившимся в монастырях традициям, в первой четвер­ти IX в. ввел единый и обязательный для всех монастырей обы­чай. Этот своего рода расширенный устав, св. Бенедикта позво­лил находить приемлемые, с учетом местных традиций, формы монашеской жизни и одновременно обеспечивал единство мона­шества в духе бенедиктинства.

Первый Вселенский собор и его роль в церковном строительстве. В центре внимания Первого и Второго Вселенских соборов была выработка единого взгляда на догмат о Св. Троице (тринитарное учение). Собравшиеся в 325 г. в Никее иерархи обсуждали учение александрийского священника Ария (ум. в 336 г.). Он и его пос­ледователи (ариане) признавали Бога-Отца как совершенное зам­кнутое единство, что исключало возможность передачи этой сущ­ности кому-либо другому. Поэтому Бог-Сын, по представлениям ариан, был лишь высшим творением Бога, чужеродным и непо­добным Богу-Отцу. Учение Ария вызвало резкую критику св. от­цов и было осуждено как отрицающее по существу божественную троичность. Одним из главных догматических деяний I Вселен­ского собора было провозглашение вероопределения (ороса), в котором вносилось уточнение в крещальный символ веры о единосущности Бога-Сына Богу-Отцу, что означало постулирование равенства Отца и Сына по Божеству. Догматическое постановление Никейского собора было объяв­лено не только от имени св. отцов, но и от лица императора Кон­стантина, что закрепило особую роль византийских императоров во взаимоотношениях с церковью. На соборе помимо догмати­ческих вопросов были приняты 20 постановлений канонического характера (о порядке выбора и утверждения епископов провин­ций; о предоставлении высшей власти над западными епископа­ми римскому, над восточными — антиохийскому, над Египтом, Ливией — александрийскому; и др.). Несмотря на единогласное осуждение на соборе Ария и его сторонников, церковь не была единой в этом осуждении. Сумев привлечь на свою сторону госу­дарственную власть уже в последние годы правления Константи­на Великого, ариане одержали победу над сторонниками никей­ского ороса (никейцами), которые в течение нескольких десяти­летий подвергались гонениям. Именно поэтому христианизация германских народов, совпавшая по времени с этим периодом, проходила в форме принятия ими арианства.  


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 954; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!