Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж 23 страница



У нее была очень строгая диета с тех пор, как в августе ей поставили диагноз «лимфома» и «рак костей». Ее основной пищей был «спирутеин» (белковый порошок), смешанный с соевым молоком. Она ела только кичри, приготовленное на пару, а также кое-какие легкие зерновые, изредка — немного сока из морковки и из травы пшеницы. А затем, думаю, она поняла, что, несмотря на ограничения, никаких улучшений не наступает, и решила, что будет есть все, что вздумается. Она просила нас приносить маха-прасад, даже жареную пищу и сладости. Она звонила Шачимате и просила ее сделать ей лазанью или тыквенный пирог. В тот вечер Шачимата привезла ей лазанью, а на следующее утро — тыквенный пирог. Она позвонила Даниэле и попросила ее сделать такой же пирог попозже, а также попросила ее мужа Джойа (он пекарь) испечь ей разного хлеба. А я ей сделала пирожки с горохом. Она съела все, что было на пиру на явление Господа Нитьянанды. А потом попросила Дики купить ей тостер. Пища стала ее самой сильной привязанностью, но она могла съесть лишь немного, а потом уставала.

Пищеварение у нее было очень слабым, а затем к этому добавилось воспаление мочевого пузыря. Спустя несколько дней Нирмала продолжала придерживаться своей легкой диеты и попросила меня приготовить кичри, «как Гитаприя готовила». Она любила, чтобы я ела с ней вместе, и делила со мной все ее особые «деликатесы». Она говорила: «Я так голодна, но вряд ли смогу что-то съесть. Ты ведь съешь это все? Ведь всего семь месяцев назад я ела так много. Поверить не могу, сколько я могла съесть на завтрак. Фрукты, сабджи, рис, дал, пять-шесть чапати, халаву и сладкий рис. Представь себе! Пять или шесть чапати ! Я так много ела».

Я сказала ей, что она может почитать прасад в уме без болезненных последствий так же, как она может выполнять и любое другое преданное служение в уме. «Хорошо, — говорила она, — я бы сейчас съела штук шесть «Слоппи Джо», которые делает Кави. Боже, как они вкусны! А теперь я в ресторане «Говинда», в Тусконе. Я ем котлетки из тофу с соусом. А теперь я в «Говинде», в Лос-Анджелесе, ем вегетарианские бургеры, пиццу, салат и чипсы». Она часто говорила о «Слоппи Джо». Как-то я сказала ей, что могу взять рецепт и приготовить их для нее. Но она отказалась: «Да нет, ты никогда не сможешь приготовить их так, как это делает Кави. Даже не пытайся».

Недели за три до ухода Нирмала почти перестала есть. Она лишь пила воду и сок, который покупал для нее Пханамандита прабху. По утрам я спрашивала ее, не хотела ли бы она поесть, и если да, то что именно. Однажды утром я ее три раза (за полтора часа) спросила об этом, и она ответила: «Я тебе скажу, если захочу есть». С тех пор она ела всего пару раз, по большей части из приличия, как, например, когда бхакта Крезо приготовил булочки с корицей на вечерний воскресный пир, потому что она очень их любила. Я видела, что она больше не привязана к еде. Она и так уже от многого отказалась, а теперь ей пришлось отбросить свое последнее желание. По разным причинам все ее друзья были в отъезде. «У меня теперь нет друзей. Я так скучаю по ним: Манджумукхи, Мигхане, Нанданандане, Гитаприе. Для меня дружба — это самое главное». (Все они вернулись, чтобы провести с ней какое-то время) Я говорила ей, что Кришна — это ее лучший друг, который никогда ее не покинет. Иногда Нирмала погружалась в депрессию, углублялась в себя. Мы думали, что она уже собирается умирать, но всякий раз она избавлялась от этого состояния и снова была жизнерадостной. Я никак не могла поверить, что она умирает, глядя на ее проницательность, живость ее ума.

