Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж 22 страница



Приблизительно в 16:30 Стока Кришна Прабху вдруг перестал дышать. Он уже ушел? Приблизительно через 40 секунд киртан поднялся на еще более высокий уровень. Несколько секунд спустя Стока Кришна Прабху вновь сделал глубокий вдох и затем очень мирно ушел, чтобы достичь вечного прибежища у лотосных стоп Шри Шри Радхи-Гопинатхи. Его Святейшество Радханатха Свами продолжал вдохновлять преданных петь. Он положил листочки Туласи на глаза Стоки Кришны Прабху. Киртан  продолжался полчаса. Затем Говинда прабху попросил преданных покинуть комнату, чтобы они смогли омыть тело Стоки Кришны Прабху.

Его Святейшество Радханатха Свами был серьезен и печален во время всего этого события. Когда преданные покинули комнату и занавес задернули, Его Святейшество Радханатха Свами позволил слезам скатиться со щек, показав свидетелям этого сколь велика любовь духовного учителя к своему ученику. Затем брахмачари омыли тело Стоки Кришны Прабху, надели на него новые одежды, украсили тилакой. Около 18 часов брахмачари вынесли его тело на носилках, покрытых шафрановым Его Святейшества Радханатха Свами и шалью Гопаладжи. Он выглядел, как всегда, сияющим, мирно лежа среди лепестков роз и гирлянд. Затем с ним совершили парикраму вокруг храма. Его Святейшество Радханатха Свами и Ниранджана Махарадж шли вместе с преданными. Тело Стоки Кришны Прабху поместили во дворе, и преданные начали предлагать цветы этому преданному слуге, вдохновившему всех преданных своим примером. Затем Мадан Мохан браджабаси начал вечерний киртан, он очень мягко и сладко пел Харе Кришна мантру. Ниранджана Махарадж продолжил киртан. Всю ночь преданные пели для Стоки Кришны Прабху.

5 февраля, в 7 часов утра, в сопровождении сладкого нежного киртана,  который вел Гауранга прабху, процессия отправилась к месту кремации. 3 километра шли пешком. Пришло много сотен преданных, чтобы показать свою любовь к Стоке Кришне Прабху, столь славно ушедшему.

Этот рассказ составлен и записан теми, кто ухаживал за Стокой Кришной Прабху, кто был постоянно у его постели вплоть до его ухода в духовный мир. Мы просим всех поблагодарить этих удивительных преданных, которые служили ему с такой любовью и огромным вниманием. Врачи Бхактиведанта прабху, Дваракадхиша прабху, Гирираджа прабху, Вайшнава Сева прабху, Мадхавананда прабху Вишарупа прабху,  Ачьютананда прабху, Мурари Гупта прабху заботились о Стоке Кришне Прабху. В госпитале и в храме о Стоке Кришне Прабху заботились с любовью следующие преданные: Хариболананда прабху и его друзья, Садбхуцжа прабху, бхакта Авниша и два преданных из госпиталя — Санджая прабху и Рупеша Матре прабху. Мы благодарны доктору Мадхвачарье прабху, ученику Бхакти Тиртхи Махараджа, дававшему ценные советы по уходу за Стокой Кришной Прабху и, конечно же, много преданных жертвовали на оплату лечения в течение всех этих месяцев. Благодарим этих преданных за доброту и внимание к Стоке Кришне Прабху.

Славный уход Стоки Кришны Прабху Ки — Джай!

Белгамская ятра

 

В феврале 2006 года я с группой московских брахмачари приехал в храм Шри Шри Радхи-Гопинатхи в Бомбее (район Чоупати) по рекомендации Бхакти Вигьяны Госвами. Это было незабываемое впечатление, такая атмосфера любви и заботы царила в храме, нас встретили как почетных гостей. В общем, я утонул в этой духовной атмосфере, как и все остальные преданные.

В этот же день я узнал, что в одной из комнат храма лежит преданный Стока Кришна Прабху, который готовится покинуть этот бренный мир. У него был рак спинного мозга в последней стадии. Его привезли из госпиталя Бхактиведанты в храм, чтобы он мог уйти домой, к Кришне в удивительной атмосфере любви и заботы, которую создали любящие его духовный учитель Его Святейшество Радханатха Свами и все преданные.

