Создание фильма «Так что же все-таки мы знаем?»



Работая над фильмом «Так что же все-таки мы знаем?», мы поклялись не лицемерить и не заниматься словоблудием. Мы собирались перейти от теории к практике. То есть мы хотели строить жизнь, руководствуясь идеями, изложенными героями нашей картины. (И больше всего нас привлекали две темы, поднятые этими замечательными людьми: «Эмоциональная зависимость» и «Создание собственной реальности».) Другими словами, мы решили быть «учеными-исследователями собственной жизни» – использовать научный подход в изучении и анализе своих судеб и посмотреть, работает ли это. И результат этих усилий оказался великолепным: мы изменили нашу жизнь к лучшему.
С другой стороны… Фильм-то вначале был назван: «Так что же, на фиг, мы знаем?». Это потом мы «заглушили» в названии нехорошее словечко и заменили его на «все-таки». (Оригинальное название фильма «What the BLEEP Do We Know?». Слово «bleep» подразумевает короткий звуковой сигнал, который нередко включают на телевидении, чтобы заглушить ненормативные выражения интервьюируемого. – Прим. ред.) Так что неясно, захотите ли вы прислушаться к нам? На самом деле, тот, кого вы слушаете и должны слушать, – вы сами.

//-- Масса за массой --//
Я снимал одну сцену в багдадском театре. Мы должны были работать с полуночи до рассвета, а утром «очистить помещение». Мы не успевали. Я понял, что у нас все идет наперекосяк: сцена совершенно не складывалась. Рамта говорит о подобных случаях: «Это работа «масса за массой». Другими словами, мы не создавали нечто новое, а судорожно передвигали физические объекты – вместо того чтобы расслабиться и свободно творить на тонком уровне. Я понял: надо остановиться и настроиться на нужный лад. И вспомнил одно мудрое выражение: «Пришло время творить, как творит Бог». Это все, что я помню о той ночи – но к рассвету все было сделано.
– Марк —

 


Подумайте об этом…

Осмотрите обе стороны гипотетического «забора»:

Сознание – Физическая реальность
Разум = Материя
Духовность – Наука
Трансцендентальное «я» – Природа
Бог – Материальные объекты

Соедините пары понятий линиями, которые показывают взаимоотношения «есть» (сознание есть материя, реальность есть сознание). Какое соотношение вы считаете наиболее правильным?
• Эти соотношения исключают друг друга?
• В чем проявляется дуализм? Является ли секс попыткой покончить с дуализмом?
• Как вы думаете: время для нас существует затем, чтобы дать нам время узнать нашу силу и оценить последствия ее применения?


Я творю свою реальность?

Я живу жизнью, которая мне нравится, и мне нравится жизнь, которой я живу.
Вили Диксон, композитор, блюзмен


В предыдущей главе мы рассуждали о том, можно ли считать принцип «Реальность создается сознанием» законом Вселенной.
А также пытались узнать: есть ли какие-то свидетельства того, что этот принцип верен; и если есть, то как они проявляются в нашей жизни.

Мы – машины, создающие реальность. Мы все время творим явления реальности. Если мы черпаем информацию из скудной базы знаний, наша реальность также получается скудной. Если база знаний обширна, то и реальность богата явлениями и возможностями.
– Джо Диспенза

Итак, вы уже сформировали свое отношение к тому, что именно человек создает свою реальность. Большинство из вас убеждены, что это верно – ну, во всяком случае, верно до некоторой степени. Вопрос в том, насколько далеко вы заходите в своей убежденности. Настолько, чтобы с уверенностью решать, купите вы сейчас мороженое или нет? Или вы готовы поверить, что дождевой ливень, заставший вас на улице врасплох, – ваше творение?
Последствия нашего отношения к принципу «Реальность создается сознанием» колоссальны. Причем не только для нас и той жизни, которой мы живем, но и для судеб целых городов, государств, всей планеты.

 

Что на завтрак, что на жизнь?

Скорее всего, вы согласитесь: что касается мелочей, мы действительно творим свою жизнь. Вы решаете, подниметесь ли утром по звонку будильника или будете спать, сколько спится. Вы решаете, что носить, что приготовить на завтрак (или завтрак пропустить). А когда вы в течение дня встречаетесь с различными людьми – дома, на работе или в дороге, вы решаете, как с ними себя вести. Ваши намерения – или ваше решение не иметь никаких намерений и просто плыть по течению – влияют на то, что вы делаете и что с вами произойдет.

Вы на самом деле управляете голографическим проектором, способным создавать материальные объекты. Это невероятно гибкий инструмент, он сделан Вселенной специально под вас. И вы находитесь в процессе обучения. Как только вы научитесь сознавать то, что вы делаете, в достаточной степени, ваше намерение заставит этот прибор творить ту реальность, которая вам нужна.
– Уильям Тиллер, доктор философии

Вся траектория жизни определяется вашими каждодневными решениями. Вы намерены жениться? Завести детей? Поступить в университет? Что вы хотите изучать? Какую карьеру собираетесь сделать? Где работать? Ваша жизнь не просто «случается» – она основана на выборах, которые вы совершаете каждый день – или не совершаете.
Но вопрос остается: как далеко распространяется ваше влияние на вашу жизнь? Насколько велики ваши шансы встретить девушку своей мечты? Иметь хорошего начальника? Выиграть в лотерею? И, в конце концов: ЧЬЮ жизнь вы творите? Кажется глупым спрашивать такое, но понятие «я» во фразе «я создаю свою реальность» требует внимательного рассмотрения. Оно внесет в наши размышления ясность.

 

Кто я?

Глубокая медитация на этом Великом Вопросе, учил индийский мудрец Рамана Махарши, напрямую ведет к просветлению. Но давайте пока отложим достижение просветления и сконцентрируем внимание на акте творения…
Вспомним высказывание Фреда Алана Вольфа: «Следует понимать: внутреннее «я» и «эго» – не одно и то же. Предположение о том, что человек как эгоистическая личность может творить окружающий его мир, скорее всего, неверно». Но это поднимает вопрос: «Тогда кто же творит?». Когда вы пьете в ресторане кофе, очевидно: двойной капучино заказала та самая «эгоистическая личность», а не бессмертная сущность. И когда дерево падает прямо на крышу вашего новехонького автомобиля, «эго» здесь ни при чем.

