Варварское общество, роль варварского элемента в поздней империи



Хозяйство варваров и характер их общественного устройства. Хозяйство варваров – оседлое(где-то с I в., однако миграции все же наблюдались ввиду внешнеполитических и климатических факторов): рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесло. Земледелие было на втором плане, но по важности уже мало усту­пало скотоводству, особенно к IV в. Местами еще сохранялись подсечно-огневое земледелие и перелог, однако преобладала эксплуа­тация давно расчищенных и притом постоянно используемых участков. Обрабатывались они ралом (сохой) либо плугом, приводимыми в движение упряжкой быков или волов. В отличие от рала плуг не просто бороздит взрыхляемую лемехом землю, но подрезает глыбу земли по диагонали и с помощью специального устройства — отвала — отбрасывает ее в сторону, обеспечивая более глубокую пахоту. Позволив, таким образом, существенно интенсифицировать земледелие, плуг явился поистине революционным изобретением. Правильные севообороты еще только складывались, тем не менее к концу рассматриваемого периода начало распространяться двухполье с обретающим понемногу регулярность чередованием яровых и озимых, реже — зерновых с бобовыми и льном. Германцы не испытывали недо­статка в железе, которое производилось в основном на месте. Ве­лась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Достаточно раз­вито было ткачество, обработка дерева (в том числе для нужд кораблестроения), выделка кож, ювелирное дело. Напротив, ка­менное строительство почти не практиковалось, керамика была невысокого качества: гончарный круг получил распространение лишь к эпохе Великого переселения народов. Предметом внут­рирегиональной торговли чаще всего служили металлические из­делия; римлянам германцы поставляли рабов, скот, кожу, меха, янтарь, сами же покупали у них дорогие ткани, керамику, драго­ценности, вино. Преобладал натуральный обмен, лишь в погра­ничных с империей областях имели хождение римские монеты.
Община. Жители древнегерманских хуторов и деревень несомненно также образовывали некую общность. В первые века нашей эры род все еще играл очень важную роль в жизни германцев. Члены его селились если не вместе, то компактно (что особенно ясно проявлялось в ходе миграций), вместе шли в бой, выступали соприсяжниками в суде, в определенных случаях наследовали друг другу. Но в повседневной хозяйственной практике роду уже не было места. Членов общины объединяло также совместное участие во множестве об­щих дел: защите от врагов и хищных зверей, отправлении культа, поддержании элементарного правопорядка, соблюдении простейших норм санитарии, в строительстве укреплений. Однако коллективные работы все же не перевешивали труда общинника в своем домохозяйстве, бывшем поэтому с социально-экономической точки зрения по отношению к общине первичным образованием.  Внутренняя организация варварских племен:

Ø Тинг – вече мужчин (только), тинн – оратор.

Ø Вождь – изначально выбирался только на время походов.

Ø Знать – формировались из почетных старейшин и их родственников

Ø Князь – формирует дружину.

Ø Дружина – отбросы племени, желательно без рода.

Ø Варварское общество зачастую регулируется войной => становление военной демократии.

Постепенно появляется социальное расслоение. Появление богатых рождает желания у бедных идти в грабительские походы для добычи богатства. Войны приводят к укреплению власти князей = > строительство крепостей (бургов), идея службы, появление аристократии, властных структур.

Представления варваров о человеке, мире и животных.

Ø Человек – часть природы

Ø Легенды о мировом древе

Ø Берсерки

Ø Много легенд об оборотнях

Ø Сакрализация войны, конь священное животное с божественным происхождением

Ø Именование и хуманизация мечей

Ø Род и родовые связи играют огромную роль; родовые связи – самые крепкие (постепенно ослабевают из-за появления новых ценностей – честь и клятвоверность).

Проблема индивида в Ср. Века и совести слабо выражена. Варвары стремятся увеличить свою славу. Деньги и битвы – средства для ее увеличения.

Отношение к смерти – смерть является способом получения славы (если славная смерть в бою). С трусливой смертью все хуже. Отношение к женщинам – элемент славы, завоевание женщин. Отсюда идет рыцарство.

У варваров особое отношение к судьбе. Она предопределена только после смерти. Как умирать – зависит только от человека.

Роль варваров на территории поздней империи

Колоссальная ассимиляция. Постепенно варвары становились крестьянами и иными жителями/войнами Рима. Идет варваризация римского общества и населения. Багауды – социальные низы римского общества. Было несколько восстаний багаудов.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!