Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений



Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что .необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движе­ние.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей выполнению не­сложных действий под музыку. Например, перед занятием воспи­татель или музыкальный руководитель надевает на руку куклу бибабо (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. п. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать» М. Красева или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.

Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движе­ний: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Двухлетние дети с удовольствием исполняют пляски, состоящие из этих элементов. На музыкальных занятиях необходимо побуждать каждого малыша к действиям, не настаивая и не требуя. Пусть даже малыш первое время не будет участвовать в пляске, а просто будет наблюдать за детьми. Постепенно, вначале очень робко, затем смелее, он станет выполнять со всеми детьми те или иные движения, включаясь в общий ритм. Активность двига­тельной реакции при этом будет определяться и музыкальным произведением, и забавным петушком в руке воспитателя. Все это говорит о том, что музыкальный руководитель и воспита­тель должны тщательно продумать весь ход проведения на занятии музыкально-ритмических движений, особенно внесение музыкально-дидактической игры, различных игровых действий, привлекательных для малыша.

Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, при­думать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения мы пытаемся сочетать с иг­ровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложили детям придумывать свои движения. Показали различные иллюстрации с пляшущими клоунами, пет­рушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметили, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Действительно, движения детей были настолько интересными, разнообразными, согласованными с рит­мическим рисунком пьесы, что мы составили вместе с детьми общую пляску клоунов. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вна­чале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими эле­ментами выразительности, двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).

Таким образом, надо активно развивать и обогащать дви­гательную реакцию детей. В этом большую помощь могут ока­зать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступаю­щего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. На­пример, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа гово­рит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело»— и пошла по залу подскоками. Миша придумал ин­тересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.

В свободное от занятий время мы предложили детям задание: придумать композицию танца, при этом организовали как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше приду­мает движений. Дети договаривались между собой, какие элемен­ты движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наибо­лее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.

Для детей старшего возраста мы часто используем магнито­фон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового испол­нения знакомых произведений эмоционально воздействует на ре­бят. Инструментальная музыка вообще отличается многообра­зием средств выразительности, что и привлекает маленьких де­тей. Некоторые занятия для ребят старшей и подготовитель­ной групп мы начинаем со звучания марша в исполнении духо­вого оркестра. У детей появляется более приподнятое настроение и при этом большая четкость в выполнении движений.

Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий знако­мит детей с другим характером исполнения известных произ­ведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движе­ния, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Опре­дели пляску» и др. Овладение детьми различными музыкаль­ными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.

Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импрови­зировать, а с другой — при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.

Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз), затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обхо­дят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.

Когда дети устраивают концерты для кукол, они, как пра­вило, составляя программу этого концерта, включают пляски с элементами импровизации, а некоторые песни драматизируют. Например, песню «Савка и Гришка» (белорусская народная мелодия в обработке В. Герчик) дети любят обыгрывать, но не все охотно исполняют роль деда. Воспитатель решил помочь детям. По его просьбе родители сделали для деда заборчик и скамейку, необходимые по содержанию песни, затем вместе с деть­ми раскрасили их. Драматизация песни стала проходить ин­тересно, уже никто не отказывался играть роль деда, так как все поняли, что эта роль не второстепенная: дедушка показы­вает Савке и Гришке, как играть на дудочке. Каждый, испол­няющий роль деда, старался придумать свой ритмический рисунок мелодии на дудочке. С целью развития у детей творчества вос­питатели часто предлагают обыгрывать эту песню без музы­кального сопровождения. Кто-то из ребят участвует в драма­тизации, остальные поют песню.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.

Примерные планы музыкальных занятий, на которых используются музыкально-дидактические игры

Первая младшая группа

1. Марш Э. Парлова. Ходьба. Учить детей начинать и заканчивать ходьбу точно с началом и окончанием музыки. Упражнение «Ловкие ручки» Е. Тиличеевой. Развивать умение согласовывать движения с музыкой.

2. Слушание «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой. Развивать желание слушать вокальные произведения в исполнении взрослых. Использовать игрушки (мишка, кроватка).

3. Пение «Серенькая кошечка» В. Витлина — исполнить для определения. Использовать для обыгрывания «волшебный ларец» и кошку (бибабо). По­буждать детей к подпеванию.

4. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». Учить детей различать на слух звучание колокольчика, дудочки, музыкального молоточка, ритмических палочек. Использовать соответствующие игрушки.

5. Пляска «Приседай»— эстонская народная мелодия. Побуждать детей вы­полнять движения под музыку и пение взрослых.

Вторая младшая группа

1. Марш А. Богословского. Приучать детей двигаться в соответствии с характером музыки.

Упражнение «Пальчики и ручки» — русская народная мелодия. Развивать умение реагировать на двухчастную форму музыки.