Для чистого все чисто; но для тех, кто нечист сам и не верит ни во что чистое, нет ничего чистого; даже их разум и совесть загрязнены.
– Послание к Титу св. Апостола Павла, 1:15

Чаще всего люди отвергают принцип «Я творю свою реальность», когда в их жизни происходит нечто такое, чего они наверняка – ни за что на свете, ни при каких условиях! – не создали бы. «Я бы никогда не сотворил подобное!» – восклицает в таких случаях человек. Это правда: он – вполне определенная личность – никогда бы такого не сделал. Но, как утверждают почти все духовные традиции, в человеке существует больше, чем одно «я»…
Эта божественная шизофрения имеет много «проявлений»: эго – истинное «Я», личность – божественная сущность, сын человеческий – сын Божий, смертное тело – бессмертная душа. Но, в сущности, все это говорит об одном: существуют разные уровни манифестации (творческого воплощения) сознания. И цель просветления состоит в том, чтобы не путаться в них, а отождествиться с изначальным «Я» и творить из одного источника. (Именно поэтому основу практической части учения Махарши составляет медитация «Кто я?») В этом – высшая цель эволюции человеческого сознания.
И здесь следует отметить особо: осознавание «я творю то-то и то-то» – отличный инструмент нашего развития в правильном направлении. Если ваше вечное «Я» создает реальность, то каждый раз, когда вы не принимаете участие в этом прекрасном деле, вы отвергаете или отрицаете частицу себя. А это не способствует устранению внутренней слепоты и путаницы. Великие просветленные учат: духовная часть нашего существа творит реальность лишь для того, чтобы мы могли познать свою внутреннюю раздробленность, преодолеть ее и стать цельными. И на этом пути нам, возможно, приходится переживать такие вещи, которые мы как ограниченные эгоистические личности едва ли бы для себя выбрали.
Духовные учителя Востока называют это кармой: мы сами создали (когда-то давно или в недавнем прошлом) все условия и состояния, с которыми имеем дело в этой жизни. Но тогда как взаимодействуют кармы всех людей в этом всемирном спектакле? Как это все сочетается? Каким образом случаются счастливые (и несчастливые) «совпадения»?
И кто сконструировал компьютер, способный «увязывать» судьбы шести миллиардов человек?

Недавно я понял, что сам акт отрицания нашего участия в творении своей реальности влияет на наши судьбы. Мы непрестанно цепляемся за смутные размышления, лишь бы не иметь дел с причинами того, что порой с нами происходит. Мне кажется, что я занимался этим «жульничеством» большую часть жизни. Надо всегда спрашивать себя: по каким критериям я определяю, что создал или не создал определенное явление или событие? Моим критерием всегда был такой: я создал все радостное и удобное. При этом я отрицал ответственность за возникновение тех вещей, что приносили мне неприятности. Некоторое время мне удавалось выйти сухим из воды… но затем реальность догнала меня. Так всегда бывает. Сейчас у меня не вызывает сомнений: я сам – причина и/или участник всего, что происходит в моей жизни.
– Марк —

 


Как это работает?

Вселенная – этот самый компьютер и есть. Он связан со всеми и состоит из всего. И он не отвечает на наши попытки управлять им, потому что он и мы – одно.
Дуалистическая теория кармических последствий гласит: я ударил Боба – значит, точно так же кто-то ударит меня. Такой подход подразумевает причинно-следственную связь между событиями – типичный ньютоновский взгляд на мир. Недуалистический подход предлагает принципиально иную интерпретацию подобной связи. Он таков: действие или мысль (что, по сути, одно и то же) зарождается в какой-то части вашего сознания. У него (нее) есть собственная частота вибрации. Совершая данное действие, вы устанавливаете связь со Вселенной на основе вибрации этой частоты. Поэтому все явления внешнего мира, которые имеют ту же собственную частоту, «ответят» вам (принцип радиосвязи: приемник и передатчик настроены на одну волну), и это каким-то образом проявится в вашей реальности.
Согласно этому представлению, все в вашей жизни – люди, предметы, время и место любого события, а также сами события, – суть отражения ваших характерных вибраций. Рамта говорит: «Ваша жизнь – это частота, соответствующая тому, кто вы есть». Так что если вы хотите узнать ответ на вопрос «Кто я?», просто взгляните вокруг.
Сложность здесь в том, что скрытые, подавляемые части нашего внутреннего существа также отражаются в реальности. Мы подавляем их потому, что они нам не нравятся. Но именно их отражения заставляют нас порой восклицать: «Я никогда не сделал бы ничего подобного!» И это будет повторяться снова и снова – до тех пор, пока мы не осознаем причину проблемы. Такой вот невеселый круговорот… Как сказал один университетский философ: «Жизнь – бутерброд с дерьмом, и каждый день вы откусываете по кусочку».
Слова истинной жертвы.
«Гравитации не существует; просто земля засасывает». Вот так…
«Жизнь – дерьмо… А потом ты умираешь».
Поговорим об этом?

 

Роль жертвы


Мы ежедневно творим свою реальность, хотя порой нам очень трудно принять ее – и нет ничего слаще, чем охаять кого-то другого за то, что с нами происходит. Это его или ее ошибка; это их вина; это система; это Бог; это мои родители… Как мы относимся к своей реальности – так она относится и к нам. Например, в моей жизни не хватает радости, счастья и полноты. И это из-за того, что именно на них я недостаточно сосредоточен.
– Майсил Ледвит

Считать себя жертвой – возможно, самый надежный способ отказа жить по принципу «Я создаю свою реальность». Человек-жертва говорит: «И это случилось со мной! Как несправедливо и неправильно!» И делает вывод: «Бедный я, бедный! Вселенная несправедлива. У меня несчастливая судьба».
Такой настрой имеет явные плюсы. Вы проникаетесь к себе симпатией и жалостью: ведь это не вы несправедливы, а Вселенная! И не ломаете голову над тем, какая часть вашего внутреннего существа создала проблему.
Но минусы значительнее. Вы укрепляетесь в мысли, что не создаете свою реальность (у вас якобы нет возможности сделать это). Кроме того, ваша внутренняя раздробленность остается той же, что и была. А это не приближает Творца к своему творению. В дальнейшем вы снова и снова будете сталкиваться с той же проблемой, из-за которой превратились (по своей воле) в жертву – до тех пор, пока не перестанете отмахиваться от очередного преподанного урока.
В обществе позиция жертвы принимается весьма благосклонно. Большая часть вечерних новостей посвящена именно страдальцам. В Соединенных Штатах менталитет жертвы становится поистине национальным. Если с американцем случается какая-то беда, то первое, что он делает, – ищет, кому можно было бы предъявить судебный иск.
Карлос Кастанеда в своей книге «Поездка в Икстлан» приводит такие слова дона Хуана: «Вы жалуетесь всю жизнь, потому что не принимаете ответственность за свои решения… Посмотри на меня. Я не сомневаюсь, не раскаиваюсь. Я сам решаю, что мне делать, и сам несу за это ответственность».