За две недели до ухода состояние ее ума начало ухудшаться, но это происходило лишь иногда. Естественно, иногда она чувствовала себя подавленно, и мы не могли включить свет или кассету. Она ничего не ела и, конечно, никого не хотела видеть. В такие моменты больше всего она хотела только массажа, поглаживания по голове. Для нее важен был физический контакт. Когда нужно было поменять одежду, и я приходила, Маникундала говорила мне: «Нирмала просила напомнить тебе, чтобы ты вела себя тихо в ее комнате. Только шепот». Мне потребовалось время, чтобы приспособиться, потому что раньше у нас с Нирмалой были очень живые взаимоотношения. Нам было легко беседовать. А бостонский храм населен в основном очень серьезными преданными, которые очень молчаливы, так что я все время чувствовала себя угнетенно.

Как-то перед тем, как войти к ней в комнату, я сказала: «Хари бол!» кому-то в коридоре. Нирмала сказала: «Шшшшш! Когда ты так громко говоришь «хари бол», мое сердце подпрыгивает. Ты так громко разговариваешь. Такая сильная, могущественная личность». Частенько она утихомиривала меня, не только голос, но и мои движения. Мне пришлось потрудиться, чтобы стать менее «страстной». За время этих шести недель я научилась извлекать пользу из тишины и даже стала получать от этого удовольствие. Я больше не чувствовала себя «в осаде», а скорее, как в «духовном уединении». Правда, не всегда Нирмала была в таком тихом настроении. Иногда я спала в ее комнате. Она всегда меня будила под каким-нибудь предлогом, вроде жажды или необходимости перевернуться, но на самом деле, она просто хотела пообщаться. Хотя без сна мне приходилось тяжеловато, я использовала малейшую возможность в любое время, чтобы обсудить серьезные темы.

Нирмала говорила, что ночью тяжело. Иногда мы разговаривали по два-три часа. Я заметила, что днем всем, с кем она беседовала (обычно по телефону), она говорила, что поправляется, что врачи не знают, что говорят, что они поставили столько ложных диагнозов, основываясь на своих неверных тестах. Она всегда говорила, что у нее нет рака. Она цитировала своего кенисиолога: «Кэрол, которая очень квалифицированна, говорит, что я скоро поправлюсь, уже через десять дней, и буду танцевать на Гаура-Пурниме. Мне нужно сохранять положительный настрой. Молись за меня». Мне она тоже так говорила, но ночью она была более открытой, чтобы обсуждать другие варианты развития событий. Я уважала ее молитвенную надежду и не возражала ее высказываниям. Я понимала, что она попала в ловушку двойственности, и ее, все равно, было не переубедить. Мне кажется, что все болезни имеют метафизический или психологический источник, поэтому я не акцентировала внимание на раковых клетках. Я знала, что внутри у нее происходит очень глубокое духовное излечение. Иногда она отдавала себе отчет о своем состоянии. Она спрашивала меня, молилась ли я за нее, за ее выздоровление. Я рассказала ей свою молитву: «Мой дорогой Господь Кришна, пожалуйста, держи Нирмалу в Своих руках, и заботься о ней. Направляй ее и дай ей то, что для нее лучше всего». Для меня улучшение ее состояния означало, что она стала бы ближе к Кришне.

Нирмала рассказывала о своем страхе смерти, о том, как это может быть мучительно и больно. Ей приснилось около двадцати кошмаров о том, как на нее нападают какие-то ужасные существа. Она пугалась таких снов. Я брала ее за руку и рассказывала о защите, которую нам дает Кришна. Несколько раз она говорила мне: «Если мне придется оставаться в таком состоянии все время, то я бы предпочла умереть прямо сейчас. Не хочу, чтобы это продолжалось три года или десять лет. Даже если я смогу подняться и пересесть в инвалидную коляску, все равно, мне до конца жизни нужна будет сиделка. Или я могу вернуться в семью. Знаю, они будут обо мне заботиться, но я этого не хочу. Лучше мне поскорее умереть. Я совсем запуталась. Я одновременно хочу и сражаться за жизнь, и умереть. Надеюсь, что смогу оставить тело умиротворенно, без большого смятения. Лишь немного боли, и все».