Каждый мог прийти в его комнату и попеть Святые Имена для Стоки Кришны Прабху. В комнате царила умиротворенная атмосфера духовного мира. На потолке были помещены изображения Божеств Шри Шри Радхи-Гопинатхи, Гаура-Нитай, Шрилы Прабхупады и Его Святейшества Радханатхи Свами, чтобы Стока Кришна Прабху мог их видеть. Аромат благовоний, цветов и мелодичное воспевание Святых Имен Господа уносили сознание в бескрайние просторы мира, где каждый шаг — это танец, а каждое слово — песня, где есть вечная, бескорыстная любовь...

Каждый день я заходил к нему воспевать с другими преданными Святые Имена. Стока Кришна Прабху медленно вздыхал, на его лице была кислородная маска, которая помогала его телу получить необходимое количество кислорода. На лице было выражение глубокого удовлетворения и счастья. Казалось, что он ни от чего не зависит больше в этом мире, не принадлежит ему. Стока Кришна Прабху приближался к долгожданной встрече со своим возлюбленным Господом Кришной, которому он служил всю свою жизнь. В глазах преданных, которые приходили к Стоке Кришне Прабху, я видел одновременно радость и печаль. Радость, потому что он возвращается в духовный мир, и печаль разлуки с ним. У каждого преданного были свои взаимоотношения с ним. Кто-то знал его близко, кто-то так же, как я, приходил выразить свое почтение ему. Я думал, кто этот необычный вайшнав, таким удивительным образом проходящий свой последний экзамен? Ведь рак спинного мозга — это ужасная болезнь, адская боль пронизывает каждую клетку всего тела практически непрерывно. Эту боль невозможно унять никаким количеством обезболивающих наркотиков. Несмотря на такую боль, Стока Кришна Прабху излучал блаженство. Кто же он? Кого уже ничто и никто не может отвлечь от встречи с возлюбленным Господом, как воды Ганги ничто не может остановить. Царица Кунти молит Господа в Первой песне Шримад-Бхагаватам: «О, повелитель Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так я хочу всегда стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого». Стоку Кришну Прабху не могла отвлечь эта ужасная боль, перед которой беспомощны даже самые мужественные и богатые люди этого мира. Ничто не может остановить любовь преданного к Кришне и любовь Кришны к Своему преданному. По непостижимой милости Кришны я стал свидетелем проявления этой любви. Кришна любил Своего преданного Стоку Кришну Прабху. Он устроил все для Своего преданного, чтобы тот покинул этот мир в обществе любящих преданных, поющих Святое Имя Кришны, в присутствии духовного учителя Его Святейшества Шрилы Радханатхи Свами в благоприятный день явления Шрилы Адвайта Ачарьи.

Его Святейшество Шрила Радханатха Свами каждый день навещал своего дорогого ученика. Милостивый Господь устроил все так, что Стока Кришна Прабху сдавал свой последний экзамен, внимая Святым Именам, которые, словно белоснежные лебеди, слетали с уст его духовного учителя и садились на лотос его сердца, который сиял, омытый слезами любви и благодарности к Господу.

5 февраля 2006 года, около 4 часов вечера, я услышал громкий киртан  в комнате Стоки Кришны Прабху и помчался туда. В комнате было около двадцати поющих преданных, мне удалось протиснуться поближе, чтобы видеть улыбающееся лицо Стоки Кришны Прабху. Через несколько минут пришли Его Святейшество Шрила Радханатха Свами и старшие брахмачари. Преданных приходило все больше и больше, пока туда совсем невозможно стало зайти. Киртан нарастал, казалось, что мы сейчас все улетим в духовный мир. Все преданные плакали, провожая Стоку Кришну Прабху. Махарадж стоял рядом, взяв ладонь Стоки Кришны Прабху в свои руки. Мелодичный киртан вел Говинда прабху, один из самых старших брахмачари храма, чувствовалось радость и печаль одновременно. Около 5 часов вечера Стока Кришна Прабху стал очень редко и глубоко вздыхать, Шрила Радханатх Махарадж наклонился и стал повторять Святые Имена на ухо Стоке Кришне Прабху, положив свою ладонь на его грудь в области сердца. Через несколько минут Стока Кришна Прабху сделал последний вдох и под звук Святых Имен отправился домой, к Господу. Из его прекрасных глаз текли слезы любви, сверкая, словно бриллианты. Вдруг я стал молиться Стоке Кришне Прабху: «Пожалуйста, будь милостив ко мне, ведь ты сейчас отправляешься к Кришне, тебе уже ничто не мешает меня услышать. Передай Господу, чтобы Он простил меня, ведь я уже много миллионов жизней как ушел от Него». И я почувствовал от него ответ: «Не только я тебя слышу сейчас, но также Шрила Прабхупада, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, и вся гуру-парампара наблюдает за всеми преданными ИСККОН, и они всегда слышат искренние молитвы своих слуг в любое время». Я был поражен.