//-- Свобода выбора --//
Когда я обдумывал разнообразные нюансы концепции «Я создаю свою реальность», одним из самых значительных вопросов, что у меня возник, был такой. Могу ли я выбирать каждый вариант развития событий, так, как хочу именно я, или он – результат «соглашения» между мною и кем-то еще? Я думал об Иисусе и Страстях Господних. Сам Иисус создал свои страдания и жестокость своих палачей или он намеревался только привнести в мир новое духовное видение, а страдания и жестокость явились результатом выполнения условий «пакетного договора»?
– Уилл —

 


Великий переворот


Если в слове есть приставка «со», это означает некий вид сотрудничества, взаимодействия. Так и «согласование», «сопутствование» означает, что элементы некоего события взаимодействуют.

Жизненная позиция «Я несу ответственность за все, что со мной происходит» – это абсолютное принятие принципа «Я создаю реальность». Когда человек переходит от настроя жертвы к состоянию творца своей жизни, он совершает великий переворот в сознании. Он входит в мир и действует. В каждой ситуации он задает себе вопросы: «Где я? Что есть «я» в этой ситуации? Какой уровень моего «я» задействован в данном случае? Как он отразится (проявится) в моей жизни?»
Великий переворот заключается в следующем. Вместо того чтобы просить Вселенную доказать вам, что это вы создаете реальность (и при этом сидеть сидьмя и только одобрять или отвергать происходящее), вы принимаете как данность тот факт, что все события в вашей жизни созданы вами и поэтому надо понять их смысл. Не философский, не космический смысл, а то, что эти события говорят о вас, вашем отношении к людям, поведении, предпочтениях, о том, что вы отрицаете в жизни, и т. д. Это поиск перемен. Щелкните переключателем, совершите переворот в сознании – и вы узнаете о себе много нового и важного для дальнейшего пути.

Уверенно идите туда, куда зовут вас мечты. Живите той жизнью, которую вы себе придумали.
– Генри Дэвид Торо.

«Люди всегда винят в своих бедах обстоятельства, – сказал великий английский драматург Джордж Бернард Шоу. – Я не верю в обстоятельства. В этом мире преуспевает тот, кто ищет условия, которые ему нужны, а если не может найти, то создает их сам».
Как мы создаем обстоятельства? Как нам удается порой устроить такие совпадения, что течение всей нашей жизни радикально меняется? Кажется совершенно нелепым, что кто-то может устроить, например, такое совпадение: «Ой, я забыл документы, так что мне пришлось быстро возвращаться домой, но по дороге у меня спустила шина. Я остановился, чтобы поменять колесо, нагнулся – и у меня лопнули брюки. Мне пришлось снять с сиденья плед и завернуться в него. Мимо проезжала женщина, дизайнер, которая когда-то разработала узор для серии пледов, один из которых был на мне. Она увидела меня, остановилась… а вскоре мы поженились». Этот случай подается рассказчиком как счастливое стечение случайных обстоятельств, совпадение. Но на самом деле мы подозреваем, что это было «со-попадание».
Неужели будущий счастливый муж сам «организовал» прокол шины? Или он сотворил лишь желание быть женатым, а остальным занялась Вселенная? (Подобные вопросы приходят к вам сразу же, как только вы принимаете принцип «Я создаю свою реальность».) После проведения экспериментов по изменению pH воды Уильям Тиллер говорил: «Мне задают вопрос: мы высказывали свое намерение детально или делали это так, что Вселенная сама находила способ осуществить его? Верно последнее».
Другими словами, вместо того чтобы диктовать всю последовательность шагов, которые вода должна пройти, чтобы увеличился или уменьшился pH (т. е. обозначить порядок изменения химических связей, ионного обмена и т. д.), мастера медитации, занятые в экспериментах доктора Тиллера, сосредоточились на результате. И тем самым позволили Вселенной заняться деталями… вроде лопнувших брюк, проколотой шины и тому подобного.

 

Возможности и будущее

Тем не менее остается вопрос: как это работает? И как человек может осознать свои возможности, чтобы творить более осознанно? Амит Госвами говорит:

«Итак, существует гипотеза: сознание – основа всего сущего. И все вокруг – это реализация различных вероятностных состояний сознания. Оно само выбирает из этих состояний тот опыт (т. е. возможность развития событий), который воплощается в реальности. Как мы знаем, квантовая физика имеет дело с вероятностями и могла бы нам помочь, но… Когда вы последний раз задавались вопросом: «Какие возможности (т. е. вероятности) осуществления моих планов у меня есть?» Ваше видение вероятностей часто ограничено довольно тривиальными вещами – например, какое мороженое выбрать сейчас, ванильное или шоколадное, – и это целиком и полностью определяется вашим прошлым опытом. Так что вы квантовую физику в своей жизни не используете».

Доктор Госвами считает, что вероятности в жизни любого человека распространяются подобно волнам вероятностей электрона. Это означает, что варианты развития событий в вашей жизни так же «реальны», как и волны, предсказанные уравнением Шредингера. Стюарт Хеймрофф делает еще один шаг в развитии этой концепции:

«Каждую сознательную мысль можно рассматривать как выбор – как «схлопывание» квантовой суперпозиции (т. е. существования множества потенциальных состояний, в которые может перейти вероятностная волна), в одно-единственное определенное состояние частицы. Скажем, вы смотрите на меню и пытаетесь решить, заказать креветок, спагетти или рыбу. Вы имеете квантовую суперпозицию всех этих возможностей, существующих одновременно. Возможно даже, что вы заглядываете в будущее и пробуете каждое из этих блюд. А затем решаете: «Ага! Пожалуй, я возьму спагетти!» И «схлопываете» суперпозицию».

Заглянуть в будущее – не столь уж невозможно, как кажется. А еще доктор Хеймрофф отмечает: «Согласно квантовой теории, вы можете также и вернуться назад во времени. Есть предположения, что некоторые процессы в мозгу связаны с сознанием, проецируемым в прошлое».
Если будет доказана правота этих предположений, то можно утверждать следующее: сознание индивидуума постоянно сканирует будущие возможности или даже входит в будущее, – чтобы, например, «прикинуть», вступать человеку с кем-то в брак или нет, – а затем «схлопывается», реализуя выбранную возможность.
А вот как эта возможность будет воплощаться в реальности – дело сверхразумной Вселенной. Она – суперкомпьютер, постоянно отслеживающий самоизменения, и поэтому автоматически реагирует на сигналы любого индивидуального сознания. И, конечно, если Вселенная может создавать самовоспроизводящиеся и сознательные формы жизни, ей вполне под силу организовать прокол шины и другие подобные мелочи.
Но как эти представления помогут нам творить свою реальность более осознанно? Да, для многих людей будущее находится по другую сторону огромной стены, которая кажется им непреодолимой. Они не замечают открывающихся возможностей и, когда «невероятные» вероятности реализуются, испытывают шок. Но когда мы осознаем, что потенциальные возможности реальны, – что ими можно управлять и «схлопывать» их, – мы можем преодолеть эту стену и попасть в сознательно созданное нами будущее.