Мы говорили о материальных желаниях и о том, как она стала по-настоящему отреченной. «Я вынуждена. Кришна все у меня отнял. Даже если я поправлюсь, у меня никак не получится наслаждаться так, как раньше. Я вижу всю иллюзорность этого. Ведь все это лишь страдания. Больше ничего в этом нет. А я так крепко придерживалась телесного представления о жизни». Я ей сказала, что какие бы желания у нее ни оставались, можно гораздо лучше их удовлетворить в новом теле, и что она привыкнет к своему новому окружению и семье. Я сказала ей, что она начнет ходить спустя лишь год (обычно в этом возрасте дети начинают ходить) и девять месяцев (в чреве матери). И напомнила ей, что она может даже отправиться в духовный мир, что может готовиться и к этому. Она ответила, «Нет, я не готова. Может быть, я приму рождение в семье брахманов». А спустя еще две недели, 1 февраля, она сказала, что готова уходить. Я спросила: «Домой, к Богу?» И она сказала: «Да. Но я не хочу быть гопи. А то все хотят быть либо гопи, либо пастушком, но мне кажется, это не мое служение. Я буду пылью или украшением на Кришне. Я чувствую себя пылинкой. Я буду свидетельницей игр Кришны в лесу».

Мы поговорили с ней о безмерной удаче, что мы обрели милость Шрилы Прабхупады, и о том, как пуста была бы жизнь без трансцендентного знания, которое он нам дал в своих книгах. Она была благодарна за возможность открыто обсуждать смерть, страхи и привязанности. На следующее утро она благодарила меня и говорила, что это ей очень помогло. «Ты не знаешь, как сильно я тебя люблю. Какие-то люди умеют слушать, другие хорошие рассказчики, но у тебя получается хорошо и то, и другое. Ты и слушаешь, и говоришь, когда это необходимо».

За две недели до своего ухода она начала путать свои внешние и внутренние ощущения. Она переживала: «Что же происходит? Что-то не так. Я схожу с ума». Ее сознание несколько помутилось, и то, что ей снилось или виделось, она начинала принимать за реальность. И время тоже она воспринимала по-другому. Ей казалось, что то, что случилось неделю или две назад, произошло только что. Однажды я зашла к ней в комнату, а она меня начала благодарить: «Спасибо тебе за ту милую картину, что ты мне сегодня подарила». «Какую еще картину?» — удивилась я. «Картину, на которой Господь Чайтанья и Господь Нрисимхадев». «Ничего я тебе такого не дарила». «Нет, дарила». Нирмала должна была остаться правой, и так оно и было, ведь для нее не было разницы. В другой раз она спросила Маникундалу: «А я была во Вриндаване?»

Ей все труднее становилось поддерживать разговор. Понимая, что на неделе она вряд ли сможет много говорить, я напомнила ей 14 февраля, утром, что сегодня день бесплатных звонков, и она может позвонить своим друзьям и семье. Она получала от них большую поддержку и часто говорила с ними по телефону. Позже я снова напомнила ей о том, что сегодня пятница — день бесплатных звонков, но она уже не могла понять, о чем я говорю. Через несколько минут она спросила меня: «Мне что, нужно на Вайкунтху звонить?» Я удивилась: «У тебя есть друг с таким именем, или ты имеешь в виду духовный мир?» «Духовный мир, — ответила она, — ты так настойчиво твердишь мне про эти бесплатные звонки, так мне что, надо на Вайкунтху звонить?» Я заволновалась и сказала ей: «Ага, а вот и номер: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Нирмала проявляла такое потрясающее терпение. Иногда она показывала свою боль (когда я ее об этом просила), но совсем редко. «О Боже мой, Боже мой! Как все болит! Боже мой, эта боль сводит меня с ума! Как только ты перестаешь массажировать, все начинает болеть». Я видела эту боль на ее лице, но она почти не жаловалась. Когда же она собиралась уходить, она полностью замкнулась эмоционально. Она говорила: «Подойди ко мне и сядь рядом, возьми мою руку. Я хочу говорить, но не могу. Я хочу плакать, но не могу. Спасибо за то, что разговариваешь со мной и говоришь мне добрые слова. У меня больше ничего нет».

Как-то Нирмала почувствовала вдохновение повторять джапу и читать книги. Она читала «Жизнь Рамануджачарьи». Спустя несколько дней она сказала: «Я была так напугана. А теперь я читаю и воспеваю. И у меня нет ни страха, ни стремлений, ни скорби. Просто удивительно». В другой раз она сказала: «Моя душа больше не хочет оставаться в этом теле. Я сказала Манджумукхи и Гитаприе, и Мигхане, что они могут забрать мои сари после моей смерти. Я знаю, они бы не захотели их носить, ведь это неудобно, потому что эти сари напоминали бы им о моей смерти. Но я им сказала, что мои сари красивы, и что их следует использовать».