Затем тело Стоки Кришны Прабху вынесли во двор храма, и все преданные пели Харе Кришна мантру под фисгармонь, каждый мог предложить ему лепестки и выразить почтение. Где-то через час Шрила Радханатха Махарадж представил всем пожилого вайшнава из Варшаны, он приехал только что, чтобы проводить Стоку Кришну Прабху. Махарадж сказал, что его послала Шримати Радхарани. Он запел очень красивую рагу, с таким глубоким чувством...

На следующее утро тело Стоки Кришны Прабху вынесли на паланкине и обнесли вокруг храма три раза. Затем с киртаном в несколько сотен преданных мы отправились в крематорий.

Вечером несколько часов все преданные общины и брахмачари храма прославляли Стоку Кришну Прабху Выступил Его Святейшество Шрила Радханатха Махарадж. Я узнал, что Стока Кришна Прабху несколько лет был его личным слугой. Он был смиренным и кротким преданным, никогда не жаловался и никого не критиковал, всегда радовался всем преданным и выражал всем почтение. За несколько месяцев до ухода он узнал, что у его жены скоро родится ребенок, узнал о своей болезни. Ему было тридцать с небольшим лет, и эту новость о раке он воспринял с благодарностью, как милость Господа, никого не обвиняя и не скорбя, что его ребенок останется без отца.

За неделю до ухода Его Святейшество Шрила Радханатха Махарадж  сказал Стоке Кришне Прабху: « Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами готовит сейчас все необходимое для встречи преданных в духовном мире, хочешь ему помогать?» Стока Кришна Прабху ответил: «Я Ваш слуга, я сделаю все, что Вы пожелаете». Махардж дал Стоке Кришне Прабху всю милость: «Хорошо, ты отправишься и будешь помогать Махараджу  встречать преданных».

Радха-Гопинатха прабху, один их четырех президентов храма, сказал что Стока Кришна Прабху установил стандарт для нас всех, как проходить последний экзамен. Благодаря своим качествам: простоте, искренности, благодарности, смирению, своей любовью к преданным, — Стока Кришна Прабху завоевал непобедимого Господа. Этот удивительный опыт убедил меня, что Господь очень милостив к Своим преданным и преданным Своих преданных, главные качества которых: смирение, благодарность и отсутствие даже тени желания критиковать других. Я благодарен Господу и Его преданным за такую милость и надеюсь, что смогу также пройти последний экзамен, как Стока Кришна Прабху.

Я желаю всем преданным обрести такую же милость, как Стока Кришна Прабху.

Ваш слуга Доял Нитай дас (Москва)

 

Памяти Нирмалы

 

 

На Рождественский Марафон по распространению книг в 1993 году я приехала в Даллас, чтобы встретить трех матаджи. Одна из них была бхактин Натали (впоследствии Нирмала деви даси). У меня сразу же возникло чувство, будто я знала ее долгие годы. Мы путешествовали и, проведя несколько дней в Хьюстоне, отправились в Сан-Антонио, родной город матаджи Нирмалы. Ее мама, сестра и племянник приехали в центр города, где мы распространяли книги, чтобы сделать несколько фотографий: мы стоим с книгами Шрилы Прабхупады.

Мы остановились в простеньком индийском мотеле с номерами без кроватей, что было кстати, ибо мы постелили свои спальники прямо на пол. Спустя неделю Винода-вани деви даси и бхактин Карин вернулись в Даллас, так что еще две недели мы провели вдвоем, распространяя книги в аэропорту Сан-Антонио. Мы были хорошей командой. Одно из лучших благословений в распространении книг: иметь напарника, с которым ты хорошо ладишь. Все получается лучше, когда есть дружеские взаимоотношения. Я выяснила, что я и Нирмала во многом схожи, особенно это касалось наших нервных систем. Мы обе были довольно «живыми», энергичными и мало спали. Мы выполняли несколько упражнений из хатха-йоги по утрам, так как тяжело и много работали целый день.