 

Создание своего дня


Помню несколько первых попыток создания своего дня. Я не могла оставаться долгое время вне своей нормальной личности, чтобы создать что-то иное в своей жизни. Меня охватывали страх и паника. До тех пор, пока я не осознавала, кто я есть, ни о каком «творении» не могло быть и речи. Это было просто невозможно. Я была в шоке. Я пугалась и была готова сделать что угодно, лишь бы снова «стать собой» и вернуться в «реальность». Мне потребовалось долгое время, чтобы приучить себя к страху и продолжать путь в неизвестность. А поскольку я начала видеть последствия своих усилий, страх в конце концов превратился в радостное ожидание.
– Бетси —

Перед вами – поле потенциальных возможностей будущей реальности. Они ждут «движения сознания», которое реализует одно из них. Но предположим, что вы – человек, который не довольствуется только тем, что предоставляет ему Вселенная. Вы предпочитаете сами сеять семена будущего на поле своих возможностей – вы действуете творчески и сознательно.
Наибольшее количество зрительских откликов и симпатий вызвал тот фрагмент нашего фильма, в котором дается техника «Создай свой день». Это упражнение – одно из основных в школе Рамты в Йелме, округ Вашингтон. Рамта говорит: «Настоящий мастер не позволяет наступающему дню просто случиться – он создает свой день».

//-- Одна скромная идея, которая стала началом эффективной практики --//
Ознакомьтесь с отрывком текста из записи на DVD «Рамта. Сотворите свой день – приглашение к раскрытию сознания». «Вы замечали, что в момент пробуждения не знаете, кто вы? То есть: вы просыпаетесь и не можете точно сказать, кто вы есть? И что самое удивительное – замечали ли вы, что, если видите рядом с собой какого-то человека, сразу не можете точно сказать, кто это? Я думаю, что вам следует обратить на это явление самое пристальное внимание. До того, как встать с постели, нам требуется некоторое время, чтобы воссоздать свою личность. Ваша личность – то, что вы начинаете формировать, вглядываясь в себя. Потом вы осматриваете комнату, чтобы сориентироваться… Затем вы встаете, почесываетесь, затем идете в туалетную комнату и смотрите на себя в зеркало. Почему вы делаете это? Зачем вы на себя уставились? Потому что все еще пытаетесь припомнить, кто вы.
Но если вам приходится вспоминать, что вы за человек, вспоминать, что в этой жизни вы принимаете на веру, а в чем сомневаетесь… Если вам приходится каждое утро проходить этот ритуал, то каковы шансы, что ваш день окажется уникальным? Они очень невелики! Но что, если… Прежде чем вы попробуете вспомнить, кем вы были, – вспомните то, кем вы хотели бы стать! И пусть это случится еще до того, как вы увидите знакомое лицо на подушке рядом с вашей; до того, как вы почешетесь; до того, как выберетесь из постели и увидите себя в зеркале. Прежде чем вы совершите все эти привычные действия, скажите себе: «Сегодня я создам волшебный день! Он сделает меня лучше, он обогатит мою жизнь!» – и сотворите свой день! В этот момент то, что вы есть, – еще не вы. И поэтому этот миг – волшебный. Вы способны увидеть нечто необыкновенное, поверить в это необыкновенное и принять его. Например, сегодня вы можете спокойно принять повышение зарплаты. Стоит снова стать собой, ваше ожидание повышения зарплаты сильно уменьшится, мы с вами знаем это. Но в состоянии неуверенности в том, кто вы есть, вы можете создать все, что угодно.
Поэтому я всегда говорю своим ученикам: «Прежде чем встать утром и вспомнить, кто вы, создайте свой день! Тогда привычный ход дел изменится. Сонно уставившись на себя в зеркало, вы поймете, что стали несколько другим человеком. В вас появится нечто новое, непривычное, и это замечательно!»

Эта изумительная идея обращается к тому, что было предметом обсуждения в данной главе, – внутреннему «я». Но что такое это «я», способное творить? Если – личность, тогда творение будет результатом «работы» ее уже давно сложившихся структур, привычек, наклонностей, нейронных связей. Все созданное будет старой постройкой на новый лад. Но это вряд ли можно называть творением.
Или же творение исходит из высшего, божественного «Я»? Но тогда оно обычно бессознательно и является действием глубоко скрытой кармы. И хотя с точки зрения просветленного мастера подобные творения безупречны, обычному человеку они кажутся случайными, несправедливыми и порождают чувство бессилия. Он чувствует себя жертвой обстоятельств.

Жизнь – это не поиск самого себя. Жизнь – это создание самого себя.
– Джордж Бернард Шоу

Важно принять во внимание, что техника Ратмы использует мгновение пребывания в состоянии «не-я», или «нового я». И в этом состоянии вы действительно можете создать нечто совершенно новое. И совершенно сознательно. Такое творение помогает навсегда вырваться из западни бессилия и ощущения себя жертвой.
А то, что вы, используя технику Ратмы, сами творите свою реальность, ощутимо подтвердит каждый новый день.

 

Подумайте об этом…

• Каковы пределы (если таковые вообще имеются) нашего творчества и силы?
• Можем ли мы изменить законы физики? Если да, то законы ли это? А что такое законы?
• Если мы научимся эффективно творить, какая ответственность ложится на нас?
• Как наиболее конструктивно использовать свой творческий потенциал?
• Как мы можем узнать, что наши личные цели совпадают с целями Космоса?
• Как на вас влияет знание того, что мы все время творим, – осознанно мы это делаем или нет?
• В чем различие между личностью и более высоким уровнем сознания?
• Вы можете их различить? Как?
• Как вы узнаете, когда творит ваша личность, а когда – ваша высшая сущность?
• Личность – это плохо?

 


Почему мы не волшебники?