Нирмала боялась задохнуться, потому что несколько раз она подавилась прасадом, водой и даже воздухом. Она паниковала, сжимала перила кровати и, если могла говорить, звала на помощь Я клала на нее руку и говорила ей: «Успокойся. Сделай глубокий вдох и воспевай в уме». И я дышала и воспевала с ней.

В возрасте 31 года 6 марта, в субботу, около 5:50 вечера, когда Нирмала деви даси ушла, она не задохнулась. Ей было трудно дышать днем. Югала Кишора была с ней около трех часов и сказала ей: «Нирмала, теперь ты можешь уходить. Не нужно тебе оставаться в этом теле. Это уже не имеет никакого смысла. Все кончено. Ты уже не красива». Нирмала могла чувствовать свое исхудавшее лицо. Югала Кишора продолжала: «Не бойся, Кришна тебе поможет. Он придет за тобой. Ты увидишь Его в лесу Вриндавана, в желтых шелковых одеждах, играющего на флейте, окруженного коровами. Пусть Он заберет тебя».

Нирмала держала руку Югалы и слушала. Я уверена, что Садхусангананда и Маникундала тоже сказали ей несколько вдохновляющих слов. Играла кассета с записью джапы Шрилы Прабхупады, и Нирмала попросила увеличить громкость. Она не задыхалась, не было и напряжения. Дики, единственный, кто был с ней в комнате, даже не заметил, как она ушла, пока он говорил с ней, потому что ее дыхание становилось все более слабым. Она ушла спокойно. Я была рада, что Нирмала избавилась от той ужасной боли. Знаю, она направилась в лучшее место с возможностью дальнейшего духовного прогресса. И испытываю благоговение перед той потрясающей добротой, которую проявил Господь Кришна по отношению к ней.

Примерно через четыре дня после ее ухода мне приснился очень радостный сон, что я танцую с ней рука об руку на улицах Бостона. Когда я проснулась, то почувствовала, что ушла вся моя грусть и печаль.

Камалини деви даси

 

Я дал клятву защищать Своих преданных

 

Прошлой ночью, во вторник, 24 марта, в Лондоне скончался Самбха прабху. Самбха прабху прибыл из Шри Дхама Майапура неделю назад. Он был в прекрасном расположении духа и планировал подольше остаться в Холи Дхаме. Спустя пару дней после прибытия Самбха прабху почувствовал себя больным и был доставлен в больницу, где пробыл до своего славного ухода. Мы бы хотели рассказать преданным об этом красивом событии.

В субботу преданные навестили Самбху прабху, который был, «по-видимому», без сознания и дышал с помощью аппарата. Около шести часов вечера к трём преданным, находившимся у него, присоединились ещё четыре или пять, среди которых был и я. Там были и члены семьи Самбхи прабху. Через несколько минут после нашего прихода они попросили преданных покинуть палату. Остаться с Самбхой прабху разрешили только его близкому другу Раме Нрсимхе прабху. Расстроенные преданные ждали в коридоре. Прошло полчаса, потом три четверти часа, но нам так и не дали знака войти снова. Наконец, родственники Самбхи прабху решили, что хотят остаться с Самбхой прабху наедине. Атмосфера стала напряжённой. Мы боялись, что Самбха прабху покинет мир в окружении своей материалистичной семьи. Раздавались комментарии преданных, вроде «Это нечестно... то, как они держат Самбху со всеми этими трубками» или «Это урок для всех нас. Нам нужно письменно выразить желание о том, что семьи не должны вставать между преданными в такой решающий момент». Кто-то сказал: «Прабхупада никогда не хотел идти в больницу. Почему мы должны позволять докторам успокаивать нас таким образом?» Напряжение нарастало, пока мы находились далеко от Самбхи прабху, которому приходилось наедине справляться со своей семьей. Мы знали, что Самбха прабху может уйти в любой момент, и чувствовали, что бессильны. Через некоторое время преданные стали молиться Кришне, чтобы Он вступился за Своего преданного.