Винода-вани готовила весь прасад, так что, когда она уехала, мы питались очень просто: овсянка с грецким орехом и финиками по утрам, печеная картошка или пюре с маслом на обед. Сочельник Нирмала провела со своей семьей и вернулась в мотель поздно утром, чтобы почтить особый пир (для тех, кому некогда готовить): макароны с помидорами и газированный яблочный сидр.

Отец и брат Нирмалы помогли нам загрузить книги и прочие вещи, когда мы отправлялись обратно в Даллас. Мне понравилась ее семья. Ее родители — благочестивые католики, отец — священник в церкви. Правда, я не видела всех семерых ее братьев и сестер. Она была младшей из восьми детей. Пять мальчиков и три девочки. Хотя и родом из мексиканской семьи, Нирмала совсем не любила специи. Только соль в огромных количествах. И еще лимон — почти всюду его клала. Она могла съесть лимон, как если бы это был апельсин.

В январе 1997 года она поехала в Россию, чтобы получить у Шрилы Ниранджаны Свами инициацию и благоприятное имя Нирмала деви даси, «служанка безупречного, чистого, свободного от осквернения».

Мне не потребовалось много времени, чтобы заметить, что мужчины «таяли» в ее обществе, даже без ее усилий. (А что уж говорить, если она старалась!) И не только на распространении книг. Когда она пришла на помолвку моей дочери, за 12 часов ее пребывания в Денвере ко мне с мужем подошло 4 человека, спрашивая нас, могут ли они пообщаться с ней по вопросу замужества. Она была очень красива, с чудесной улыбкой.

Она поехала в Святую Дхаму, во Вриндаван, с Дханудхарой Свами и группой из десяти молодых преданных. Увлекательная программа Махараджа привлекала все ее внимание, и она смогла получить все преимущества своего паломничества.

Нирмала была такой забавной. Мне кажется, что многие не знают об ее остроумии, потому что она скрывала его от тех, с кем не чувствовала себя легко. Но Нирмала любила смешить меня, и даже за две недели до своего ухода она все еще шутила. Даже когда она испытывала ужасные боли, она все равно смешила меня. Иногда Нирмала шутила и над другими, это так, но чаще всего она смеялась над собой. Когда я пыталась повторить ее шутки, обычно люди не находили в них ничего такого уж смешного, так что, наверное, это зависит от взаимоотношений с ней. Любой, кто хорошо знал ее, понимает, о чем я. Нирмала говорила, что преданные из Восточной Европы и России не понимают ее юмор, потому что у них свой, так же не понятный нам, юмор. (Бостонский храм почти наполовину заселен преданными из России, Хорватии и их окрестностей. Нирмала была единственной американкой, живущей в храме)

Вскоре после того, как я приехала заботиться о Нирмале, я сказала, что ей необязательно развлекать меня, что она может использовать свои силы для внутреннего развития. Но она любила позабавиться, чтобы отвлечься от сильной боли, уменьшить депрессию и услышать мой смех.

Когда Нирмала ездила в Индию, она кое-что купила на будущее. Но до этого у нее почти ничего не было. Она была очень опрятной и чистоплотной, она обычно организовывала уборку в ашраме матаджи и в фойе по воскресеньям. Года полтора назад она позвонила мне и сказала: «Я поняла, почему ты так долго читаешь свою джапу (почти в два раза дольше, чем она сама). У тебя слишком много вещей, и они загромождают все твое сознание. Избавься от всего этого. Просто выброси». Особенно теперь, после переезда, я могу понять, как она была права.