– Я не могу в это поверить! – сказал Люк Скайуокер, увидев, как Йода одной только силой мысли вытаскивает звездный истребитель из болота.
– Именно поэтому тебе это и не удается, – спокойно ответил Йода.
к/ф «Звездные войны»


Кто не хотел бы стать магом? Кто не хотел бы перейти из средней школы № 405 в Хогвартс? Кто предпочитает оставаться магглом? [5 - Маггл – термин из книг о Гарри Поттере. Так называют того, у кого нет дара волшебства. Хогвартс – школа, в которой учатся волшебству, ею руководит Дамблдор.] Кто? Это очевидно: сами магглы!
Ибо ЕСЛИ мы творим свою реальность и в ней нет никакого волшебства, то именно мы сами создаем ее такой, не правда ли? Действительно, кажется странным, что большинству людей нравится волшебство и они хотели бы научиться магии, но при этом продолжают пользоваться пультом дистанционного управления, чтобы включить телевизор…
Возникает интересный вопрос: где место волшебства по отношению к науке? Конечно, всего 200 лет назад пульт дистанционного управления телевизором (да и сам телевизор!) сочли бы за магический инструмент. Древние шумеры писали о богах, способных силой волшебства разговаривать друг с другом, находясь в разных концах света. Сегодня это очень просто. Так в чем разница? Наука методологична, но то же можно сказать и о волшебстве: в руководствах по магии и колдовству, как в поваренной книге, описываются пошаговые процедуры достижения желаемого результата. Так что, похоже, волшебство – это просто наука, но в другой парадигме. А доктор Тиллер со своими опытами над изменением pH воды силой намерения всего лишь старается стереть грань между разными научными парадигмами.

«Это была эпоха волшебства, и сам воздух был пропитан магией. Дыхание деревьев вплеталось в трели птиц, которые пели о силе. Очарованные долины хранили тайну о том, что правильное слово заставит их явить ниоткуда горы злата. Магия была повсюду. И я был там, очарованный сверкающими осколками творения, которое называл реальностью».
Предыдущий абзац был взят из книги, которую я никогда не напишу. Но кто из нас не читал подобных книг с тоскливой мечтой перенестись в чудесный мир? В эпоху волшебства магия была повсюду. Ибо ВСЕ знают: таково истинное существование мира. Истории о «волшебстве» были известны всем еще до того, как люди Запада оказались на Тибете. Ламы обладали способностью делать десятиметровые прыжки и могли за час покрывать расстояния в сотни километров. Сейчас это банальность, это уже достигнуто. Но тогда зададимся вопросом: «Что мы хотим увидеть завтра?»
Возможно, когда-нибудь я все-таки напишу эту книгу…
– Уилл —


Руководство неволшебника

Мы не будем долго рассуждать о том, почему мы не волшебники (поскольку только вы сами можете дать ответ на этот вопрос). Давайте лучше процитируем несколько страниц из книги «Руководство неволшебника», глава «Как превратить волшебника в жабу». Возможно, что-то здесь кому-то из вас покажется знакомым, и вы поймете, кто постоянно почитывает это руководство и пользуется им.
№ 1. Убеждайте людей, что они – НЕ волшебники.
№ 2. Научите их становиться жертвами.
№ 3. Ограничивайте систему их представлений.
№ 4. Объявите новую систему знаний жульничеством и сделайте ее недоступной.
№ 5. Сделайте волшебников отвратительными, жуткими; убедите людей, что быть волшебником опасно.
№ 6. Заставьте волшебников лгать.
№ 7. Никогда не заглядывайте в глубь себя.

На случай, если вы вдруг окажетесь волшебником, превращенным в жабу, в «Руководстве неволшебника» есть и защита от каждого из вышеупомянутых средств борьбы с волшебством.

№ 1. Убеждайте людей, что они – НЕ волшебники.
Каждый человек – волшебник. Но если вы убеждаете людей, что они таковыми не являются, то они станут неволшебниками. Если с вами дела обстоят именно так, дальше не читайте.
Защита: Помните о своем величии: вы – уже волшебник.

Если вам говорят, что вы – случайная «мутация материи» и что ваше самоощущение – это побочный эффект взаимодействия мертвых частиц, насколько могучим волшебником вы можете себя почувствовать? Если вся ваша магия толкуется как набор совпадений – как вы можете творить волшебство в вашей жизни? Если вы смотрите на мир через призму смерти, болезни, войны и страдания (посмотрите вечерние новости!) и чувствуете себя бессильными что-либо исправить – сколько в вас магической силы?
Вы соглашаетесь, когда вам говорят, что вы – презираемый грешник, рожденный во грехе, и мерзость в глазах Бога?
Приблизительно сорок лет назад группа прогрессивных мыслителей во главе с университетским профессором Абрахамом Маслоу пришла к выводу, что психология стала заниматься почти исключительно психическими проблемами и нарушениями: неврозы, психозы, дисфункции. Почему бы не изучать здоровых или даже в высшей степени здоровых индивидуумов? Почему бы не рассмотреть наивысшие возможности человеческого существа – и разработать методы развития каждого человека во всей полноте его потенций?

Дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.
– Евангелие от Иоанна, 14:12

За сто лет до этого великий американский писатель Генри Дэвид Торо писал: «Возможности человека никогда не измерялись. Никто не может судить – даже на основании всего нескольких сверхнормальных прецедентов! – что он может сделать».
Писатель и журналист Норман Казинс выражает ту же самую мысль: «Человеческий мозг – зеркало бесконечности. Он безграничен, нет предела его возможностям или творческому росту. Никто не знает, какие скачки в развитии могут совершить люди, если полностью реализуют заложенный в них потенциал». Именно его и намерены определить современные психологи – участники движения «Человеческий потенциал».
Возможно, самое значительное наследство Маслоу и его коллег состоит в том, что они донесли до людей истину: каждый из нас имеет огромный скрытый потенциал. В каждом из нас скрыты могучие силы и способности, которые никогда еще не были реализованы во всей полноте!

Вы не можете верить людям, которые говорят, что все это неправда. Им просто так удобно. Что бы вы предпочли: чтобы все оказалось таким, как кажется, или чтобы оно было бы не таким, как выглядит?
У кого в руках мешок с правдой?
У того, кто говорит, что это невозможно, или у того, кто уверенно утверждает обратное? У кого в руках мешок с правдой? У каждого из нас.
– Джей Зи Найт

№ 2. Научите их становиться жертвами.
Как только волшебники принимают на себя роль жертвы, они отказываются от притязаний на творение реальности. У жертв все случается само собой, обстоятельства сваливаются на них. Происходящее с ними – несправедливо, и в том нет их вины. Им никогда не приходит в голову посмотреть в глубь себя – чтобы понять, как творится их реальность.
Защита: Возьмите на себя ответственность за свою жизнь.