Вдруг через пару часов отец Самбхи прабху открыл дверь в палату и сказал, что всё необходимое сделано, и преданные могут войти. Мы устремились к Самбхе прабху, и Господь устроил для него самый красивый и благочестивый уход. В палате собралось около двадцати преданных, которые встали стеной вокруг кровати Самбхи прабху. Мы пели маха-мантру, надели на него гирлянду из цветов от Радха-Гокулананда. Потом принесли святую воду. Пение продолжалось, и тогда один преданный запел «Шри-Нрсимха-кавача-стотрам», а другой принялся читать Десятую песню Шримад-Бхагаватам. Тем временем кто-то из преданных принёс гирлянды от Radha-London-Iswara’s и пыль из Холи Дхамы. Кто-то положил Самбхе прабху на грудь фотографию Радхи и Кришны и листья Туласи на губы.

Через час пребывания Самбхи прабху в такой духовной атмосфере Господь решил, что для него пришло время покинуть тело. Когда мы увидели, как умиротворённо Самбха прабху покидает тело, то почувствовали, что Кришна Сам руководит его уходом. Это было красиво, великолепно, одухотворённо. Мы три раза повторили для Самбхи прабху слова Кришны: «Я дал клятву защищать Своих преданных» и почувствовали, что это так. Кришна устроил волшебную игру.

Мы чувствовали, что Самбха прабху осознавал то, что происходит вокруг него, продолжали петь и сопровождали его, когда медсестра выключила аппарат искусственного дыхания. Только когда мы почувствовали, что Самбхи прабху больше здесь нет, мы покинули его. На его лице светилась прекрасная, умиротворённая улыбка, грудь и руки были украшены гирляндами от Господа, а голову покрывал Harinam-chaddar.

Шрила Прабхупада был бы доволен увидеть своего преданного, который предался Кришне таким образом. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, за то, что научили нас сопровождать других преданных во время их ухода.

Потом мы покинули больницу. Пришли письма от преданных из Майапура, Вриднавана и других частей Индии и Объединённого королевства. Преданные читали джапу, чтобы сопроводить Самбху прабху.  Три часа назад мы забыли, что Кришна всегда всё держит под контролем, и начали беспокоиться, что Самбха прабху остался без попечения преданных. Однако Кришна чудесным образом превратил плохую ситуацию в идеальные условия, защитив Своего преданного.

Каруна Пурна дас

 

Великолепное путешествие великой души

 

Шаранагати деви даси была одной из первых учениц Равиндры Сварупы Прабху. Их отношения взаимной привязанности и уважения были необыкновенными. Она всегда была уважаемой ученицей, полностью доверяла утверждениям Равиндры Сварупы Прабху и любила его юмор. Равиндра Сварупа Прабху, в свою очередь, очень гордился матушкой Шаранагати и заботился о её благополучии, чувствуя глубокое уважение к ней как к пожилой матаджи.

В первый раз в храм матушку Шаранагати привела её дочь Мэри. Равиндра Сварупа Прабху высоко оценил её уровень культуры, её духовность и интеллект. Она серьёзно изучала и практиковала христианство, имела учёную степень по философии и даже некоторое время практиковала буддизм. Большой прогресс на духовном пути давал ей повод гордиться своим продвижением в духовной жизни. Однако Шаранагати деви даси подошла к сознанию Кришны с естественным смирением. Смирение и серьёзность помогли ей совершить быстрое продвижение на пути преданного служения. Равиндра Сварупа Прабху часто говорил, что это было настолько необычно: воспринять в её возрасте сознание Кришны в такой целостности. Её вступление в Общество «Сознание Кришны» было естественным, так как Шаранагати деви даси искренне и честно искала Абсолютную Истину. Здесь она нашла Абсолютную Истину и отдала своё сердце Кришне. Шаранагати деви даси доверилась Равиндре Сварупе Прабху, потому что он отвечал на все её вопросы, и она чувствовала, что он учит её, как обрести связь со Шрилой Прабхупадой через его книги. Равиндра Сварупа Прабху дал ей служение: готовить для Божеств и пуджарить для маленьких Божеств Радха-Кришна в Филадельфии. Со временем Равиндра Сварупа Прабху стал поощрять её стремление к совершенствованию воспевания Святого Имени, желание жить во Вриндаване. Он был очень доволен, что его ученица живет в Святой Дхаме.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!