Нирмала до того, как сильно заболела, читала книги Прабхупады каждый день, как минимум, пару часов. Думаю, она прочитала их все. Когда я говорила с ней по телефону, то всегда спрашивала, что она читает. Когда я узнала, что ей поставили диагноз «рак», то приехала в Бостон в сентябре, чтобы ее навестить. Хотя Нирмала похудела, и у нее из-за химиотерапии выпали все волосы, она казалась все такой же жизнелюбивой. Я пробыла у нее неделю и три дня ходила с ней в больницу на переливание крови, химиотерапию и лечение радиацией. Гитаприя деви даси так хорошо о ней заботилась, готовила, делала всю остальную работу. Я была потрясена ее самоотверженной отдачей. На Рождество мне позвонил Шрила Ниранджана Свами и спросил, могу ли я приехать и помочь в заботе о Нирмале, предлагая оплатить мой авиабилет. 13 января поздно ночью я прилетела в Бостон. Маникундала деви даси, добросердечная «старая» преданная 38-ми лет, родом из Венесуэлы, которая заботилась о Нирмале пару недель после отъезда матаджи Гитаприи, ввела меня в курс дела.

На следующее утро Нирмалу привезли в ашрам матаджи. Я немного нервничала перед этой встречей с Нирмалой, потому что ожидала увидеть ослабленную, истощенную женщину. Но вместо этого она показалась мне радостной и оживленной. Хотя она была очень худа и парализована, начиная от талии, она сидела на больничной койке, такая похожая на себя. Она немедленно заняла меня уборкой своей комнаты. Я еле управлялась. Нирмала любила находить дела для меня с Маникундалой деви даси все время. Зачастую мне казалось, что она очень требовательна. Я поняла, что она, как ребенок, нуждается в чувстве защищенности, в уверенности, что вы ее не бросите. Нирмала привязывалась к любому, кто о ней заботился. Когда я принялась выполнять эти обязанности, она стала более умиротворенной. Я называла ее теми же прозвищами, что и свою дочку: «Бэти» (на хинди это значит «дочка») и «ангелочек». Ей это нравилось. Я на 14 лет старше Нирмалы.

Она всегда хотела знать, чем я занимаюсь, когда я не с ней. «Куда ты ходила? С кем говорила? О чем вы говорили? Где вы разговаривали? Что ты ела? Это было вкусно? А кто лекцию читал? А о чем? А как были одеты Божества? Кому ты писала? А о чем было письмо?» и так далее. Ее жизнь была ограничена так, что таким образом она «жила через меня». Она была прикована к постели и даже не могла видеть солнца, земли, снега, а лишь только крыши зданий в окне и вещи в комнате. В ее комнате стояли самые красивые Божества Гаура-Нитай, которые принадлежали Садхусангананде. Они были сделаны из дерева нима, и руки Господа Нитьянанды были протянуты, как бы говоря: «Возьмите, возьмите! Забирайте любовь к Богу. Вот же, Я даю ее вам!» А у Махапрабху одна рука была воздета вверх, давая защиту, а другая — опущена вниз, даруя милость. Нирмала сшила для Них милые шелковые дхоти и чадары,  обшитые по краям бисером. Темно-красные для Господа Чайтаньи, и синие для Господа Нитьянанды. У Них не было корон и украшений. Зато на Них всегда были цветы, которые присылала тетя Нирмалы, Даниэл, Рэйчел или Гитаприя.

Вайджаянти приносила маха-цветы. Ночью я иногда ставила свечу перед Божествами, и Их присутствие создавало уют и возвышало. Часто я молилась Им, чтобы быть инструментом Их любви, чтобы облегчить страдания Нирмалы, особенно когда я делала ей массаж. Маникундала и я часто часами делали ей массаж. Мы могли только представлять себе ту боль, которую чувствовала Нирмала. А насколько все ухудшалось из-за того, что она сама не могла двигаться. Разве что руки. Лежа на одном месте, не имея возможности усилить кровообращение в своих конечностях и размять мышцы, она испытывала ужасные боли в теле, особенно в спине. Ее ноги были парализованы, так что они ничего не чувствовали, но мы все равно разминали их.

Она говорила: «Я так молила Гаура-Нитай, чтобы эта боль ушла из моих ног, так и произошло. Но теперь, с 14 декабря, я парализована. Если бы я знала, что у моих молитв будет такой результат, я не думаю, что молила бы об этом. Думаю, я предпочла бы возможность ходить. Разве так многого я прошу — просто ходить? Чтобы я просто могла пойти в ванную и сама принять душ, чтобы я могла спуститься вниз в алтарную, на утреннюю программу. Раньше я всюду бегала. А теперь у меня всего четыре варианта: я могу лежать на спине, на левом боку, на правом или на животе. Да и то, если мне помогут перевернуться». А переворачиваться ей было очень больно.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!