Ощущать себя жертвой очень выгодно. По вашему мнению, вы никогда не ошибаетесь, так что вам и не приходится ощущать чувство вины за провальный ход дел. Люди жалеют вас, обращают на вас внимание, помогают. Название игры жертвы – «Обвинение». Обвините родителей, общество, работу, партнеров, здоровье, что различные обстоятельства не дают вам обрести счастье. Но все эти самооправдания терпят крах, если вы признаете, что ваше сознание творит реальность. Это значит, что вы сами создали свою жизнь и свой мир. Вы можете ругаться и стонать, потому что вам кажется: вы не имеете того, о чем мечтаете – хотя фактически вы получили именно то, чего желали. Вы живете жизнью, которой хотели жить, жизнью, которая, согласно вашим же представлениям, была вам предназначена.
Чтобы точно знать, в каком состоянии сознания вы находитесь, просто оцените вещи, людей, места и события в вашей жизни.

Осознать, что «я создаю свою реальность», не так-то легко и приятно. Я смотрела вокруг себя на учиненный мной хаос и думала: «Черт возьми, какая грязь!» Но если я могу создать такое, значит, я могу создать и что-то иное!
– Бетси —

№ 3. Ограничивайте систему их представлений.
Вера – двигатель творения. Любой сбой в вере волшебника помешает ему творить. Очень эффективно такие сбои обеспечивают «авторитеты».
Защита: Не давайте власти авторитетам, доверяйте своему опыту. Помните: вера – двигатель творения.

Иисус ходил по воде?
Ходят ли тысячи людей каждый год по горячим углям и не обжигаются?
Муж Бетси, Горди, трижды ходил по углям, не ощущая жара и не получая ожогов. Затем он решил поговорить об этом со своим профессором физиологии. Профессор заявил, что на самом деле Горди ходил не по углям или они были недостаточно горячими. Налицо эффект «явления Лейденфроста». Когда Горди ступил на раскаленные угли в четвертый раз, он задумался: «Может быть, профессор прав и угли действительно не слишком горячие?» – и получил ожоги стоп третьей степени.
Что же он сделал дальше? Поначалу он применил защиту № 2. Вместо того чтобы обвинять профессора или своего наставника, который учил его ходить по углям, он осознал, что сам сотворил свое достижение. После этого Горди применил защиту № 3. Он не «купился» на эффект Лейденфроста и поверил в собственный опыт. И во время пятого хождения по углям проблем у него не было.

Когда магглы видят дракона, Министерство посылает своих сотрудников, чтобы те использовали заклинания забвения и магглы забыли обо всем.
Веб-сайт «Словарь Гарри Поттера» (www.hp-lexicon.org)

Вера – штука тонкая. Кто захочет прослыть ненормальным, который представляет себе вещи, невероятно далекие от реальности? Но тогда кто захочет быть ограниченным повседневной унылой реальностью, в которой никогда не случаются чудеса? Мысль о том, что можно ходить по воде, безумна. Если бы не знаменитая евангельская сцена на Галилейском море, любой сказал бы вам без тени сомнения, что это невозможно. (А если кто-то думает, что это возможно, то он – настоящий псих!)
А тонкость здесь в том, что наши системы представлений обычно не являются цельными, хорошо продуманными и последовательными. Другими словами, в минуту особенно приподнятого настроения вы можете вдруг поверить, что сейчас взлетите. Но при этом вы также будете уверены, что вам не избежать падения. Вот что говорит Майсил Ледвис:

Допустим, я верю, что могу ходить по воде, и с восторгом кричу, что вот сейчас продемонстрирую эту свою удивительную способность. Крикливыми заявлениями я маскирую свои сомнения. Мое сознание не сфокусировано полностью на уверенности, что я действительно могу это сделать. Поэтому при демонстрации у меня ничего не выйдет. Но если я абсолютно и полностью убежден, что такое возможно, что это случится, то реальность приспосабливается к моему намерению. Точно так же, если вы можете сосредоточиться и категорически признать, что вы исцелены, это случится. Но обычно в таких случаях мы всегда сомневаемся, хотя нам и не хочется в этом признаваться.

Если вы копнете достаточно глубоко, то обнаружите, что сомнение всегда есть результат столкновения некоей новой системы представлений с той, на основании которой вы взаимодействуете с миром. И пока этот конфликт не будет устранен, ваш звездный истребитель останется в болоте. Вот что говорит по этому поводу Рамта:

Насколько широк, насколько глубок, насколько высок уровень вашего принятия новой системы представлений? Ведь именно это определяет вашу веру. В жизни никогда не появится то, во что вы не верите, что не способны принять. Вы просто проявляете в вашей реальности то, во что верите. Так насколько велико ваше принятие? Больше ли оно, чем ваше сомнение? Где проходят границы этого вашего принятия? Может быть, из-за них вы больны? Из-за них к вам приходит старость? Возможно, вы несчастны потому, что уровень вашего принятия – несчастье? Это – все, что вы способны взять? Все, во что вы верите? Но так вы не сможете получить ничего большего.


Почему Дональд Трамп так богат? Потому что он принял возможность зарабатывать до трех миллионов долларов в день. Он построил модель возможности, которой нет у большинства других людей. Модель большинства других людей позволяет им получить, возможно, 300 долларов в день, но не более. Он же просто добавил к цифре цепочку нулей и принял это. Он совсем не появился на свет с особым даром.
Весь секрет в способности принятия. Как вы увеличиваете свой уровень принятия? Атлеты увеличивают его, тренируясь и участвуя в состязаниях. Таким образом они узнают не только границы своих возможностей, но и свои сильные стороны. Тренер помогает им, и в конце концов их физические возможности увеличиваются, а некоторые из них становятся даже олимпийскими чемпионами.
Почему работа с сознанием должна происходить иначе? Разве мы не должны точно так же тренировать сознание, увеличивая его возможности?
– Марк —

№ 4. Объявите новую систему знаний жульничеством и сделайте ее недоступной.
Новое знание – ключ, отпирающий каморку старой системы представлений и открывающий дверь в новую реальность. Кроме того, знание усиливает веру в подлинные законы Вселенной, тем самым одаривая волшебника могуществом. Поэтому против знания используется самая решительная из контрмер: страх.
Защита: «Ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Матфея, 7:8).