2. Слушание «Куклы» М. Старокадомского. Познакомить с песней, рассмот­реть иллюстрацию. Воспитывать способность слушать музыку, не отвлекаясь.

3. Пение «Петушка»— русская народная песня. Учить детей петь напевно, правильно передавать мелодию. Предложить кому-либо из детей (Оле, Саше) отхлопать ритмический рисунок песни или отстучать музыкальным молоточком — «сыграть» песню.

«Зима» В. Карасевой. Петь протяжно, внятно произносить слова. Предложить спеть песню с воспитателем без музыкального сопровождения.

4. Музыкально-дидактическая игра «Определи». Учить детей узнавать музыку, характеризующую медведя, зайчика, птичку. Использовать лесенку из трех сту­пенек и соответствующие игрушки.

5. «Игра с куклой» В. Карасевой. Развивать желание выполнять движения под музыку.

Средняя группа

1. Марш Ф. Надененко. Ходьба в колонне по одному. Приучать детей точно начинать и заканчивать движение с музыкой.

Упражнение «Барабанщики» Д. Кабалевского. Самостоятельно менять дви­жение в соответствии с трехчастной формой музыки.

2. Пение. «Флажки» Е. Тиличеевой. Предложить спеть попевку и палочка­ми постучать ритмический рисунок. Сыграть мелодию на металлофоне (учить детей правильно держать молоточек при игре на инструменте). «Строим дом» Е. Тиличеевой — продолжить разучивание. Брать дыхание между музыкальными фразами. «Наша мама» Е. Тиличеевой. Выразительно исполнять песню, предло­жить спеть подгруппе детей.

3. Слушание «Песенки зайчиков» М. Красева — исполнить для определения. Развивать желание слушать и узнавать знакомое произведение.

4. Музыкально-дидактическая игра «Отгадай бубенчики». Определять на слух звучание одного из трех колокольчиков.

5. Русская пляска с балалайками. Использовать музыкальные игрушки в пляске, выполнять с ними различные движения.

Старшая группа

1. Марш Д. Кабалевского. Ходьба. Учить детей менять направление дви­жения в соответствии с двухчастной формой музыки. Ходить легко, ритмично.

Упражнение «Передача платочка» Т. Ломовой. Учить детей выполнять дви­жения плавно, в такт с музыкой.

2. Слушание «Марша» Д. Шостаковича — первоначальное слушание. Рас­крыть содержание и характер произведения, рассмотреть иллюстрации.

3. Пение. «Лесенка» Е. Тиличеевой. Спеть несколько раз, сопровождая каж­дый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Исполь­зовать лесенку из пяти ступенек. Предложить передать движение мелодии на губной гармошке (триоле). «Голубые санки» М. Иорданского. Учить детей петь выразительно, без напряжения, легким звуком. «Песня про елочку» Е. Тиличеевой. Правильно передавать мелодию, слушать свое пение и пение других детей. «Гуси-гусенята» Ан. Александрова. Выразительно исполнять песню, предложить спеть песню с солистом (Саша, Света). На слог «га-га-га» подыграть на триолах 3—4 детям.

4. Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». Учить детей узна­вать знакомые песни по мелодии, сыгранной на металлофоне, уметь назвать композитора.

5. Пляска «Матрешки» Ю. Слонова. Учить выполнять легкие пружинящие движения ногами, красиво и ритмично взмахивать платочками.

6. Игра «Ловишки» И. Гайдна. Развивать активность и внимание.

Подготовительная к школе группа

1. Ходьба с ускорением и замедлением движения. Выразительно и непринуж­денно двигаться в соответствии с динамикой. Упражнение «Веселые скачки» В. Можжевелова. Добиваться легких и ритмических движений.

2. Слушание «Детской польки» М. Глинки (грамзапись). Воспитывать уме­ние слушать инструментальную музыку, определять характер произведения.

3. Пение распевки «Качи»— русская прибаутка. Правильно передавать мело­дию, ритмический рисунок на металлофоне. Предложить показать на фланелеграфе кружочками-нотами движение мелодии. «Праздник веселый» Д. Кабалевского—дальнейшее разучивание. Брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. «Патока с имбирем»—русская народная при­баутка. Петь выразительно: напевно, легко, ясно произносить окончания слов. «Гуси» А. Филиппенко. Предложить спеть, усиливая звучание. Исполнить песню с сопровождением и без него, правильно передавать мелодию.

4. «Парная пляска»— карельская народная мелодия. Танцевать выразитель­но, непринужденно. Отрабатывать тройной притоп.,

5. Музыкально-дидактическая игра «Узнай и повтори». Расширять и закреп­лять знания детей о музыкальных инструментах, учить узнавать их по звуча­нию, уметь передавать ритмический рисунок на инструменте.

6. Игра-хоровод «Здравствуй, осень» В. Витлина. Учить точно соотносить движения с текстом хоровода, выразительно передавать содержание игры.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!