Значение музыкально-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР



Nbsp; Н.Г Кононова МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Из опыта работы музыкального руководителя   МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982 ББК 74.113 К64     Рецензенты: кандидат педагогических наук Л. Н. Комиссарова, музыкальный руководитель яслей-сада № 267 Москвы Т. А. Жукова.   Кононова Н. Г. К64 Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.—96 е., ил. Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм В книге раскрывается опыт музыкального работника детского сада г. Владивостока, который рассказывает, как проводить музыкальные игры, как знакомить детей со сложными законами музыкальной грамоты на занятиях, как проводить игры на праздниках и в часы досуга, как помочь родителям развивать у детей любовь к музыке.     ©Издательство «Просвещение», 1982 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев в Отчетном докладе XXVI съезду партии отметил: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь»1. Вот почему такое важное значение уделяется художественному воспитанию детей, которое имеет своей целью научить с раннего возраста правильно воспринимать произведения искусства. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развито­го человека. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко и воспевает она ве­ликую гармонию природы. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуж­дает в человеке острую наблюдательность к голосам и созву­чиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира. Возникновение в нашем сознании естественных, закономер­ных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкаль­ного воспитания, которое фактически дает человеку ключ к вос­приятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким, ключом — это важная предпосылка формирования действи­тельно прекрасного во всех отношениях человека. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, фор­мы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. 1 Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 63. Ребенок реагирует на мелодическое пение матери, затихает а прислушивается к нему уже с первых дней своего существова­ния. У него появляется способность к практическим действи­ям — подстраиваться к певческим звукам, приплясывать на руках взрослых под веселую музыку, чувствуя инстинктивно ритм, темп. Следуя за взрослым, он начинает воспроизводить музыкальную мелодию, постепенно сам становится «творцом» — может сочи­нить несложную песенку. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображав в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую птичку и жужжащего шмеля, неуклю­жего медведя и хитрую лису. Все более устойчивым и активным становится внимание детей в процессе слушания музыки. Они узнают произведение по его фрагментам, отличают вокальную и инструментальную музыку, различают их жанры. У детей накапливается запас любимых произведений, их они запоминают, просят повторить. Многие музыкальные произведения несут в себе большой познавательный заряд, вооружают детей новыми сведениями об окружающем, о нашей Советской Родине, о дружбе и товариществе детей всех стран мира, о Москве, «об основателе Советского государства Владимире Ильиче Ленине. Эти важные общественно-полити­ческие темы рассматривается и в жанре детской песни. Диапазон нравственного воздействия музыки намного шире. Когда мы знакомим дошкольников с бессмертным сочинением П. Чайковского «Времена года», мы прививаем любовь к родной природе, воспитываем чувство гордости за родную землю, т. е. решаем задачи нравственного воспитания. Музыкальное воспитание осуществляет интенсивное эстетическое развитие дошкольника: формирует навыки правильного, осознанного восприятия различных (посильных для данного воз­раста) явлений. Развитие музыкально -сенсорных способностей при обучении пению, игре на детских, музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче) . Постепенно у детей в процессе музы­кальной деятельности формируются способности: мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память. Опыт показал, насколько полезно для общего развития де­тей вовлекать их в самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т. е. непосредственность действий, увлеченность, стремление по-своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце. Поставленные «Программой воспитания в детском саду» зада­чи по музыкальному воспитанию реализуются посредством основ­ных форм организации детской деятельности: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность в сво­бодное от занятий время, когда по инициативе детей возникают игры с пением, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые. С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного. Эта мысль принадлежит выдающемуся советскому педагогу — А. С. Макаренко, который утверждал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. И мы, воспитатели, в силу своих возможностей должны дать ее нашим детям. Вопросам организации развития музыкальных способностей дошкольников путем использования музыкально-дидактических игр и посвящена настоящая книга. Она предназначена прак­тическим работникам детских садов. Автор делает попытку раскрыть разнообразные формы организации музыкально-дидактических игр и найти пути примене­ния их на практике, решить некоторые вопросы развития детского творчества, обобщить опыт работы по организации оркестра с детьми 4—7 лет, указывает на возможность создания специа­лизированного первого музыкального класса в средней общеобра­зовательной школе. Даются также конкретные методические ре­комендации по организации работы с родителями. Практический материал использования музыкально-дидакти­ческих игр получил одобрение в ряде городов и поселков При­морского края на семинарах музыкальных руководителей и кон­ференциях дошкольных работников.

значение музыкально-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В жизни ребенка

Труд воспитателя всем своим содержанием устремлен в бу­дущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно пред­угадать, кем они станут, но какими они должны быть — забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседнев­ной жизни.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музици­руют на детских музыкальных инструментах, организуют театра­лизованные представления. Одним из важнейших средств раз­вития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музы­кальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогиче­ская ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального вос­приятия, игровое действие должно помочь ребенку в интерес­ной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, коло­кольчики, музыкальные и ритмические молоточки (рис. 1, 2).

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и до­ступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответствен­ности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «кон­церт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед това­рищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, вни­мательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соот­ветствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами при­нимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать рит­мические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной сто­роны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

Вместе с детьми можно изготовить большое количество раз­даточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре. Можно дать задание подновить карточки. С этим вполне могут справиться дети 5—6 лет. Музыкально-дидактиче­ские игры можно организовывать на музыкальном и других заня­тиях, в, свободное время.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!