Когда мы представляем волшебника, на ум приходит образ человека в кабинете, погруженного в чтение большой старинной книги. Полки с древними изданиями доходят до потолка, на столе полно всяких загадочных инструментов. Доктор Диспенза так объясняет, откуда берется этот образ: «Вы должны иметь знание, позволяющее вам иметь великие мечты. Также необходимы страстное желание и готовность выйти за границы зоны комфорта и потребности в конформизме, готовность попробовать сделать что-то такое, что человечество сочло бы безумным. Да, делать это без надлежащих знаний – безумие. Но если вы будете действовать, зная, что делаете, – это считается героизмом. Тогда это великое действие. Тогда это гениальность».
С доктором Диспензой соглашается Амит Госвами: «Всякий раз, когда границы наших представлений раздвигаются, мы чувствуем себя счастливыми. Всякий раз, когда они жестко обозначены, мы ощущаем себя зажатыми в маленьком замкнутом пространстве, мы становимся несчастными. Так что наша цель – расширять эти границы».
Что еще общего было у всех волшебников? Посох. И у Гэндальфа, и у Йоды был посох.

Он [Гэндальф] встал, больше не опираясь на свой посох… «Мудрый говорит только о том, что знает, Грима, сын Галмода. Ты превратился в глупую змею. Поэтому умолкни и держи свой раздвоенный язык за зубами. Я не для того прошел через огонь и смерть, чтобы перебраниваться с ничтожеством».
Он поднял свой посох. Послышался удар грома… Казалось, что вспышка молнии расколола крышу. Затем все стихло. Лицо Змеиного Языка вытянулось.
– «Властелин колец»

«И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе» (Евангелие от Марка, 6:8).
Почему посох? Это символ знания. На него опирался волшебник во время работы или в пути. Посох обладал огромной мощью. Именно поэтому во все времена, если хотели превратить бессмертных волшебников в жаб, сжигали их книги. Как сказал Джон Хагелин:
Знание – самый существенный фактор мотивации. Если люди просто знают, каков их жизненный потенциал, какие им доступны высокие состояния сознания за пределами простого сна и бодрствования, на что будет похож мир, когда они станут жить в состоянии единства сознания – они имеют сильнейший мотив к действию. Единственная причина инертности людей – они не допущены к истинному знанию.
Какие знания несут людям современные средства массовой информации? Только те, которые необходимы, чтобы заставить их выйти из дома и купить гамбургер. Да уж, этого явно недостаточно. Недостаточно, чтобы вдохновить людей и показать, какие возможности открывает перед ними жизнь.

Всякий раз, когда они жестко обозначены, мы ощущаем себя зажатыми в маленьком замкнутом пространстве, мы становимся несчастными. Так что наша цель – расширять эти границы.
– Амит Госвами

№ 5. Сделайте волшебников отвратительными, жуткими; убедите людей, что быть волшебником опасно.
Просветленные излучают магнетизм и стремятся дать просветление всем. Если каким-нибудь способом убрать их подальше, это решит проблему, и следовать за ними станет намного труднее.
Защита: Найдите тех, кто может передать вам знания, и учитесь у них.

В течение многих тысячелетий нести людям свет истинного знания было опасно. И не только для духовных учителей. Ученым тоже было непросто. Но теперь, когда стало сложнее просто убивать неугодных, делается так, чтобы они выглядели в глазах людей сверхъестественными чудовищами, страшными, отвратительными. Если это не срабатывает, их голоса заглушаются голосами лидеров множества различных сект. Поэтому сейчас существует множество школ духовного самосовершенствования, и единственный способ отличить истинного учителя от настоящего – проверить все самому. Вспомните защиту № 3 – не верьте авторитетам, доверяйте собственному опыту.
Да, это опасно, но не настолько, насколько может показаться. Времена изменились. К сожалению, в коллективном сознании не стираются воспоминания. Наиболее тяжелый след в нем оставило даже не уничтожение на протяжении веков тысяч духовных учителей, а убийство 50 000–100 000 ведьм за период всего 500 лет. Грустно, что все знаменитые волшебники – мужчины, хотя многие учителя утверждают, что женщины от рождения более способны к искусству магии. Как говорил учитель Карлоса Кастанеды, индеец дон Хуан, когда мужчинам дарят новую волшебную идею, они долго думают и говорят о ней, тогда как женщины просто начинают действовать.

Как мы самый обычный день делаем необычным? Мы используем знание о необычном для того, чтобы думать о нем. Думайте о необычном, и день станет таким.
– Джей Зи Найт

№ 6. Заставьте волшебников лгать.
Ложь – это разобщение с реальностью. Она разбивает лгуна на мелкие фрагменты и уничтожает целостность его системы представлений. Поэтому любое его волшебство становится мелким и ограниченным. Это делает ложь приемлемым средством борьбы с волшебниками.
Защита: Когда вы собираетесь солгать, спросите себя: в чем заключается самое худшее, что может случиться, если я скажу правду? И стоит ли оно того, чтобы пожертвовать моими волшебными силами?

Сегодня кажется, что лгут все. Лгут боссы, репортеры, политические деятели; лгут влюбленные; лгут религиозные лидеры. Ложь кажется вполне приемлемым делом: что толку носиться с правдой, как дураку с писаной торбой? Но истинные волшебники знают последствия лжи. Одна из клятв буддистского монаха заключается в том, что он никогда не должен лгать. Говорят, что, поскольку Иисус никогда не лгал, Вселенная была вынуждена подчиняться ему. Поэтому, когда он сказал: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», – это был для Вселенной закон. «И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой». Доктор Ледвит говорит:

«Если у нас в жизни не было бы времени для лжи или обмана, если бы мы обладали совершенной непогрешимостью духовного мастера, тогда мы бы тоже легко могли делать разные удивительные вещи. Но, вы знаете, этого не добиться, просто сидя и слушая чарующую музыку, возжигая ладан и прочие благовония. Это достигается только практически: сопротивляясь лжи и привычке ощущать себя жертвой. Если мы выкорчуем это из себя, то чудеса придут сами. Если мы никогда не избавимся от этого, а просто скроем за декоративным фасадом духовности, то наука и религия никогда не смогут объединиться».

№ 7. Никогда не заглядывайте в глубь себя.
Хотя это правило последнее, оно – краеугольный камень всего вышесказанного. Если люди никогда не заглядывают в глубь себя, они никогда не узнают правду о том, кто и что они есть. Поэтому их легко убедить, что их истинное счастье где-то там, вдали.
Защита: Ничего такого не слушайте – загляните в глубь себя.

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.
– Евангелие от Матфея, 6:33

Вездесущая реклама ежедневно твердит об одном: полнота жизни может быть достигнута только получением чего-то такого во внешнем мире. Но вот простой факт: приобретя лучшую машину и дом, заработав больше денег и обретя славу, ты в конце концов остаешься наедине с собой.
Однако важно понять, что ни рекламодатели, ни СМИ, ни вообще любые лгуны не виноваты в том, что кто-то превращается в жабу. Не переносите ответственность на них – не принимайте позицию жертвы. В конце концов, каждый всегда сам решает, на что ему следует обратить внимание. На чем сосредоточиться. Что впустить в свою жизнь. Это личный выбор. Обвинение кого-то или чего-то вовне умаляет то, что есть внутри вас.
Представьте себе: вы ходите повсюду и несете людям Царство Божие, рай небесный, просветление, нирвану внутри себя. Как можно более ясно вообразите это.

Царствие Божие внутри вас есть.
– Евангелие от Луки, 17:21

Держите этот образ в уме – идя на работу, в школу, в гастроном, – повсюду храните этот образ внутри себя. Всюду, куда бы вы ни пошли, вы несете это вечное…
Если это не образ волшебника, то я не знаю, кого считать волшебником.

 

Матрица слов

Мы обсудили и исследовали множество концепций. Пришло время свести их вместе…


Напишите, какие связи вы видите между этими словами. Например, «Волшебство находится за пределами парадигмы». Отразите все возможные взаимоотношения.

 

Что наверху, то и внизу

Древний символ этой концепции – шестиконечная звезда из двух пересекающихся треугольников, также известная как звезда Давида.
Посмотрите, сколько отношений «наверху-внизу» вы можете построить из следующего списка понятий. Когда вы сделаете это, не стесняйтесь, создайте свой собственный дополнительный список понятий.

 

Квантовый мозг

Некоторые люди говорят, что сознание – это удивительное явление Вселенной, которое проявляется в человеческом мозгу. Если это так, то сознание весит приблизительно один килограмм триста пятьдесят граммов и похоже на серый вилок цветной капусты.
Эндрю Ньюберг


Джеф: Сейчас вы можете применить слово «квантовый» к чему угодно: квантовый развод, квантовая кулинария, квантовое лечение…
Бетси: И что готовит квант? (смеется)
Джеф: Не знаю, но звучит здорово, верно?

Вас удивляет, что понятие «квант» используется повсюду? Это совершенно новый взгляд на физическую Вселенную, и он определяет все остальные понятия и представления. Похоже, он открывает дверь в мир неограниченных возможностей и дает ответы на загадки, которые человечество не могло решить в течение тысячелетий.
Интереснее всего применять понятие «квант» (помимо кулинарии, конечно) для рассмотрения надфизических сфер нашей жизни: сознания (опять!), воли, намерения, опыта. А в этой главе мы с вами узнаем, какое отношение имеет квантовая теория к работе мозга!

 

Сознание, мозг, тело


Разница между человеком и камнем в том, что человеческое поведение, в противоположность поведению камня, берет начало на квантовом уровне, начиная с уровня молекул ДНК в каждой отдельной клетке мозга.
– Джон Хагелин, доктор философии

Неужели сознание – просто продукт работы мозга: «побочное явление» или «результат» суммы биоэлектрических процессов, происходящих в наших головах? Этакое «нечто», которое возникает, когда одновременно возбуждается достаточно много нейронов, образующих сети со способностью к сложным вычислениям? Если да, то мозг – всего лишь биологический компьютер? А чем же мы тогда отличаемся от машин? Значит, может существовать искусственный интеллект, равный человеческому или даже превосходящий его? Такие машины будут обладать «сознанием»? Они смогут учиться? У них будет свобода воли?
Или все же сознание – фундаментальный компонент Вселенной, не зависимый от мозга, который может существовать вне тела? Казалось бы, об этом свидетельствуют тысячи зарегистрированных феноменов выхода из физического тела при переживании клинической смерти. В этих случаях тело человека временно прекращает функционировать (например, на операционном столе), и все же его сознание продолжает оставаться активным.
Исторически ответы на эти вопросы разбиваются на три группы:
• Материализм: материя первична; сознание, чем бы оно ни было, вторично. Сознание – просто результат деятельности мозга. Нет такой вещи, как «сознание»; оно не имеет никакого реального воплощения, это просто продукт работы нашей биологической системы, нервных сетей и электрохимических взаимодействий в мозгу.
• Дуализм: сознание и материя – равноправные явления реальности. Однако они настолько отличаются друг от друга (материя – нечто плотное и осязаемое, сознание абстрактно и неосязаемо), что действуют в совершенно различных, не связанных между собой сферах. Декарт в начале XVII века разделил мир на res cogitans и res extensa – царство духа и мысли (cogitans) и царство материи и предметов (extensa). Материальный мир, включая полезные ископаемые, растения, животных и людей, – механистичен и управляем согласно абсолютным законам причины и следствия. Не может быть никакого взаимодействия между вольным абстрактным царством чистой мысли и плотным, ограниченным царством материи: это две абсолютно разные субстанции.
• Идеализм: сознание – фундаментальная реальность. Все есть проявление сознания. Живое, текучее и бесконечно самовозобновляющееся, сознание самовыражается через континуум уровней или слоев – от самого «неопределенного», или чистого, сознания через тонкие, но «ощутимые» уровни (квантовые волновые функции и частицы, фотоны, атомы, молекулы, клетки, и т. д.) до плотной материи. В этом континууме все взаимосвязано; все это один и тот же материал, проявляющийся через различные частоты, уровни вибрации или плотности.

Не утихают дебаты о микроскопических эффектах на квантовом уровне и о том, влияют ли они на наш большой, макроскопический мир. Я полагаю, что результаты влияния квантового мира на наш мир следует искать в наиболее сложной физической макроструктуре – человеческом мозгу.
– Уилл —

И в первом, и во втором случаях сознание или не существует самостоятельно, или навечно отрезано от материального мира. В третьем случае проблема взаимоотношений сознания и материи (а значит, и человеческого тела) разрешается: они уже навсегда взаимосвязаны; фактически это всего лишь две стороны одной медали. Хотя эта концепция и считается многими «крайностью», она не только совместима с буддизмом, индуистской ведической традицией, христианским мистицизмом, иудаизмом и исламом, но и одобряется многими физиками. И еще сознание вполне могло бы быть «нейтральным монизмом» математика и философа Бертрана Рассела – здесь лежащая в основе всех вещей и явлений основополагающая сущность обладает и физическими, и ментальными свойствами.
Но каким образом сознание теряет чистую абстрактность и становится мыслью, восприятием и чувством, проявляется в виде электрической или химической активности мозга? Ниже мы приводим примеры попыток объяснить это на основе смелых теорий.

Предупреждение: Эти представления большинством ученых не поддерживаются. Дальнейшее чтение может вызвать реструктуризацию вашего мозга. Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим высшим «я», стоит ли вам это делать.

 



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!